Персональный ассистент на рынке труда

200
Должности "секретарь", "помощник руководителя", "секретарь-референт", "персональный ассистент" сегодня являются наиболее востребованными на рынке труда. Должность "персональный ассистент" существует практически в каждой компании. Какие требования выдвигают работодатели и какую заработную плату предлагают компании на этой должности? Варианты карьеры персонального ассистента

Еще 10–15 лет назад должность “персональный ассистент” (“личный помощник”, “бизнес-ассистент”) ассоциировалась в основном с “секретаршей” – видной молодой девушкой, красивым “лицом компании”. Сейчас эта работа носит совсем другой характер, требования к кандидатам кардинальным образом изменились: на первое место вышли профессиональные качества, опыт работы, понимание бизнес-процессов. Изменение экономической ситуации на российском рынке последних лет сделало эту должность одной из наиболее востребованных. Развивающиеся бизнес-направления требуют административной поддержки, все руководители нуждаются в профессиональном помощнике.
Какое же место в компании занимает персональный ассистент сегодня? Какую работу он выполняет и какую заработную плату предлагают компании на этой должности? 

Ситуация на рынке труда
Должность “персональный ассистент” существует практически в каждой компании, но в какой отрасли данные сотрудники востребованы в первую очередь? По результатам анализа запросов, поступивших в кадровую компанию “AVANTA Personnel” в 2007 г., наиболее активными при подборе таких специалистов оказались торговые, а также производственные компании. По нашему мнению, происходило это в связи с тем, что в торговых компаниях довольно активно идет процесс продвижения и перемещения сотрудников, зачастую новый персональный ассистент востребован по причине повышения предыдущего. Промышленный сектор сейчас на подъеме, открываются новые представительства иностранных компаний, заводы, и, естественно, руководящему составу требуются ассистенты. Активными заказчиками на поиск специалистов выступили также банковский, консалтинговый, IT/Telecom и страховой секторы рынка.

Какие требования предъявляют работодатели при подборе сотрудников на должность “персональный ассистент”?
Можно выделить две категории требований. Первая – общие, стандартные требования, которые в основном и указываются в объявлениях о данной вакансии. Вторая – особые требования к должности “персональный ассистент”.
В первую очередь работодатели обращают внимание на:
• соответствующий опыт работы кандидата в административном секторе. При этом необязателен опыт работы именно в качестве личного помощника;Многие кандидаты приходят на эту позицию, например, с должности “секретарь отдела”, а если речь идет о личном помощнике или бизнес-ассистенте руководителя высокого уровня, то кандидаты занимают эту должность, уже имея опыт работы руководителем, зная суть бизнес-процессов.
• свободное знание одного или нескольких иностранных языков;
Наиболее востребованным является, естественно, английский язык.
• высшее образование;
• определенные личностные характеристики:
внимательность, организованность, высокий уровень ответственности, сообразительность, коммуникативные навыки, дипломатичность;
• знание ПК (уверенный пользователь Word, Excel, PowerPoint, Internet).
Однако для принятия окончательного решения о приеме на работу персонального ассистента решающими факторами становятся такие специфические (особые) требования, как:
• психологическая совместимость с будущим руководителем;
• готовность работать с ним в едином темпе и графике;
• готовность к решению нестандартных и быстро меняющихся задач;
• умение эффективно взаимодействовать с управленческим составом компании;
• понимание значимости и конфиденциальности получаемой информации.
При подборе помощника руководителя одному или нескольким из этих требований уделяется особое внимание.
Одним из важнейших на сегодняшний день факторов выбора персонального ассистента для руководителя высокого ранга становится его готовность расти и развиваться вместе с руководителем. Ведь управленцы – яркие, неординарные, харизматичные личности, постоянно стремящиеся к достижению новых целей, покорению новых вершин. И если ассистент при этом остается на одном и том же уровне, то через некоторое время он просто не сможет соответствовать тем задачам, которые ставит перед ним руководитель.

Уровень заработной платы персонального ассистента
Анализ поступавших в 2007 г. в “AVANTA Personnel” запросов показал средний уровень заработной платы персональных ассистентов в Москве – он составляет 50 000–70 000 руб. и неуклонно растет. Постоянный рост среднего уровня зарплаты связан с общим подъемом рынка, который нуждается в квалифицированных кадрах. В тех же случаях, когда персональный ассистент становится “правой рукой” руководителя, незаменимым помощником в бизнесе, уровень его заработной платы возрастает до 90 000–100 000 руб. и выше.
Уровень заработных плат в Москве, конечно, значительно выше, чем в других городах России. Так, для сравнения, согласно исследованию “AVANTA Personnel”, проведенного осенью 2007 г., средний доход личных помощников в месяц составляет:• в Санкт-Петербурге – от 32 000 до 45 000 руб. (60 000 руб. – максимально);
•  в Краснодаре – 19 000 руб.;
• в Новосибирске – 20 000 руб.;
• в Перми – 18 000 руб.;
• в Самаре – 23 000 руб.
Персональным ассистентам кроме фиксированного оклада предоставляются бонусы. Их наличие и размер зависят от общей политики компании. Это может быть “тринадцатая” заработная плата, вознаграждение за дополнительные объемы работ (например, организацию крупного мероприятия) и т. д. Кроме денежного вознаграждения в качестве дополнительных льгот зачастую работодателями предоставляются: добровольное медицинское страхование, бесплатное питание и оплата мобильного телефона.

Функции персонального ассистента
Традиционно ассистент, оказывающий административную поддержку, осуществляет следующие функции:
• прием и распределение звонков, обработка факсов и электронной почты;
• сбор и отправка корреспонденции, обработка входящих и исходящих документов руководителя, ведение текущего архива;
• подготовка отчетов, презентаций;
• осуществление письменных и устных переводов;
• организация совещаний и ведение протоколов;
• административно-хозяйственное обеспечение руководителя;
• организация и оформление командировок руководителя;
• оформление и отслеживание договоров и счетов на оплату.
В небольших компаниях на персонального ассистента первого лица зачастую возлагаются функции руководителя секретариата, офис-менеджера и т. д. При работе с руководителем-иностранцем, особенно приехавшим в Россию недавно, добавляется целый ряд обязанностей, связанных с обеспечением комфортного проживания руководителя и его семьи.

Карьера персонального ассистента
Можно выделить три основных варианта развития карьеры персонального ассистента.
Первый вариант профессионального роста – рост внутри позиции “персональный ассистент”.Многие руководители, особенно высокого ранга, ищут человека, которого бы они могли назвать своей “правой рукой”.
Второй вариант развития – это перемещение в другую сферу деятельности, в другой отдел и на другую должность.
И, наконец, третий вариант. К сожалению, часть персональных ассистентов, не имея возможности развития в своей компании, рассматривает для себя, как вариант карьерного роста, переход в другую компанию. Хотелось бы подробнее остановиться на этой ситуации.Нередко сотрудники поспешно принимают решение о переходе в другую компанию. Зачастую этот вариант рассматривается даже без предварительного разговора с руководством о возможностях дальнейшего развития, повышения заработной платы или других желаемых моментах. И только после того, как сотрудник приносит заявление об увольнении, оказывается, что причины его ухода были совершенно неочевидны для руководства, но их вполне можно было обсудить и решить внутри компании.
Вернемся к рассмотрению двух первых вариантов развития карьеры персонального ассистента: повышение профессионального уровня на данной должности или переход в другую сферу деятельности на новую позицию.
Как упоминалось выше, есть профессиональные личные помощники, которые много лет работают в этой должности, но с точки зрения обязанностей переходят на качественно иной уровень – помощника
руководителя по бизнесу. Это работники с гораздо более высоким уровнем ответственности, чем другие сотрудники, они владеют широким спектром информации. В их функции входит:
• обеспечение контроля над полным и своевременным выполнением проектов, действующих в компании;
• сбор информации, подготовка различных финансовых, аналитических, отчетных документов;
• взаимодействие с деловыми партнерами, государственными органами, представителями сотрудничающих компаний;
• сопровождение руководителя в поездках, планирование его рабочего времени, организация встреч, ведение протоколов встреч, выполнение личных поручений;
• подготовка презентаций, ведение деловой переписки.
Зачастую у такого сотрудника есть уже собственные подчиненные – секретарь, младший персональный ассистент, которые выполняют чисто административную работу. Сами же бизнес-ассистенты настолько вовлечены в деятельность свого руководителя, что нередко переходят с ним из компании в компанию, если руководитель меняет место работы. Однако многие личные помощники, получив опыт работы на данной должности, выбирают для себя в качестве пути дальнейшего развития переход на принципиально иной участок деятельности.

От чего зависит продвижение персонального ассистента на другие должности внутри компании?
Во-первых, от общей политики компании в отношении собственных кадров.На сегодняшний день во многих компаниях, применяющих современные методики работы с персоналом, существует система развития и продвижения персонала внутри компании, а также проводится внутренний конкурс на новые должности до привлечения внешних кандидатов.
Во-вторых, переход на другую должность зависит от наличия на сегодняшний день реальных возможностей для продвижения сотрудников внутри компании. Также важно личное желание сотрудника, и ниже будет рассмотрен вопрос о том, как можно выразить свой интерес к переходу на другую должность. Кроме того, специфика работы персонального ассистента такова, что многое зависит от отношения его непосредственного руководителя к тем или иным вопросам.

Какие варианты развития предлагают компании персональному ассистенту, желающему попробовать себя на другой должности?
По мнению компаний – клиентов “AVANTA Personnel”, среди которых был проведен опрос на эту тему, личные помощники чаще всего переходят на другую должность в таких сферах, как:
• управление офисом (речь идет о таких должностях, как офис-менеджер, управляющий офисом, начальник секретариата);
• маркетинг, PR;
• Customer Service;Customer Service – сервисное обслуживание и поддержка клиентов, интерактивная поддержка клиентов.
• Contract Administration;Contract Administration – управление контрактами и взаимоотношениями между покупателем и продавцом, изучение и документирование деятельности продавца.
• HR.
Можно выделить следующие факторы, способствующие продвижению личного помощника на другую должность:
• получение дополнительного образования в интересующей области;
• разговор с руководством, “огласка” своего желания перейти в другую сферу деятельности;
• участие в проектах, дающее возможность проявить себя, свои знания, навыки, выходящие за рамки ежедневных обязанностей персонального ассистента;
• проявление инициативы, принятие на себя дополнительных функций;
• демонстрация дополнительных знаний и навыков.
Как уже упоминалось выше, крайне важным является правильно выстроенный разговор о желании двигаться дальше, занять другую должность в компании.Необходимо выразить свои намерения, донести их до руководителя и HR-отдела, обосновать мотивы перехода, узнать, какие навыки и знания являются необходимыми для работы на интересующей должности. Нужно оговорить возможные сроки продвижения и тот уровень, которого вам нужно достичь, чтобы соответствовать требованиям желаемой вакансии.
Дальнейшее развитие рынка труда персональных ассистентов видится в появлении именно профессиональных личных помощников, целенаправленно приходящих на данную позицию, развивающихся внутри нее, приобретающих статус незаменимых для руководителя. 
В заключение хотелось бы отметить, что персональный ассистент – это не только интересная и важная профессия, которая сейчас чрезвычайно востребована на рынке, она еще очень перспективна, достойно оплачивается и открывает возможности профессионального роста.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Опрос

Какие темы вам наиболее интересны?

  • Профстандарт секретаря 10.86%
  • Делопроизводство 17.19%
  • Психологические аспекты работы секретаря 11.76%
  • Имидж секретаря 11.31%
  • Деловой этикет 12.22%
  • Карьерный рост 8.6%
  • Документооборот 19%
  • Электронный документооборот 16.74%
  • Архивное дело 81.9%
результаты

Рассылка



Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Вы - делопроизводитель? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи по делопроизводству на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по делопроизводству
  • участвовать в вебинарах
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал PRO - делопроизводство

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль