Дистанционная форма обучения: преимущества и недостатки. Техническое задание на разработку курсов дистанционного обучения

193
В последнее время все большую популярность набирает дистанционная форма обучения, когда ученики занимаются не в учебных классах, в присутствии учителей, а удаленно от источников знаний, дома или на рабочих местах, с использованием медийных технологий и/или Интернета. Говоря о дистанционной форме обучения, в рамках настоящей статьи мы будем иметь в виду не обучение, проводимое преподавателем в удаленном режиме (например, через Интернет), а обучение, осуществляемое с использованием заранее подготовленного курса дистанционного обучения по работе в автоматизированной системе (например, в СЭД). В первой части статьи вы познакомились с основными (типичными) плюсами и минусами дистанционной формы обучения, «примерили их на себя». Во второй части статьи вы узнаете о подготовке к разработке курса дистанционного обучения.

Подготовка к разработке курса дистанционного обучения

Разработка курса дистанционного обучения представляет собой создание программного продукта, содержащего учебные материалы, функционирующего в среде системы дистанционного обучения и осуществляющего с ней информационное взаимодействие.

Процесс разработки учебного курса (как и разработка любого другого программного продукта) должен начинаться с подготовки технического задания, в котором следует максимально четко, подробно и понятно (как для заказчика, так и для исполнителя) отразить следующие пункты (вопросы):

  1. Цели разработки учебного курса и его назначение.
  2. Характеристика объекта учебной подготовки.
  3. Требования к учебному курсу в целом.
  4. Состав учебного курса.
  5. Структура учебного курса.
  6. Правила взаимодействия с системой дистанционного обучения.
  7. Используемые стандарты, форматы, техническое и программное обеспечение.
  8. Состав разрабатываемой документации.
  9. Состав и содержание работ по разработке учебного курса.
  10. Порядок сдачи и приемки учебного курса, ввода его в эксплуатацию.
  11. Требования к сопровождению и развитию учебного курса.

Рассмотрим каждый из вышеперечисленных пунктов более подробно.

Цели разработки учебного курса и его назначение. Необходимо указать, для обучения какой категории (категорий) сотрудников организации-заказчика предназначается данный учебный курс, для работы с какой автоматизированной системой и конкретной функцией (функциями) системы.

Характеристика объекта учебной подготовки. Устанавливается, в среде какой системы дистанционного обучения должен функционировать данный учебный курс.

Если предмет изучения – автоматизированная система, и она имеет несколько версий, следует точно привести номер версии, по которой разрабатывается учебный курс.

При наличии особенностей использования изучаемой автоматизированной системы или ее функций заказчиком, эти особенности нужно указать в данном разделе технического задания.

Требования к учебному курсу в целом. Раздел описывает общие требования к разрабатываемому учебному курсу:

  • к функционированию (порядок применения учебного курса в организации, порядок доступа к нему обучающихся и контролеров);
  • к способам организации информационного обмена между учебным курсом и системой дистанционного обучения;
  • к защите информации от несанкционированного доступа (порядок идентификации и аутентификации обучающихся и контролеров, уровни доступа к содержащейся в учебных материалах информации).

Состав учебного курса. Для оптимальной подачи учебного материала и контроля уровня его усвоения учебный курс должен содержать:

  • Информационный материал в виде текста, сопровождаемого иллюстрациями (скриншотами изучаемой системы, схемами, графиками) или анимацией. Материал для удобства его изучения разбивается на разделы и главы.
  • Практические задания в виде интерактивных роликов, имитирующих работу обучающегося в системе и позволяющих по ходу исполнения заданий контролировать правильность их выполнения. Ролики иллюстрируют выполнение заданий и позволяют понять принципы работы системы в рамках описанных в разделе (разделах) тем.

Как правило, роликами предусмотрено пошаговое выполнение практического задания, действия обучающегося на каждом шагу отслеживаются и анализируются на правильность выполнения. Обучающийся в процессе прохождения задания может выполнить только те действия, которые необходимы, при этом верные действия переводят обучающегося на следующий шаг, остальные действия либо игнорируются без уведомлений от учебного курса, либо выдается уведомление об ошибочно выполненном действии.

Ролики могут иметь систему указаний и подсказок верных действий:

описание действия, которое должен выполнить обучающийся на данном шаге, указатель-стрелка, указывающий место на экране системы, где нужно выполнить это действие (щелкнуть по названию команды, по иконке, ввести информацию).

Ролики с подсказками удобно использовать при выполнении заданий на закрепление изученного теоретического материала. Дистанционная форма обучения: преимущества и недостатки. Техническое задание на разработку курсов дистанционного обученияНо при желании ролики могут быть разработаны таким образом, чтобы максимально точно имитировать действия пользователя в системе, не выдавая никаких подсказок и указаний (такие ролики обычно применяются при проведении промежуточного или итогового тестирования).

После завершения каждого ролика должен демонстрироваться результат выполненного задания в интерфейсе изучаемой системы и выдаваться сообщение об успешности выполнения задания с описанием результата.

  • Набор вопросов контрольного тестирования, позволяющих оценивать уровень усвоения учебного материала: теоретического информационного материала и практических заданий учебного модуля.

Контрольные вопросы могут включаться в виде отдельных глав в тематические разделы для оценки уровня усвоения учебного материала соответствующего раздела и обеспечения возможности промежуточного тестирования или быть представленными в виде единого на весь учебный модуль раздела для оценки уровня усвоения учебного материала всего учебного модуля в процессе проведения итогового экзамена.

Вопросы должны быть разработаны таким образом, чтобы охватывать все темы изученного учебного материала раздела или учебного курса в целом. Количество вопросов, выдаваемых обучающемуся при прохождении тестирования, должно быть не меньше 15-20, но и не больше 30 (от большего количества вопросов обучающийся устанет, что негативно скажется на результатах тестирования).

Для проведения промежуточного тестирования количество вопросов может быть сокращено.

Вебинар 19 января: "Нетикет: правила поведения секретаря в соцсетях и этикет электронной переписки"

Вопросы, которые будут рассмотрены в рамках вебинара:

В вебинаре «Нетикет» будут рассмотрены правила этикета в Интернете, социальных сетях и правила электронной переписки. Участники познакомятся с основными понятиями нетикета, узнают правила сетевого и виртуального поведения, а также с заблуждениями и ошибками, которые встречаются в практике этого вида общения.

Зарегистрироваться на мероприятие >>>

Желательно, чтобы блок вопросов тестирования содержал избыточный состав вопросов (для проведения итогового тестирования – минимум 50), для того чтобы состав и порядок вопросов тестирования изменялся при каждом его повторном проведении. Т.е. из всего общего блока вопросов (например, 50) в начале каждого нового тестирования случайным образом выбирается количество контрольных вопросов, выдаваемых обучающемуся (например, 20). На основании оценки, полученной по результатам тестирования, принимается решение об успешности прохождения обучения.

В техническом задании следует перечислить состав блоков учебного модуля и для каждого блока максимально подробно прописать требования по правилам их формирования, в том числе указать:

  • количество роликов-заданий в каждом разделе;
  • необходимость наличия системы подсказок в роликах;
  • общее количество вопросов в блоках промежуточного и итогового тестирования и количество вопросов, выдаваемых при проведении тестирования;
  • возможность повторного прохождения тестирования;
  • необходимость учета времени и/или количества попыток выполнения практического задания или ответа на вопрос;
  • пороговое значение успешного прохождения тестирования (т.е. значение полученной по результатам тестирования оценки в баллах или процентах, достижение которой является признаком успешного прохождения тестирования и обучения в целом).

Чем более подробно в техническом задании будут прописаны требования, тем проще будет разработчикам учебного курса и тем удачнее и быстрее пройдут его приемка и внедрение.

Структура учебного курса. Совокупность тем учебного курса, разбитых на разделы и главы, должна быть разработана таким образом, чтобы после их успешного изучения сотрудник смог самостоятельно и корректно выполнять работу в системе. При этом важно, чтобы разделы и главы, с одной стороны, содержали максимально полную информацию об изучаемом предмете, а с другой стороны, не были информационно перегружены.

Практика показывает, что для комфортной работы с информацией и оптимального ее усвоения количество страниц (слайдов) в одном тематическом разделе или главе не должно превышать 50. Оптимальное количество страниц (слайдов) в одной главе – 20-30.

В техническом задании следует привести перечень изучаемых тем с разбивкой на разделы и главы и с краткой аннотацией содержащейся в каждом разделе (главе) информации, в той последовательности, в какой рекомендовано их изучение для достижения максимального эффекта.

Правила взаимодействия с системой дистанционного обучения. Как уже упоминалось, курс дистанционного обучения может функционировать только в среде системы дистанционного обучения. Именно через интерфейс системы дистанционного обучения осуществляется взаимодействие обучающегося сотрудника с элементами учебного курса. Учебный курс, отслеживая действия обучающегося в процессе прохождения обучения, передает информацию системе дистанционного обучения, которая обрабатывает этот результат и представляет его в нужном обучающемуся или контролеру виде. Так, в интерфейсе системы дистанционного обучения отображается следующая информация о ходе прохождения обучения и его результатах:

– уровень изучения материалов того или иного раздела (изучение не начато; изучение начато, но не завершено; изучение завершено с достижением требуемого результата; изучение завершено без достижения требуемого результата);

– количество времени и число попыток, потраченных на выполнение практического задания или ответа на вопрос тестирования;

– оценка по результатам промежуточного или итогового тестирования;

– общая оценка по результатам прохождения обучения по курсу.

Нередки случаи, когда организация-заказчик, не получая информацию в ожидаемом виде, предъявляет претензии разработчику учебного курса, тогда как на самом деле ответственность за это лежит на системе дистанционного обучения, в связи с чемнеобходимо (если это возможно) проводить доработки именно в этой системе.

Важно понимать, что если за разработку и сопровождение учебного курса и системы дистанционного обучения отвечают разные исполнители, предъявлять все претензии, относящиеся к взаимодействию учебного курса и системы дистанционного обучения, только к одному из разработчиков неразумно. Поэтому желательно, принимая решение о выборе для использования в организации системы дистанционного обучения и ПО для разработки курса дистанционного обучения, предварительно ознакомиться с их возможностями и ограничениями, а затем на основе этого выстраивать требования к ожидаемому функционалу учебного курса и системы дистанционного обучения.

В техническом задании на разработку курса дистанционного обучения обязательно следует отразить и тот факт, что за корректность представления информации о ходе и результатах прохождения обучения отвечает как учебный курс, так и система дистанционного обучения, а также указать, какую информацию о ходе проведения обучения учебный курс должен передавать системе дистанционного обучения.

Используемые стандарты, форматы, техническое и программное обеспечение. Существуют специальные стандарты для разработки курсов дистанционного обучения (например, AICC или SCORM). Следует явно указать, какой стандарт и в какой версии (например, SCORM 1.2 или SCORM 2004) должен применяться при разработке учебного курса для обеспечения его корректного взаимодействия с используемой в организации системой дистанционного обучения. Кроме того, следует привести перечень допустимых форматов файлов для представления данных.

Например, HTML – для представления информационного материала и контрольных тестов, DOC или PDF – для представления документов в составе информационного материала и для вывода на печать, SWF – для представления анимированных иллюстрационных материалов, позволяющих имитировать работу пользователя в интерфейсе изучаемой системы.

AICC (Aviation Industry CBT Committee) – стандарт, разработанный для систем дистанционного обучения.

  1. (англ. Sharable Content Object Reference Model, образцовая модель объекта содержимого для совместного использования) – сборник спецификаций и стандартов, разработанный для систем дистанционного обучения.

В этом же разделе технического задания устанавливаются требования к кодировке, названиям файлов учебного курса (по количеству и видам используемых в названиях символов) и, при наличии, другие требования к элементам учебного курса, продиктованные особенностями применяемой системы дистанционного обучения. Кроме того, необходимо прописать требования к техническому и программному обеспечению (включая нужные настройки ПО) рабочих мест обучающихся сотрудников.

Требования к содержимому разделов технического задания, которые приводятся ниже, являются типовыми для любых разрабатываемых программных продуктов и для курсов дистанционного обучения и не имеют существенных особенностей, поэтому в рамках настоящей статьи рассмотрим их только в самых общих чертах.

Состав разрабатываемой документации. Каждый учебный курс сопровождается пакетом эксплуатационной и проектной документации.

Примерный состав разрабатываемой документации приведен ниже:

  • Программа и методика испытаний. Документ определяет объект испытаний, перечень проводимых испытаний (предварительные испытания, опытная эксплуатация, приемочные испытания), их цели, состав работ (проверок) в ходе каждого испытания, результаты испытаний, участников испытаний.
  • Спецификация. В документе приводится перечень всех элементов учебного курса и состав разработанной документации.
  • Руководство пользователя. Пользователем в данном случае является сотрудник организации, проходящий курс обучения. Руководство описывает подготовку к работе с учебным курсом, порядок работы пользователя с материалами учебного курса (информационным материалом, практическими заданиями, тестовыми вопросами), требования к программному и техническому обеспечению рабочих мест пользователей учебного курса, пользовательский интерфейс.
  • Описание применения. Документ содержит описание назначения и условий применения учебного курса.

В нем указываются основные характеристики учебного курса, его состав и структура, используемый стандарт, форматы файлов и требования к техническому и программному обеспечению рабочих мест пользователей учебного курса, методы решения задач обучения (как средствами учебного курса осуществляется изучение теоретического материала, выполнение задания, прохождение тестирования).

  • Описание информационного наполнения. Документ содержит всю информацию, включенную в учебный курс:

текст информационного материала, разбитый на разделы и главы, описания всех практических заданий, полный список всех вопросов промежуточного и итогового тестирования с перечнем вариантов ответов и указанием правильного варианта (правильных вариантов) ответа для каждого из них.

  • Программа опытной эксплуатации. Документ описывает условия и порядок проведения опытной эксплуатации, порядок устранения недостатков в работе учебного курса, выявленных в процессе опытной эксплуатации.

Состав и содержание работ по разработке учебного курса. В разделе приводится календарный план –

перечень работ, выполняемых исполнителем в рамках разработки учебного курса с указанием результатов выполнения работ каждого этапа и сроков их завершения. Примерный состав работ:

  1. Систематизация исходных материалов в соответствии со структурой учебного курса. Определение необходимого объема информационного материала для получения ожидаемых результатов обучения.
  2. Определение содержания и состава блоков учебного курса (блоков информационного материала, блоков практических заданий, блока итогового тестирования).
  3. Разработка и согласование с заказчиком шаблона дизайна учебного курса.
  4. Создание и методическая/редакторская/корректорская обработка текстового контента для следующих блоков:
  • блоки информационных материалов;
  • блоки практических заданий;
  • блок итогового тестирования.
  1. Создание графического контента для следующих блоков:
  • блоки информационных материалов;
  • блоки практических заданий;
  • блок итогового тестирования.
  1. Верстка текстового и графического контента, формирование пакета учебного курса.
  2. Разработка документации в составе:
  • программа и методика испытаний;
  • спецификация;
  • руководство пользователя;
  • описание применения;
  • описание информационного наполнения;
  • программа опытной эксплуатации.
  1. Предварительные испытания.
  2. Опытная эксплуатация.
  3. Корректировка по результатам опытной эксплуатации.
  4. Приемочные испытания и ввод в эксплуатацию.

Сроки выполнения работ определяются их объемами.

Порядок сдачи и приемки учебного курса, ввода его в эксплуатацию. Работы по сдаче и приемке учебного курса и вводу его сначала в опытную, а затем и в промышленную эксплуатацию по сути не отличаются от аналогичных работ для любого другого программного продукта. Результаты каждого вида работы оформляются протоколами и актами, в процессе опытной эксплуатации ведется журнал, в котором фиксируются обнаруженные ошибки в функционировании учебного курса, а также (по договоренности сторон) замечания и пожелания по улучшению качества его работы.

Предварительные испытания, как правило, занимают от 1 до 3 дней. На опытную эксплуатацию целесообразно отвести минимум 1 месяц, чтобы успеть проверить весь функционал и все возможности учебного курса.

По результатам опытной эксплуатации выполняется корректировка учебного курса в целях исправления обнаруженных ошибок его функционирования, возможен учет замечаний и реализация пожеланий. В ходе приемочных испытаний проверяются либо все функции учебного курса целиком, либо только выполненные на предшествующем этапе корректировки. Учебный курс, успешно прошедший приемочные испытания, запускается в промышленную эксплуатацию.

Требования к сопровождению и развитию учебного курса. Как правило, разработка программного продукта не завершается вводом его в эксплуатацию. Продукт следует сопровождать – решать вопросы его использования, возникающие в ходе эксплуатации, исправлять ошибки, не выявленные в процессе опытной эксплуатации, но обнаруженные позже. Следует указать требования по сопровождению:

какие вопросы решаются в процессе сопровождения, сколько длится сопровождение, какие обязательства между сторонами остаются по завершении сроков сопровождения.

Кроме того, уже на этапе подготовки к разработке учебного курса полезно определить, будет ли создана только одна версия учебного курса и на этом работы завершатся или в рамках проводимых работ предполагается поддержание учебного курса в актуальном состоянии.

Например, при развитии системы, по которой был создан учебный курс, и переходе организации на новую версию должны быть выполнены работы по корректировке материалов учебного курса для обеспечения его актуальности используемой в организации системе.

Завершая тему настоящей статьи, хочется еще раз отметить, что из-за расширения области использования информационных технологий, затрагивающих все больше сфер нашей жизни, повышения общей компьютерной грамотности, роста мобильности ожидается возрастание интереса к дистанционной форме обучения. Как и в любой другой области, автоматизация обучения может принести весьма ощутимую пользу. Однако не следует забывать, что любая автоматизация является не самоцелью, а лишь средством достижения результата (наличие обученного персонала), пользоваться которым следует грамотно, с максимальной эффективностью используя «плюсы» и пытаясь минимизировать влияние «минусов».

Антошечкина Е. Ю. главный специалист,  «Электронные Офисные Системы» (ЭОС)

Подписка




Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Опрос

Какие темы вам наиболее интересны?

  • Профстандарт секретаря 12.44%
  • Делопроизводство 19.69%
  • Психологические аспекты работы секретаря 13.47%
  • Имидж секретаря 12.95%
  • Деловой этикет 13.99%
  • Карьерный рост 9.84%
  • Документооборот 21.76%
  • Электронный документооборот 18.65%
  • Архивное дело 79.79%
результаты

Рассылка



Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Вы - делопроизводитель? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи по делопроизводству на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по делопроизводству
  • участвовать в вебинарах
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал PRO - делопроизводство

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль