Что должен знать специалист ДОУ о проектах МЭДО и СМЭВ

589
В конце ХХ века по всему миру стало распространяться понятие e-government, что в переводе на русский язык означает «электронное правительство». В концепции электронного правительства лежит идея использования современных информационных технологий и систем электронного документооборота в работе государственных структур. По степени внедрения этой идеи экспертами ООН оценивается уровень развития страны. Россия, по данным рейтинга 2012 года, занимает 27 место.

Внедрение автоматизированных систем в государственных структурах

Учитывая мировую тенденцию, достижения в области информационных технологий и коммуникаций, внедрение СЭД в государственные структуры, низкий рейтинг России, руководство страны обратило внимание на вопросы автоматизации работы государственного аппарата. Встал вопрос о переходе к полноценному электронному документообороту в государственном масштабе.  

Что должен знать специалист ДОУ о проектах МЭДО и СМЭВ

Поэтому не случайно на первом заседании Совета по развитию Информационного общества, состоявшемся в феврале 2009 г., Президент (в те годы Д.А. Медведев) поставил задачу создать за два года информационные и институциональные предпосылки для интеграции в глобальное информационное общество. Работы в области информатизации общества привели к созданию в России проекта электронного правительства – Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 - 2010)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 (изменения вносились в 2004, 2006, 2009 и 2010 гг.).   

Следует отметить, что внедрение автоматизированных технологий и систем в государственных структурах проходило не теми темпами, которые требовались для реализации задач электронного правительства.  

Например, одна из них – организация процесса передачи документов между организациями для межведомственного взаимодействия. Несмотря на то что при наличии локальных сетей созданный документ может быть согласован в электронной форме и подписан электронной цифровой подписью, согласование проводилось традиционными методами. Президент призвал Администрацию Президента РФ стать примером для Правительства РФ в вопросе межведомственного взаимодействия и информационной открытости.  

Резюмируя вышеизложенное и оценивая результаты проектов начального этапа реализации ФЦП «Электронная Россия» (с 2002 по 2010 гг.), следует отметить, что была создана основа методологической и нормативной базы для полномасштабного применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обществе, бизнесе, деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Дальнейшее развитие проекта «Электронная Россия» и системы межведомственного электронного документооборота нашло отражение в распоряжении Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р (ред. от 20.07.2013) «О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)"». Среди целевых индикаторов и показателей государственной программы есть и такой: долю электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота к 2015 г. планируется довести до 70% (См.: Целевые индикаторы и показатели государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020 годы)». Приложение № 1 к государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020 годы)»).        

В рамках реализации ФЦП «Электронная Россия» интенсивно развиваются два масштабных проекта – система межведомственного электронного документооборота (МЭДО) и система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). За проект МЭДО отвечает Федеральная служба охраны (ФСО), а за СМЭВ – Министерство связи и массовых коммуникаций.  

Что такое система МЭДО?

Система МЭДО представляет собой федеральную информационную систему для автоматизированного обмена электронными документами в защищенном режиме между Администрацией Президента, Аппаратом Правительства, федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) и органами исполнительной власти субъектов РФ, а также информирование высших органов государственной власти о ходе исполнения поручений. Целью создания МЭДО является повышение эффективности управления в органах государственной власти за счет сокращения времени прохождения документов между организациями и ведомствами, минимизации затрат на обработку и отправку документов, мониторинга исполнения поручений. То есть МЭДО – это некоторая среда, через которую органы исполнительной власти могут и должны обмениваться документами в электронной виде.

Для реализации цели повышения эффективности управления в органах государственной власти принимается ряд нормативных правовых актов, регулирующих основы МЭДО:

Положение о системе межведомственного электронного документооборота, утв. постановлением Правительства РФ от 22.09.2009 № 754 (в ред. постановлений Правительства РФ от 01.08.2011 № 641,от 06.09.2012 № 890, от 06.04.2013 № 305).

Это основной документ, определяющий само понятие МЭДО и участников этой системы. В положении говорится, что система не только должна обеспечить возможность передачи документов между системами СЭД Администрации Президента и Правительства РФ, а также федеральных органов по защищенным каналам связи, но и разработать программные модули (адаптеры), обеспечивающих взаимодействие системы МЭДО и ведомственных СЭД.  

  • Технические требования к организации взаимодействия системы межведомственного документооборота с системами электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти, утв. распоряжением Правительства РФ от 02.10.2009 № 1403-р. В них описаны требования к компонентам организации взаимодействия: СЭД, шлюз, адаптер и т.д.
  • О правилах делопроизводства в Федеральных органах исполнительной власти, утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477.  

Настоящие Правила устанавливают единый порядок делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти. Действие Правил не распространяется на организацию работы с документами, содержащими государственную тайну. На основе указанных Правил федеральные органы исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области архивного дела издают инструкции по делопроизводству.  

Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 697.  

Описаны требования к Министерству связи и массовых коммуникаций по обеспечению ведения единой СМЭВ, требования к федеральным органам исполнительной власти (ФОИС), рекомендации органам государственной власти субъектов РФ и пр.

  • Программа РФ «Информационное общество (2011-2020 годы) » (в ред. посл. от 20.07.2013 № 606), утв. распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р. В Программе определен ответственный исполнитель – Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. Соисполнители программы: Министерство здравоохранения и социальной защиты РФ, Министерство культуры РФ и др. Определены задачи программы, объем бюджетных ассигнований на программу, оценены состояние и прогноз развития информационных и телекоммуникационных технологий РФ и пр.
  • ГОСТ Р 53898-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы электронного документооборота Взаимодействие систем управления документами. Требования к электронному сообщению, утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 26.10.2010 № 327-ст. В стандарте было закреплено общее правило взаимодействия между ведомственными СЭД.
  • Пункт 3 раздела 3 Протокола заседания Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления от 29.06.2010 № СС-П10-18пр.  

В этом документе ставились вопросы об единой системе справочников и классификаторов в целях предоставления государственных услуг в электронном виде, о готовности ведомственных систем электронного документооборота к работе в рамках МЭДО и т.д.  

В настоящее время МЭДО предусматривает взаимодействие не только информационных систем федеральных органов исполнительской власти, но и иных органов государственной власти. Хотя основными участниками МЭДО определены федеральные органы власти, уже есть опыт подключения к МЭДО в качестве абонентов ряда органов власти субъектов РФ. Интерес к МЭДО со стороны таких органов, а также органов местного самоуправления неуклонно растет. Таким образом, федеральные органы власти являются обязательными (в соответствии с решением Правительства) участниками МЭДО, а органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут стать участниками МЭДО по собственной инициативе и на добровольной основе. Т.е. в соответствии с Положением о системе межведомственного документооборота участниками межведомственного электронного документооборота (участниками МЭДО) являются (рис.1):

  • Администрация Президента РФ;
  • Аппарат Правительства РФ;
  • федеральные органы исполнительной власти;
  • иные федеральные органы государственной власти.

Что должен знать специалист ДОУ о проектах МЭДО и СМЭВ

Рис. 1. Схема участников МЭДО  

Обмен электронными сообщениями

Как было указано выше, МЭДО – федеральная информационная система, предназначенная для организации взаимодействия систем электронного документооборота (СЭД) участников межведомственного электронного документооборота. Под взаимодействием СЭД понимается обмен между участниками МЭДО электронными сообщениями в виде:

  •  электронных документов;
  •  уведомлений – информации о ходе рассмотрения и исполнения документов по МЭДО.

Алгоритм обмена электронными сообщениями приведен на рис. 2.

Что должен знать специалист ДОУ о проектах МЭДО и СМЭВ

Рис. 2. Алгоритм обмена электронными сообщениями

Алгоритм обмена предусматривает не только передачу документа, но и уведомление о его получении; отслеживается ход исполнения документа и т.д. Таким образом, каждый участник МЭДО имеет возможность оперативного получения направляемых в его адрес документов, может минимизировать время и трудозатраты на их ввод и последующую обработку в СЭД, на подготовку исходящих документов к отправке. Также у отправителя появилась возможность получения оперативной информации о состоянии работы с отправленными по МЭДО документами у их получателя (разумеется, если получатель также входит в число участников МЭДО).

За проект МЭДО (см. постановление Правительства РФ от 22.09.2009 № 754) отвечает Федеральная служба охраны (ФСО) РФ.

В функции ФСО в рамках создания и развития МЭДО входят: организационное и методическое обеспечение, ведение адресных справочников, создание и обеспечение эксплуатации технико-технологической инфраструктуры МЭДО, а также поддержание ее в рабочем состоянии, обеспечение информационной безопасности МЭДО.

Для этого специалистами ФСО были разработаны следующие основные документы:

  • Регламент обмена документами в электронном виде между органами государственной власти РФ с использованием системы межведомственного электронного документооборота (утв. руководителем спецсвязи ФСО России 11.11.2011);
  • Технические требования по сопряжению региональных систем электронного документооборота с защищенной системой межведомственного электронного документооборота;
  • Организационно-технические условия по размещению на объектах органов исполнительской власти комплекса сопряжения ведомственных и региональных систем электронного документооборота с системой межведомственного электронного документооборота.
  • План-график сопряжения региональных систем электронного документооборота с системой МЭДО (2011 – 2014 годы).

Для обеспечения взаимодействия СЭД в рамках единой системы МЭДО федеральной службой охраны разработан формат обмена электронными документами в органах государственной власти России. Каждая СЭД ФОИВ, являясь участником МЭДО, должна формировать исходящие документы в этом формате для отправки в систему МЭДО, а также обрабатывать поступившие в этом формате из МЭДО документы.

В целях обеспечения сопряжения в каждой СЭД федеральных органов исполнительной власти реализована возможность автоматического преобразования документов СЭД ФОИВ в формат документов МЭДО при подготовке и отправке исходящих документов и входящих документов формата МЭДО в документы формата СЭД ФОИВ.

Таким образом осуществляется возможность обмена документами между СЭД ФОИВ и МЭДО, а также данными о ходе исполнения документов. За счет фиксации реквизитов и содержания документов происходит информирование сторон о факте создания карточки входящего документа, его регистрации или отказа от регистрации, назначение ответственных исполнителей по входящему документу, подписание и регистрация исходящего документа, подготовленного в ответ на входящий. Подключение федеральных органов исполнительной власти к МЭДО обеспечивает повышение эффективности и управляемости их внутренних бизнес-процессов, полноценный обмен информацией между участниками МЭДО, позволяет автоматически отслеживать исполнение поступивших, например, из Аппарата Правительства РФ в ФОИВ документов и наоборот – запросов ФОИВ, направленных в Аппарат Правительства.

Реализация проекта МЭДО

В основу реализации проекта МЭДО легли следующие технические решения:

1. Все участники МЭДО используют единый формат обмена электронными сообщениями. Реквизиты документа – файл формата XLM определенной структуры с указанным составом элементов и их атрибутов.

Электронное сообщение содержит следующий набор реквизитов:  

тип электронного сообщения, регистрационный номер исх. документа, дата исх. документа, данные о лице, подписавшем документ, подразделение – ответственный исполнитель документа, краткое содержание документа, количество страниц документа и приложения, адрес документа, связанные документы, файлы электронного документа.  

2. Каждый участник МЭДО использует программно-технический компонент (так называемый шлюз), обеспечивающий обмен электронными сообщениями между своей СЭД и МЭДО (прием и отправка сообщений, их хранение, просмотр, поиск, выгрузка (загрузка) электронных сообщений и пр. В составе шлюза развертывается комплексное программное обеспечение «Почтовая служба».

3. Каждый участник МЭДО использует специализированное программное обеспечение, предназначенное для преобразования передаваемых или получаемых данных, входящих в состав электронных сообщений, в формат представления данных, используемых в СЭД, или в стандартный формат данных при обмене электронными сообщениями.

То есть адаптер обеспечивает:

  • для поступающих по МЭДО документов – их прием и преобразование из единого формата обмена во внутренний формат СЭД для обеспечения дальнейшей обработки;
  • для поступающих по МЭДО уведомлений – их прием и обработку, включая ввод информации из уведомления в СЭД;
  • для исходящих по МЭДО документов – их подготовку к передаче, преобразование из внутреннего формата СЭД в единый формат обмена;
  • для исходящих по МЭДО уведомлений – их формирование в едином формате обмена и подготовки к передаче.  

Основной принцип и технические решения МЭДО – интеграция имеющихся СЭД участников МЭДО и транспортной системы (почтовой службы), обеспечивающей в автоматизированном режиме защищенный обмен электронными сообщениями между участниками межведомственного электронного документооборота (рис. 3).

Что должен знать специалист ДОУ о проектах МЭДО и СМЭВ

Рис. 3. Организационно-технические решения МЭДО

На сегодняшний момент обеспечен информационный обмен между Администрацией Президента РФ и Аппаратом Правительства РФ, реализована рассылка в органы государственной власти и организации следующих документов:

  • актов Президента и Правительства РФ;
  • резолюций Председателя Правительства РФ и его заместителей;
  • протоколов совещаний в Правительстве РФ;
  • писем структурных подразделений Аппарата Правительства РФ.  

В настоящее время по МЭДО циркулируют уведомления следующих видов:

  • о регистрации;
  • об отказе в регистрации;
  • о принятии к исполнению;
  • о подготовке доклада;
  • о направлении доклада;
  • об изменении в ходе исполнения.  

Чтобы стать участником МЭДО, организация или ведомство должны быть включены в список участников МЭДО и обеспечены технико-технологической инфраструктурой для подключения используемой СЭД к МЭДО. Для реализации указанных требований нужно официально обратиться в ФСО с просьбой о включении в состав участников МЭДО и создании необходимой технико-технологической инфраструктуры; обеспечить сопряжение используемой СЭД с МЭДО – т.е. реализовать возможность обработки в СЭД сообщений, поступающих по МЭДО в едином формате обмена, а также возможность подготовки к отправке исходящих сообщений в этом формате. Для реализации данного требования следует получить у ФСО информацию по формату обмена документами и уведомлениями, по составу передаваемых сообщений, а также требования к реализации взаимодействия СЭД с МЭДО.

Вебинар 19 января: "Нетикет: правила поведения секретаря в соцсетях и этикет электронной переписки"

Вопросы, которые будут рассмотрены в рамках вебинара:

В вебинаре «Нетикет» будут рассмотрены правила этикета в Интернете, социальных сетях и правила электронной переписки. Участники познакомятся с основными понятиями нетикета, узнают правила сетевого и виртуального поведения, а также с заблуждениями и ошибками, которые встречаются в практике этого вида общения.

Зарегистрироваться на мероприятие >>>

После этого можно обратиться к разработчику СЭД, предоставить ему полученную в ФСО информацию для выполнения разработчиками работ по реализации сопряжения СЭД с МЭДО (т.е. по разработке адаптера).

В соответствии с утвержденными Правительством РФ планами перехода к электронному документообороту между участниками МЭДО на начальном этапе подключения организаций к МЭДО обмен электронными документами осуществляется с дублированием их на бумажном носителе. По мере отработки технологии обмена электронными сообщениями предполагается отказ от направления документов на бумажном носителе при передаче этих документов с помощью МЭДО.

Внедрение МЭДО

Само внедрение МЭДО осуществляется поэтапно:

1 этап – подготовительный, который проводит ФСО России (включение организации в состав участников МЭДО, назначение организации адреса МЭДО, установка и настройка).

2 этап – адаптация модуля сопряжения, в рамках которого осуществляется сопряжение СЭД с МЭДО, и разработка документации по установке, настройке и использованию модуля сопряжения.

3 этап – внедрение.

В МЭДО уже сегодня работают все федеральные органы исполнительной власти, и обмен между ними и Аппаратом Правительства происходит только в электронном виде.

Задачи и функции СМЭВ

Параллельно с развитием МЭДО развивается и система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). СМЭВ обеспечивает прямой доступ к информационным ресурсам любого федерального органа к любому федеральному органу, входящему в состав межведомственного взаимодействия. Само понятие СМЭВ, цели и участники системы определены в Положении о единой системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) (утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 697).  

В соответствии с указанным документом единая система межведомственного электронного взаимодействия – это федеральная государственная информационная система, предназначенная для организации информационного взаимодействия между информационными системами участников СМЭВ в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме. То есть СМЭВ обеспечивает технологическое информационное взаимодействие.  

СМЭВ предназначена для решения следующих задач:

  • исполнение государственных и муниципальных функций в электронной форме;
  • предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием универсальной электронной карты и федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;
  • обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций.

Основными функциями СМЭВ являются:

  • передача запросов от заявителя (документов и сведений), поданных через единый портал, для получения государственных и муниципальных услуг, в подключенные к СМЭВ информационные системы, обязанные предоставлять государственные услуги;
  • обмен электронными сообщениями между информационными системами, подключенными к СМЭВ;
  • передача на единый портал информации для заявителя, в том числе информации (о ходе выполнения запросов), обработанной в информационных системах, подключенных к СМЭВ.

В целях исполнения своих функций СМЭВ обеспечивает участников МЭДО:

  • доступом к электронным сервисам информационных систем, подключенных к СМЭВ;
  • дает возможность использования централизованных баз данных и классификаторов информационных систем, подключенных к СМЭВ;
  • обеспечивает получение, обработку и доставку электронных сообщений в рамках информационного взаимодействия участников СМЭВ, фиксирование времени передачи, целостности и подлинности сообщений, указание их авторства и возможности предоставления сведений, позволяющих проследить историю движения электронных сообщений;
  • обеспечивает защиту передаваемой информации от несанкционированного доступа, искажения или блокирования с момента поступления указанной информации в СМЭВ до момента передачи ее в подключенную к СМЭВ информационную систему;
  • ведет реестры электронных сервисов информационных систем, подключенных к СМЭВ.

Примечание. Электронные сообщения, составляющие государственную тайну, не подлежат обработке в СМЭВ.

Как оператор, СМЭВ (согласно постановлению Правительства РФ от 08.06.2011 № 451) осуществляет функционирование системы в соответствии с законодательством РФ в области информации, информационных технологий и защиты информации, отвечает за координацию деятельности по подключению к СМЭВ, обеспечивает функционирование СМЭВ.

Интеграция информационных систем в рамках СМЭВ проходит в соответствии с Техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия (утв. приказом Минкомсвязи РФ от 27.12.2010 № 190). Это требования к сетевым протоколам, электронным сервисам, проверке ЭЦП электронного сообщения, к интерфейсу информационных систем, подключаемых к СМЭВ, и т.д. Собственно СМЭВ представляет собой набор стандартов и решений, позволяющих информационным системам своих участников взаимодействовать между собой, а также с единым порталом.

Особенности использования СМЭВ и подключения к ней информационных систем отдельных органов и организаций определяются соглашениями между этими органами или организациями и Минкомсвязи России.

Чтобы стать участником СМЭВ, органу или организации, предоставляющей государственные и муниципальные услуги и исполняющей государственные и муниципальные функции, необходимо:

1. Обеспечить разработку электронных сервисов и интерфейсов взаимодействия используемой информационной системы и СМЭВ.

Для этого следует обратиться к поставщику или разработчику этой информационной системы для выполнения им работ по реализации задействованных требуемых сервисов и интерфейсов. При необходимости – получить в Минкомсвязи России информацию по требованиям к электронным сервисам и интерфейсам. Данные работы выполняются разработчиком информационной системы в сотрудничестве с ОАО «Ростелеком», которое распоряжением Правительства РФ от 21.03.2011 № 453-р назначено исполнителем работ по развитию СМЭВ в рамках мероприятий государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020 годы)».  

2. Предоставить электронный сервис в Минкомсвязи России для проведения регистрации и внесения в реестр электронных сервисов.

Для этого следует официально обратиться в Минкомсвязи России и предоставить паспорт электронного сервиса, методику испытаний и руководство пользователя электронного сервиса, а также обеспечить доступность электронного сервиса для проведения его приемки.  

3. Обеспечить наличие защищенного канала связи между используемой информационной системой и СМЭВ.  

Внедрение СМЭВ

Как и всякий крупный проект, развитие СМЭВ осуществляется поэтапно.

1 этап. Размещение информации об услуге (функции) в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (далее – Единый портал).

2 этап. Размещение на Едином портале форм заявлений и иных документов, необходимых для получения услуг, и обеспечение доступа к документам для их копирования и заполнения в электронном виде.

3 этап. Обеспечение возможности для заявителей представлять документы в электронном виде с использованием Единого портала.

Сроки реализации указанных этапов зависят от конкретных участников СМЭВ, видов государственных и муниципальных услуг и функций, видов документов и информации, циркулирующей между участниками процесса оказания услуги или исполнения функции, и определены следующими нормативными и распорядительными документами:

  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2011. № 1184 «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде»;
  • Планом перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти (распоряжение Правительства РФ от 17.10.2009 № 1555-р);
  • Сводным перечнем первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями и организациями (распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р).

4 этап. Обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала мониторинг хода предоставления услуги.

5 этап. Обеспечение получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале, если это не запрещено федеральными законами МВД, МИД, Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства России и др.

В заключение еще раз отметим, что развитие системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО) и системы межведомственного взаимодействия (СМЭВ) – одна из основных задач в рамках создания электронного правительства и государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020 годы)». Решение поставленных задач повлияет не только на имидж страны в мировом сообществе, но и увеличит эффективность национальной экономики, будет содействовать укреплению военного и научно-технического потенциала, повышению социальной и политической стабильности общества.

Серова Г.А., проф. РГГУ         

Подписка




Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Опрос

Какие темы вам наиболее интересны?

  • Профстандарт секретаря 12.44%
  • Делопроизводство 19.69%
  • Психологические аспекты работы секретаря 13.47%
  • Имидж секретаря 12.95%
  • Деловой этикет 13.99%
  • Карьерный рост 9.84%
  • Документооборот 21.76%
  • Электронный документооборот 18.65%
  • Архивное дело 79.79%
результаты

Рассылка



Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Вы - делопроизводитель? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи по делопроизводству на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по делопроизводству
  • участвовать в вебинарах
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал PRO - делопроизводство

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль