Речевая стихия офисной жизни

104
Манера общаться является краеугольным камнем в построении репутации любой организации. Что же сегодня влияет на наше речевое поведение? Секретарь и общение. “Конкурентные преимущества” правильной речи

Оказавшись как-то в одном солидном министерстве всероссийского значения, автор этих строк ожидала назначенного часа. Каково же было изумление ожидающей, когда из-за двери она услышала… русский мат. Причем, насколько можно было судить, достаточно виртуозный. С боем курантов вошла она под светлые своды и, к удивлению своему, увидела двух респектабельных господ. Выглядели господа в соответствии со всеми нормами делового имиджа, были исключительно галантны и ухаживали за гостьей по всем правилам офисного гостеприимства. Попытка догадаться, кто столь оригинально представлял отечественную речь, ни к чему не привела…Наше речевое поведение
Манера общаться является краеугольным камнем в построении репутации любой организации и считается одним из самых значимых элементов ее корпоративной культуры. Для этого в некоторых компаниях каждое слово прописывается в специальном документе.

Свод речевого поведения дает многое. Это и стабильность, и знание того, как поступить в той или иной ситуации общения, это и климат в компании.
Вспомним, что речь имиджмейкеры считают центральным элементом имиджа. Стили, манеры общения могут быть разными и являться лакмусовой бумажкой личности и организации. И порой тон общения задается в приемной.
  Например, автор статьи наблюдала секретаря в джинсах, в огромном браслете, в одежде без рукавов. Манера общения была соответствующей: домашне-фамильярной (“Вы по-быстренькому приезжайте в офис!”, “Зинаида Петровна, закорючку свою здесь поставите?”, “Чайку хлебнем, а?”). Посетители офиса пребывали в недоумении, куда они попали.
Если же в офисе при общении друг с другом люди используют ненормативную лексику (таковая считается особо экспрессивной), то можно предположить, что данное общество больно.Лексика цензурная и не очень…
Мы живем в период серьезных перемен. Политические и экономические обстоятельства привносят новшества и влияют на способы нашего взаимодействия. Уже не является новостью мысль о том, что происходит практически повсеместная маскулинизация женщин (то есть омужествление). Дамы сели за руль, управляют компанией, курят и…пользуются порой лексикой, которая традиционно считалась мужской прерогативой – ненормативной.
Нецензурная лексика свидетельствует об упрощении нравов, о по¬пытке оказать себе дополнительную поддержку. В целом использование подобной лексики свидетельствует о неуверенности в себе, о желании доказать себе и окружающим нечто…
Кто-то может воскликнуть: но даже с телеэкрана слетают порой такие слова!
Дело в том, что употребление ненормативной лексики указывает на то, что не все в порядке “в королевстве нашем”. Подобная лексика отражает “культуру” нашего общества, если даже с телеэкранов к нам приходят не лучшие слова, которые отражают корпоративную культуру и лицо отечественных СМИ. Таким образом, некоторые представители СМИ заигрывают со слушателями/зрителями, происходит попытка подстроиться под массы, выражается желание снискать дешевую популярность, это такой популистский ход.
Научный руководитель Центра экологического выживания и безо¬пасности Геннадий Чеурин сделал неожиданное открытие.

Раньше на Руси определенные слова, которые сегодня считаются неприемлемыми для произнесения в приличном обществе, были под строжайшим запретом, считались сакральными, и употреблять их можно было лишь 16 дней в году. Сегодня, когда такие слова употребляют без надобности, это приводит мужчин к утрате мужской силы, “а если матерится женщина – она медленно превращается в мужчину”, считает Геннадий Чеурин.
Влияние бранных слов доказано экспериментально.

Ученые “обругали воду”, а затем полили этой водой семена пшеницы. В результате из тех зерен, которые были политы такой водой, взошли только 48%, семена же, политые святой водой, проросли на 93%.
Таким образом, добрые слова обладают поистине действенной силой. Добрые слова, хорошие коммуникации служат удобрением и способствуют росту (развитию) компании.
В офисную жизнь могут ворваться также просторечия и упрощенная речь.

Так, на одном из моих семинаров слушательница сказала вместо “матери” “матеря” (множественное число существительного “мать”).  
Это, конечно, крайний случай невысокого культурного уровня, но тем не менее вульгаризмы и просторечия встречаются, что не сильно повышает имидж компании.Причины изменений в современной речи
Арсений Тарковский, отец Андрея Тарковского, в свое время (в 1973 году!) сказал об “электронной лире”. Именно “электронная лира” потеснила человеческое общение и активно влияет на нашу речь. В офисе то и дело слышатся русифицированные версии IT-лексики: “кликни”, “смс-ить”, “баннер”, “браузер”, “блоги”. В переписке используются смайлики вместо пространных описаний эмоций.
Но так же, как до сих пор ценилась и всегда будет цениться ручная работа (например, известно, что в Домах моды истинные художники рисуют эскизы моделей вручную), так же будет цениться настоящая правильная и красивая речь.

Эйнштейн заметил: “Интеллект не должен стать богом. Он, конечно, имеет характер сильных мускулов. Но лишен души”.
На современную речь также влияет ускорение нашей жизни. Речь ускоряется, артикуляция при этом может ухудшиться. Что очень заметно в приватном и телефонном общении. “Примнаягосдинаванованталья”. Примерно такое может порой услышать позвонивший. В момент подобной скоростной передачи информации, во-первых, понижается персональная репутация говорящего и компании, которую он представляет, во-вторых, собеседник может попросту не воспринять информацию.
Глобализация также вносит свою лепту в развитие отечественной речи. Прежде всего, офисной. Мы порой уже не отдаем себе отчет в том, на каком языке разговариваем: на русском, английском или смеси русско-английского с нижегородским: все эти “сори”, “плиз” и т. п.Секретарь и общение
Достойное общение в компании во многом зависит от лица компании – секретаря. И от того, как общается секретарь даже в кулуарах, зависит климат в офисе. Ведь не только руководитель задает тон, но и его личный помощник – он может либо поддерживать речевую политику руководителя, либо быть буфером между коллективом и администрацией. Что особенно значимо в период кризиса для укрепления репутации компании. Ведь нет ничего незначительного.

Посетитель услышал случайно одну короткую реплику в кулуарах компании… и отозвал выгодный контракт. И это не миф. Во время визита важного клиента собеседник ответил на мобильный звонок, и клиент потерян…
Хуже всего воспринимается (как непрофессиональное поведение) продолжительная частная беседа по телефону в присутствии коллег, посетителей или любых посторонних лиц с использованием просторечий, элементов сленга и пр.

Вместо “добрый день” в этом случае говорится “приветик”, вместо “да, пожалуйста” – “щас”, вместо “всего доброго” – “пока”…
Это расхолаживает как самого человека, так и окружающих. А в глазах посетителей, клиентов создает не самую лучшую репутацию компании в целом. А если уж секретарь приемной позволяет себе такое, то что же говорить и думать об остальных сотрудниках, компании в целом? От персоны в приемной действительно многое зависит.Какая она – речь деловая?
В отличие от бытовой речи, которая спонтанна, иной раз прерывиста (“Мы вчера были в магазине…Там так здорово!.. И еще хотела сказать о… К тому же я посмотрела еще и это…”), деловая речь более четко организована, структурирована. (“Николай Васильевич, мы вышлем вам договор с курьером, после чего он будет рассмотрен, а затем – подписан”.)
Коммуникаторы обдумывают каждое слово. Ведь от этого зависит порой исход переговоров – в офисе или на протокольном мероприятии.
В корпоративном общении соблюдаются определенные речевые ритуалы. (Папа Малыша спрашивает у фрекен Бок: “Скажите, вы любите детей?” “Ну, как вам сказать?.. Безумно!” – отвечает та по всем за¬конам речевого этикета в мелодраме…)
Деловая речь содержит в себе больше бизнес-лексики. Иногда возможен даже бизнес-сленг, а также профессиональное арго. Пользоваться ими стоит лишь в среде тех, кому это понятно, среди своих. При этом можно так привыкнуть пользоваться профессиональной лексикой, что вас не смогут понять даже клиенты. Есть риск также сбиться на специфические выражения, которые можно использовать лишь в своей среде (“не вопрос”, “легко!”, “а то!”, “откосячить” “типа”, “как бы”, “как-то так”, “о’кей”). Клиенты могут не понять столь фамильярного, “свойского” обращения. Поэтому даже в своей среде лучше говорить на правильном языке, без искажений и жаргона.

Речевая фамильярность уместна лишь в бытовом общении, да и то не всегда. В деловой же речевой культуре соблюдается речевой этикет, то есть последовательность изложения.
Повседневная речь содержит в себе больше повседневной лексики, больше просторечий. Проще организована, иногда и вовсе неорганизованна.
По мнению автора статьи, современные секретари и помощники очень активно развиваются в личностном и профессиональном отношении. И если вести речь о речи (рука уже тянется кликнуть на улыбающийся смайлик), то существуют проверенные способы совершенствования собственной лексики и развития адекватных коммуникативных навыков, столь необходимых в их деятельности.“Конкурентные преимущества” правильной речи
Казалось бы, зачем в офисе эта красивая правильная речь? Тем более когда клиенты не слышат. Причин несколько.

• Вежливость среди коллег создает положительный микроклимат в компании.
Грамотная, профессиональная речь настраивает на рабочий лад, задает определенный пафос отношениям.
• Привычка хорошо говорить позволяет держать себя “в речевой форме” и не сбиться на просторечия в присутствии клиентов или на корпоративной вечеринке, когда все расслаблены…
• Хорошо организованная речь позволяет экономить время, которое может часто теряться на уточняющих вопросах в случае взаимного непонимания.
• Хорошая речь позволяет и писать качественно, правильно формули¬ровать мысли в документах. Что очень значимо в работе секретаря.
• Культура речи, ясность изложения дает возможность понимать друг дру¬га внутри компании и транслировать свои мысли во внешнюю среду.
• Манера общаться дает информацию о степени цивилизованности и этичности компании. И, следовательно, о возможности или невозможности вести с ней дела.

Что вам поможет усовершенствовать свою речь?
1. Осмысленное отношение к тому, что производит собственный речевой аппарат.
Правильно ли я говорю, формулирую мысли? Отчетливо ли артикулирую? Слышат ли меня собеседники (особенно по телефону)? Не слишком ли быстро я говорю?
2. Визиты на сайт http://www.gramota.ru/, где можно проверить, уточнить любое слово, правописание, стилистику и поупражняться в написании диктантов.
3. Просмотр словарей.
4. Чтение русской классики и современной качественной литературы.
5. Возможность смотреть хорошие фильмы и телепередачи культурологического значения.
6. Общение и в неофициальной обстановке на хорошем современном языке.
7. Наблюдение лучшего речевого поведения, за образец лучше взять несколько персон, правильно и красиво говорящих.

Каждый из нас ответственен не только за собственную речь, общение, но и представляет свой социум, клан, профессиональную среду, компанию и страну.
Хотелось бы по праву гордиться пока еще великим и пока еще могучим русским языком, который входит в тройку самых значительных языков (помимо английского и китайского) современного мира.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Опрос

Какие темы вам наиболее интересны?

  • Профстандарт секретаря 9.47%
  • Делопроизводство 15.15%
  • Психологические аспекты работы секретаря 9.85%
  • Имидж секретаря 9.85%
  • Деловой этикет 10.98%
  • Карьерный рост 7.2%
  • Документооборот 16.29%
  • Электронный документооборот 14.39%
  • Архивное дело 83.33%
результаты

Рассылка



Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Вы - делопроизводитель? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи по делопроизводству на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по делопроизводству
  • участвовать в вебинарах
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал PRO - делопроизводство

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль