Законодательное и правовое регулирование работы с обращениями граждан (делопроизводственный аспект)

786
Граждане Российской Федерации обладают правом обращаться в организации различной организационно-правовой формы собственности и должностным лицам для разрешения различных вопросов, связанных с их частной жизнью. Это право и порядок обращений закреплены в законодательных актах Российской Федерации. В статье рассмотрено законодательство РФ с целью выявления всех моментов, связанных в той или иной степени с взаимоотношениями гражданина и юридических лиц, будь то организации или должностные лица. И, конечно, определена регламентация ведения делопроизводства по обращениям граждан в Российской Федерации.

В истории России законодательное закрепление прав и свобод ее гражданина связано с первой половиной 1990-х гг. Права граждан на обращения были закреплены в Декла­рации прав и свобод человека и гражданина (принята Верховным советом РСФСР 22.11.1991), законе РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Конституции РФ.

 Декла­рация прав и свобод человека и гражданина дала гражданам России право «направлять личные и коллектив­ные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный законом срок» (ст. 21).

Закон «Об обжаловании в суд действий и решений,
нарушающих права и свободы граждан» уточнил и закрепил процедуру обжалования гражданином в судебном порядке неправомерных действий государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц.

      Конституция – основной закон Российской Федерации – закрепила права и свободы человека и гражданина Российской Федерации, предоставив гражданам возможность защиты их всеми способами, не запрещенными законом, наделив граждан правом обращаться в суд, а в случае положительного решения – на возмещение государством вреда, причинен­ного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Нормативное обеспечение делопроизводства по обращениям граждан. Типовые регламенты и федеральные законы

Делопроизводство по обращениям граждан долгое время велось в соответствии с  законодательной и нормативной базой советского периода. К проблеме регулирования порядка работы с обращениями граждан вернулись во второй половине 2000 гг. Начиная с 2005 г. был издан ряд федеральных законов и постановлений Правительства, касающихся в той или иной степени проблемы работы с обращениями граждан. В статье они рассматриваются в хронологическом порядке.

      Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 № 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» установило, что в регламенты федерального органа исполнительной власти нужно включать раздел, определяющий порядок работы с обращениями граждан и организаций.  В редакции этого постановления от 15.10.2007 № 675 в пп. 11.5 и 11.6 впервые в правовом поле Российской Федерации уделено внимание порядку рассмотрения обращений граждан и срокам их исполнения федеральными органами исполнительной власти, что позднее нашло отражение в других законах и правовых актах (см. далее).

Важная роль в организации работы и делопроизводства по обращениям граждан принадлежит и Типовому регламенту внутренней организации федеральных органов исполнительной власти (утв. постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 № 452). В нем подробно описан порядок проведения аналитической работы по обращениям граждан.  Руководителей федеральных органов исполнительной власти обязали вести учет и анализ вопросов, содержащихся в обращениях граждан и организаций (п. 12.7). Каждому федеральному органу исполнительной власти, в соответствии с Типовым регламентом, было предписано разработать свой регламент.

Требования к административным регламентам установлены постановлением Правительства РФ от 11.11.2005 № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)» в ред. от 02.10.2009 № 779.

В 2006 г. вышли три закона, которые оказали влияние на порядок работы с обращениями граждан.

27 июля 2006 г. был принят Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который представил информацию как объект правоотношений, уточнив, что наряду с юридическим лицом (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо). Этот закон интересен и тем, что в нем даны определения понятий, необходимых для установления порядка работы с обращениями граждан.*

     В тот же день был издан и Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных», в котором декларировалась неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни гражданина без его согласия, также перечислялись меры по обеспечению защиты персональных данных гражданина при их обработке. Целью закона стало обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны.

Закон подчеркнул, что в целях обеспечения защиты прав граждан в связи с обработкой их персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных может быть создан государственный регистр населения, правовой статус которого и порядок работы с которым устанавливаются федеральным законом (п. 4 ст. 13).

  Основы работы с обращениями граждан, действующие в настоящее время, закрепил  Федеральный закон  «О порядке рассмотрения обращений граждан» от 02.05.2006 № 59-ФЗ (далее – Закон). Закон регулирует правоотношения, связанные с реализацией российским гражданином закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, к должностным лицам, устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан.

Важно знать!

В 2010 г. в Закон были  включены существенные дополнения, касающиеся формы предоставления обращений, порядка работы с обращениями, представленными в электронной форме, сроков возврата гражданину его обращения по поводу обжалования судебного решения, возврата обращения, текст которого не читается.

Закон наделил гражданина правами:

  • представлять в обращении дополнительные документы и материалы или обращаться с просьбой об их представлении как в письменной, так и электронной форме;
  • знакомиться с материалами или документами, касающимися рассмотрения обращения;
  • получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
  • обращаться с жалобой на принятое решение или действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке;
  • обращаться с заявлением об отзыве своего обращения;
  • на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) органа или должностного лица (ст. 5, ст. 16 п. 1).

     Гражданину гарантированы запрет на преследование в связи с его обращением, если он критикует действия органа или должностного лица, и неразглашение сведений, содержащихся в обращении, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия (ст. 6, п.1). Закон не только узаконил обязательность рассмотрения обращения гражданина, но и возможность его рассмотрения с выездом на место (ст. 9, п. 2). Если же гражданин в своем обращении указал заведомо ложные сведения, он должен оплатить расходы, понесенные органом или должностным лицом в связи с рассмотрением обращения. Закон предусмотрел возможность взыскания расходов с гражданина по решению суда (ст. 16, п. 2).

      В Законе раскрываются понятия, составляющие обращения гражданина независимо от формы его представления:

  • предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
  • заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
  • жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Также раскрывается понятие «должностное лицо». Это лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Требования к письменному обращению гражданина

 Что особенно важно для ведения делопроизводства по обращениям граждан, были установлены требования к письменному обращению гражданина (причем учитываются случаи, когда ответ на обращение не дается или переадресуется), порядок его направления, регистрации, рассмотрения, сроки рассмотрения письменных обращений, а также правила личного приема граждан.

В письменном обращении гражданин обязательно должен указать: наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, или фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица либо его должность, а также свои фамилию, имя, отчество (если оно есть), почтовый адрес, по которому Законодательное и правовое регулирование работы с обращениями граждан (делопроизводственный аспект)должны направить ответ, уведомление о переадресации обращения. Под текстом обращения гражданин должен поставить личную подпись и дату (ст. 7, п. 1).

При необходимости в подтверждение своих доводов гражданин может приложить к письменному обращению документы и материалы либо их копии (ст. 7, п. 2).

Если гражданин направил обращение в форме электронного документа, он обязательно должен указать свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить эти документы или их копии в письменной форме (ст. 7, п. 3).

      Порядок регистрации обращения 

      Закон уточнил порядок регистрации: обращение гражданина должно регистрироваться  в течение трех дней с момента поступления (ст. 8. п. 2).

Если поступившее обращение не относится к компетенции данного органа или должностного лица, в течение семи дней с момента регистрации его пересылают по назначению, а заявителю высылают уведомление о направлении его обращения в другую инстанцию (ст. 8, п. 3).

     Обращение может содержать ряд вопросов, которые могут разрешить несколько компетентных органов. В этом случае копия обращения в течение семи дней с момента регистрации направляется в соответствующие органы или соответствующим должностным лицам (ст. 8, п. 4). При этом следует учитывать, что Закон запретил направлять жалобу адресату, решение или действие (бездействие) которого обжалуется гражданином (ст. 8, п. 6).

Полезно знать!

Орган или должностное лицо, переадресовавшие обращение, могут запрашивать документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения (ст. 8, п. 5).

Ситуации, в которых ответ на обращение не дается

В Законе перечислены ситуации, когда ответ гражданину на обращение не дается:

  • если в письменном обращении отсутствуют фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ; (ст. 11, п. 1).
  • если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией (ст. 11, п. 1).
  • обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения (ст. 11, п. 2).
  • при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членам его семьи, адресат вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом (ст. 11, п. 3).
  • когда текст обращения прочесть невозможно из-за его физического состояния. Тогда в течение семи дней от момента регистрации об этом сообщают гражданину, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению (ст. 11, п. 4).
  • если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу, в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, адресат вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении сообщается гражданину (ст. 11, п. 5).
  • если ответ не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, о чем сообщается гражданину (ст. 11, п. 6).    

Подготовка проекта ответа гражданину

Проект ответа гражданину должен готовиться очень тщательно. Принимаемое решение должно опираться на законодательство Российской Федерации, всестороннее изучение всех обстоятельств и причин, побудивших гражданина послать обращение. Иногда возникает необходимость запросить необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия. Такой запрос может направляться в электронной форме (ст. 10, п. 1). Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления (ст. 10, п. 2). Запросы составляют в трех экземплярах: один направляется по назначению, другой – автору обращения, третий помещают в дело.

Срок ответа гражданину составляет 30 дней со дня регистрации (ст. 12, п. 1). В случае если по каким-либо уважительным причинам подготовка ответа затягивается, закон разрешает, в исключительных случаях, продлить срок исполнения обращения гражданина не более чем на 30 дней. Причем гражданина необходимо уведомить о продлении срока исполнения его обращения. Таким образом, максимальный срок подготовки и направления ответа заявителю – 60 дней (ст. 12, п. 2).

Если поступающих обращений много, без применения компьютерных технологий осуществить своевременный контроль за ними сложно. В настоящее время успешно применяются компьютерные программы для ведения контроля за обращениями граждан.

При оформлении ответа нужно соблюдать требования, предъявляемые к оформлению писем. Он подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом или лицом, исполняющим обязанности.

На заметку!

Ответ на обращение, поступившее в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении (ст. 10, п. 4).

Организация и ведение личного приема граждан

 Ст. 13 Закона посвящена организации и ведению личного приема граждан руководителями организаций или уполномоченными на то должностными лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина.

В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, обязательно регистрируется.

Если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину разъясняют, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

На заметку!

Гражданину могут отказать в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

        Рассматривая законодательную основу работы с обращениями граждан, нельзя не сказать о Федеральном законе от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации  предоставления государственных и муниципальных услуг». Этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением услуг государственными и муниципальными учреждениями между этими учреждениями и заявителями. Закон пояснил, что заявитель – это «физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме» (гл. 1 ст. 2). То есть обратиться в государственные и муниципальные органы может и гражданин как физическое лицо, и организация как юридическое лицо.

       Закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» также дал определение понятиям «государственная услуга», «муниципальная услуга».

         Предоставлять государственные и муниципальные услуги названные учреждения должны в соответствии с административными регламентами – нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и правила предоставления соответствующей услуги. (гл. 1, ст. 6)

      Услуги могут предоставляться как в традиционной бумажной форме, так и в электронной. Закон  «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» уточнил, что услуга в электронной форме – это «предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе с использованием портала государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров, универсальной электронной карты и других средств», а портал услуг – «государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием сети Интернет и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг» (гл. 1, ст. 2).

На заметку!

Перечень услуг включен в реестр государственных или муниципальных услуг и гражданин может ознакомиться с ним в электронной форме (гл. 1, ст. 1).

     Нормативно-методические документы, устанавливающие правила делопроизводства, фрагментарно освещают и ведение делопроизводства по обращениям граждан. Можно сказать, что в них только упоминается это направление. К ним относятся:

  • Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти (утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477),
  • Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утв. приказом Росархива от 23.12.2009 № 76).
  • Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утв. приказом Министерства культуры РФ от 25.08.2010 № 558).
  • Основные правила работы архивов организаций (одобрены решением Коллегии  Росархива 06.02.2002).

***

     Анализ законодательного, правового и нормативного регулирования порядка работы по обращениям граждан позволяет сделать ряд выводов.

  1. В РФ на государственном уровне активно и последовательно осуществляется правовое регулирование взаимоотношений гражданина и государственных институтов.
  2. Организация порядка работы с обращениями граждан законодательно закреплена для федеральных и муниципальных органов исполнительной власти. Для негосударственных (частных) организаций правил нет. Отсутствие нормативной базы в этой сфере приводит к тому, что руководство акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и др. отказывается отвечать на обращения граждан и вести делопроизводство по обращениям граждан.
  3.      В области ведения делопроизводства по обращениям граждан законодательно установлены: порядок рассмотрения письменных и устных обращений граждан, сроки их рассмотрения или сроки передачи компетентным органам, методика и необходимость анализа обращений. Гражданам предоставлена возможность посылать свои обращения и получать ответы на них в электронной форме. Этого недостаточно для ведения делопроизводства по обращениям граждан, так как оно имеет ряд отличий от общего делопроизводства и поэтому ведется отдельно от него.
  4. Необходимо разработать Типовую инструкцию по ведению делопроизводства с обращениями граждан, которая, на взгляд автора, может быть единой для организаций всех организационно-правовых форм собственности, закрепленных в Гражданском кодексе РФ, так как значительных различий между ними в ведении делопроизводства по обращениям граждан нет.

Л.М. ВЯЛОВА, канд. ист. наук, доц. РГГУ

Подписка




Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Рассылка




Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Вы - делопроизводитель? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи по делопроизводству на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по делопроизводству
  • участвовать в вебинарах
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал PRO - делопроизводство

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль