Измените свое прошлое, настоящее и будущее: работа с собой с помощью методик НЛП

46
Кто из нас не хотел бы зарплату побольше, пользоваться любовью и уважением коллег и усовершенствовать разные личные качества? Все это возможно! В этой статье мы будем разбираться с тем, как избавиться от неприятных воспоминаний и сделать так, чтобы негативные ситуации не повторялись в будущем. Существует известное выражение: «родиться с серебряной ложкой во рту». Так обычно говорят о людях, которым в жизни везет. Прекрасно, если с самого детства вы были звездой, вами все восхищались, все ваши желания исполнялись немедленно. А что делать, если вам «не повезло»? Если в жизни пришлось столкнуться с трудными, а порой и неприятными ситуациями, не все из которых закончились вашей победой? Работа в офисе, с людьми – это не всегда праздник, бывают и тяжелые будничные моменты, о которых не так уж приятно вспоминать. В этой статье мы поговорим о том, как с помощью техник НЛП сделать путь к карьерному росту более простым и быстрым.

Модель SCORE – «волшебная палочка» по изменению вашей жизни

В НЛП уже много лет успешно используется на практике модель SCORE, разработанная американцем Робертом Дилтсом. Она состоит из пяти основных точек, названных по первым буквам английских слов, составляющих название модели:

  • S – симптом.
  • C – причины.
  • O – желаемый результат.
  • R – ресурсы.
  • E – эффекты.

Рассмотрим подробнее эти составляющие.

Выбираем тему для работы над собой

Первая точка, с которой обычно начинается работа, – это симптом (S).  Это – та проблема, с которой вы хотите разобраться в данный момент. Не стоит браться за решение слишком глобальных и комплексных ситуаций, для начала лучше начинать с простых.

Практически каждый человек может вспомнить случай из прошлого, когда он совершил ошибку, или его ругал начальник, или что-то можно было сделать значительно лучше, по-другому. Во время работы нам придется мысленно «вернуться» в тот момент, и на некоторое время прошлое станет настоящим.

Вот перечень некоторых подходящих для работы ситуаций:

  • Вы забыли передать что-то кому-то вовремя.
  • Потерялся важный документ.
  • Вас отчитал начальник за то, в чем вы не были виноваты.
  • Вы совершили незначительную, но досадную ошибку.
  • На вас пожаловался кто-то из сотрудников.

Обратите внимание!

Для начала, не имея опыта работы с техниками НЛП, не берите очень неприятную и эмоциональную ситуацию, т.к. в одиночку вы можете сразу с ней не справиться; начинать применение техник НЛП лучше с более легких случаев – так вы быстрее научитесь получать хороший результат.

После того, как вы выбрали ситуацию симптома (S), с которым будете работать дальше, опишите для себя (устно или письменно), что конкретно произошло.

Для того чтобы использовать любые техники НЛП, в том числе SCORE, желательно найти такое место и время, когда вас никто не беспокоит. В идеале лучше делать технику дома, вдвоем с тем человеком, которому вы доверяете. Он сможет помочь вам идти строго по шагам техники, например, он зачитывает вам инструкцию о том, что надо делать, а вы ему отвечаете.

Типичная ошибка

Не пытайтесь делать технику НЛП в разгар рабочего дня или в общественном транспорте! Для того чтобы получить хороший результат, вы должны быть в безопасности и не отвлекаться на посторонние факторы.

Для примера давайте разберем ситуацию, когда начальник отчитал своего секретаря за то, в чем она не была виновата. И хотя понятно, что это неправильно, тем не менее, подобные ситуации порой случаются. Например, в результате действий других людей (которые свалили свою вину на помощника руководителя), в случае форс-мажора и т.д. У одних руководителей такое происходит редко (т.е. они понимают, где границы ответственности разных людей), а у других подобное происходит чуть ли не ежедневно – во всем виноват помощник. Что обычно чувствуют люди, находясь в подобных обстоятельствах? Раздражение, обиду, гнев? 

Шаг 1.

Вспомните свою ситуацию, с которой вы будете работать, и на минуту попробуйте снова оказаться там, где это происходило. Представьте, что вы, словно по волшебству, на минуту снова перенеслись в прошлое. Опишите, что вы чувствовали, что вас окружало, что вы слышали и говорили сами. Если позволяет то место, где вы сейчас находитесь – возьмите листок бумаги, напишите на нем слово «настоящее» и положите на полу, посередине помещения. Вспоминать о ситуации лучше стоя на этой бумажке. Когда вы сходите с нее, вы как будто выходите из этой ситуации (это особенно важно при работе с болезненными воспоминаниями).

Если возникнет необходимость, то в любом месте технику можно ненадолго прервать (чтобы, например, выпить чашку чая и успокоиться). В этом случае листки бумаги, разложенные на полу, помогут вам вернуться и продолжить работу дальше.

Чего бы вы хотели для себя в будущем?

Следующая точка, с которой вам предстоит работать, – желаемый результат (O). Очень часто люди с трудом представляют себе, чего бы они на самом деле хотели вместо того, что их сейчас не устраивает. Именно поэтому мы часто и не получаем желаемого – потому что не вкладываем время в то, чтобы как следует обдумать в деталях, что мы при этом увидим, услышим, почувствуем, и как это отразится на нас в будущем.

Другая крайность – это фантазерство, когда человек мечтает о чем-то мало совместимом с реальностью.

Продолжаем работать с нашим вымышленным примером. Возможно, идеальным результатом было бы, чтобы у помощника и руководителя были бы доверительные отношения, при которых каждый понимает причины поступков другого, и данная ситуация (обвинение в том, в чем человек на самом деле не виноват) просто не могла бы возникнуть. Не пытайтесь формулировать желаемое состояние через отрицание (частицу «не», т.е. «чтобы начальник не кричал на меня»). К сожалению, наше мышление устроено так, что частица «не» часто отбрасывается сознанием. Не верите? Попытайтесь мысленно представить себе ситуацию: «Водитель автомобиля на большой скорости не сбивает насмерть пешехода». Что вы себе представили? На всякий случай еще раз перечитайте фразу медленно. Пешеход жив и здоров!

Шаг 2.

Представьте себе мысленно ту ситуацию, которую вам бы хотелось видеть в будущем. Например, начальник публично хвалит вас за ваши достижения перед другими сотрудниками. Напишите на листке бумаги слово «будущее», положите его за бумажкой со словом «настоящее» (получится линия). Когда сможете описать, как будет выглядеть то, чего вы хотите Измените свое прошлое, настоящее и будущее: работа с собой с помощью методик НЛПдля себя (что вы будете при этом видеть, слышать, чувствовать) – наступите на этот листок и мысленно представьте, как будто вы перенеслись в будущее и это происходит с вами наяву. Если вы работаете с партнером – расскажите ему о том, как вам ощущается ваше будущее. Если вас что-то не устраивает – прямо сейчас это надо изменить!

Мыслите как стратег

Опытные шахматисты, в отличие от начинающих, думают не на 1-2 хода вперед, а на 6-8 ходов (что и позволяет им выигрывать). Для помощника руководителя предвидение будущего – это один из основных навыков, которые необходимо в себе развивать. Иногда люди получают то, чего они так отчаянно добивались, но это не приносит им тех эмоций, на которые они надеялись. Вместо радости и победы иногда приходят боль и поражение.

На заметку!

Заведите себе полезную привычку: думать как минимум на один шаг вперед.

Продолжаем работать с вымышленной ситуацией. А может ли случиться что-либо плохое, если руководитель прилюдно похвалит своего помощника? К сожалению – может. Люди несовершенны, и иногда они завидуют, плетут интриги, разводят сплетни. Если же вы не предвидите ничего дурного – значит, все хорошо, и можно переходить к следующим шагам техники.

Шаг 3.

На линии, образованными листами «настоящее» и «будущее», поместите еще одну бумажку с надписью «эффекты» (т.е. отдаленное будущее). Встаньте на нее, представьте себе, что после того, как вы добились желаемого результата, прошло некоторое время. Все ли хорошо? Не нужно ли что-то изменить? Можете сойти с этой линии и посмотреть на ситуацию со стороны. Если необходимо, вернитесь обратно к листку с надписью «будущее» и исправьте его (мысленно).

Кто виноват и почему это случилось со мной?

Традиционно именно эти два вопроса люди задают себе, если случилось что-то неприятное. И, как правило, виноватых находят где угодно, но лишь бы это были не вы лично. Однако иногда нужно непредвзято вглядеться в причины произошедшего, потому что это помогает перестать совершать одни и те же ошибки несколько раз подряд.

Мы переходим к точке «причины» (C).

Возвращаясь к выдуманной ситуации, с которой мы делаем эту технику, было бы уместно узнать, а почему так случилось, что начальник отчитал своего секретаря за то, в чем она не была виновата? Действительно ли никакой вины помощника руководителя в данном происшествии не было?

Руководитель попросил секретаря купить два билета для зарубежной туристической поездки своих детей. Секретарь обратилась в туристическую компанию. На вопрос «можете ли вы подготовить все документы как следует?» сотрудники турфирмы ответили утвердительно. У трапа самолета внезапно выяснилось, что на детей не оформлена страховка. В результате поездка сорвалась. Секретарь в недоумении: «За что меня оштрафовали?!» .

Очень часто люди учатся только на собственных ошибках, и то не всегда. Из данного примера можно понять, что секретарь не до конца довела то дело, которое ей поручил руководитель (отправить его детей в зарубежную поездку). Даже если туристическая компания что-то забыла или не доделала, необходимо было тщательно проверить все документы перед вылетом, и после обнаружения ошибки быстро ее исправить. Если же секретарь категорически не желает заниматься личными делами руководителя, то следует ему об этом сказать, пусть даже это вызовет некоторые неприятные последствия. Гораздо хуже, если человек надеется на авось и работает спустя рукава, а потом обижается на других людей и говорит, что они его подвели.

Шаг 4.

На воображаемой линии перед точкой «настоящее» положите бумажку с надписью «прошлое». Встаньте на нее и вспомните, какие причины могли вызвать ту ситуацию, с которой вы работаете. Если вы делаете технику вместе с кем-то еще, то в случае если вы сильно погрузитесь в негативное состояние, попросите этого человека вывести вас из него (и сойти с бумажки «прошлое»).

Способ справиться с любыми проблемами

В нашей модели осталась еще одна точка, где мы еще не побывали. Она называется «ресурсы» (R). Вы можете написать это слово на бумажке и положить сбоку от вашей линии (лучше – ближе к прошлому, но можно и в любом другом месте). Встаньте там, где вам удобно, и посмотрите со стороны на точку «прошлое» (причины). Если вы сможете отстраниться от своих переживаний и посмотреть на ситуацию глазами другого человека, то скорее всего найдете как минимум один (а желательно – несколько) вариант того, как можно было бы действовать по-другому, чтобы изменить результаты вашей деятельности в настоящем и будущем. Возвращаемся к нашему воображаемому примеру. Секретарь могла так построить работу с руководителем, чтобы он больше ей доверял, а с подчиненными так, чтобы они в случае совершения ошибки брали вину на себя, а не перекладывали ее на секретаря. Ваша задача – придумать как можно больше решений, которые могли бы вам в этом помочь. Это и будут ваши ресурсы.

Например: выполнять сложные задания руководителя, даже не относящиеся к вашей основной работе (т.е. личные). Наладить доверительные отношения с близкими к руководителю людьми (женой, шофером, топ-менеджерами). Записывать все поручения руководителя в специальный журнал (или вносить в компьютерную программу), где будет фиксироваться, кто за что отвечает (в случае сбоя в работе это поможет установить, почему этот сбой случился и на каком участке бизнес-процесса это произошло).

Ресурсы могут быть разнообразными:

  • деньги;
  • время;
  • информация;
  • отношения с людьми;
  • оборудование и т.п.

Еще один способ – вы можете мысленно вернуться в прошлое, за секунду до начала неприятной ситуации, и мысленно сопровождать себя через весь процесс (утешая, держа за руку, говоря самой себе: «Это обязательно закончится, и в конце концов все будет хорошо»). Даже если в той ситуации в прошлом вам никто не помог – проиграйте мысленно у себя в голове такой сценарий, в котором вы сами себе помогаете. Поверьте (а лучше проверьте!), это действительно работает! Как шутят специалисты по НЛП: «Никогда не поздно иметь счастливое детство!».

Шаг 5.

Напишите на бумажке слово «ресурсы» и положите ее на пол, в любом месте, где вам это удобно. Затем посмотрите на точку «прошлое» и подумайте, каких ресурсов вам не хватило в той ситуации? Например, вы бы хотели быть более уверенной в себе. Вспомните хотя бы один случай из своей жизни, когда у вас было то качество, которое вам было в тот момент  необходимо (например, уверенность). Если хотя бы раз вы в своей жизни смогли его проявить (при этом неважно, где и когда) – значит, вы сможете его развить и с успехом применять и далее. Иногда люди говорят: «А я вообще не уверен в себе». Однако, для того чтобы это утверждать, нужно быть в этом уверенным. Значит, у вас есть что-то, в чем вы уже уверены. Таким образом, ищите то, что вам помогло бы справиться с той ситуацией, с которой вы работаете. Найдя нужный ресурс (это вы делаете, стоя на бумажке с надписью «ресурсы»), шагните на бумажку с надписью «прошлое». Ваша задача – мысленно себе представить, что вы снова переживаете ту ситуацию, которая привела к возникновению проблемы, но уже в другом состоянии, обладая теми ресурсами, которые могли вам помочь. Если одного ресурса недостаточно – ищите другие, до тех пор, пока их не найдется столько, что вы будете уверены, что справились бы с проблемой, повторись она еще раз. Тогда вы переходите к точке «настоящее» и снова мысленно переживаете ту ситуацию, с которой вы работаете, но теперь по-новому – так, как вам бы хотелось (а не так, как это на самом деле было). Если вас все устраивает – вы двигаетесь в точку «будущее» и проверяете «эффекты». Если вас все устраивает – техника закончена. Если нет – то ищите ресурсы, которые помогут вам снова и снова улучшать ситуацию до тех пор, пока она не станет вас устраивать больше, чем изначальная.

На заметку!

Если вы что-то не поняли в технике и она у вас «не получилась» - успокойтесь. Вы всегда можете сказать себе, что это всего лишь мысленная игра, и вернуться к тому моменту, с которого вы начали работу.

В среднем технику «SCORE на линии времени» можно выполнить за 1-2 часа. Если вы чувствуете, что устали, или прошло слишком много времени – вы можете продолжить работу потом, когда отдохнете и у вас снова появится время. Даже если вы не закончили технику, поверьте (а лучше. опять-таки, проверьте на собственном опыте!) – она действительно работает. Если вы все сделали правильно, то вы сможете взглянуть на ситуацию по-другому, с точки зрения независимого наблюдателя. Это помогает найти неожиданные ресурсы. Одним из уникальных ресурсов, способных помочь практически в любой ситуации, является чувство юмора. Иногда вовремя сказанная шутка способна разрядить даже самую напряженную атмосферу.

Развивайте у себя навык предугадывания последствий. Хотя это и кажется очевидным, тем не менее, многие люди не связывают между собой недосыпание и увеличение вероятности ошибки на следующий день, позднее засыпание и  неспособность рано проснуться, отсутствие нормального режима (включающего в себя не только работу и сон, но еще и время на отдых и личную жизнь) и повышенную нервозность и т.д. Если вы научитесь системному мышлению, то, применив его в своей жизни, вы заметите, что проблемы стали возникать реже, а их размеры существенно уменьшились.

«Если я изменю свои воспоминания о прошлом – не повредит ли это мне?», -этот вопрос очень часто задают участники тренингов. Где хранятся воспоминания о том, что когда-то случилось? В вашей голове. А также в головах других людей, которые там присутствовали или об этом слышали. Попробуйте расспросить своих друзей, например, о недавней вечеринке. И сравните со своими собственными воспоминаниями. Вы обнаружите, что в рассказах, скорее всего, есть незначительные расхождения. Не существует такого хранилища, где бы можно было найти «правильную» версию случившихся в прошлом событий.

Когда вы меняете прошлое событие в своей голове, то это оказывает влияние и на настоящее, и на будущее. Проиграв мысленно ситуацию, где вам хотелось бы улучшить свой способ реагирования, вы увеличиваете шансы на то, что если ситуация снова повторится, то вы не будете действовать так необдуманно, как в первый раз, а примените другой, более успешный способ. Именно так тренируются выдающиеся спортсмены, сотрудники МЧС, космонавты. И вы тоже можете стать прекрасным профессионалом своего дела, если выработаете у себя привычку «исправлять» ошибки с помощью модели SCORE. Даже если у вас не получилось во второй раз – обязательно получится в третий или последующие (это зависит от сложности ситуации и того, как тщательно вы работали с моделью). Большинство известных людей многое успешно меняли в себе (например, дикцию, навыки публичных выступлений, манеру одеваться, общаться и т.д.). Теперь, овладев этой моделью, и вы стали настоящим волшебником, способным менять прошлое, настоящее и будущее!

В следующем практикуме мы научимся решать конфликты с помощью методов НЛП. Многие люди создают проблемы сами того не желая. Как понять, почему возникла конфликтная ситуация и, самое главное, как дипломатично и с выгодой для себя и компании быстро ее уладить? С помощью модели НЛП вы научитесь лучше понимать других и смотреть на ситуацию с позиции эксперта. Не пропускайте наших занятий!

Инна Иголкина, психолог, бизнес-тренер, преподаватель Школы помощника руководителя
при Национальной гильдии профессиональных консультантов

Подписка




Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Рассылка




Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Вы - делопроизводитель? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи по делопроизводству на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по делопроизводству
  • участвовать в вебинарах
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал PRO - делопроизводство

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль