Проектная методология: российские стандарты по проектной деятельности

261
Официальные российские стандарты по управлению проектами необходимы для работы специалистам в данной области. Проводя регламентацию проектной деятельности, данные стандарты можно использовать в качестве нормативных документов.

В РФ были разработаны и официально утверждены следующие стандарты, относящиеся к области управления проектами:

  • ГОСТ Р 54870–2011. Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов;
  • ГОСТ Р 54869–2011. Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом;
  • ГОСТ Р 54871–2011. Проектный менеджмент. Требования к управлению программой;
  • ГОСТ Р 51901.4–2005 (МЭК 62198:2001). Менеджмент риска. Руководство по применению при проектировании;
  • ГОСТ Р ИСО 10006–2005. Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества при проектировании;
  • ГОСТ Р 52806–2007. Менеджмент рисков проектов. Общие положения;
  • ГОСТ Р 53892–2010. Руководство по оценке компетентности менеджеров проектов. Области компетентности и критерии профессионального соответствия;
  • ГОСТ Р 52807–2007. Руководство по оценке компетентности менеджеров проектов;
  • ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 16326–2002. Программная инженерия. Руководство по применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 при управлении проектом.

Действие данных ГОСТов распространяется и на внешние, и на внутренние проекты и программы. Организационная структура проекта независимо от его специфики включает в себя следующие роли:

  • руководитель проекта;
  • заказчик проекта;
  • куратор проекта;
  • команда проекта.

При рассмотрении портфеля проектов выделяют следующие роли:

  • руководитель портфеля;
  • комитет управления портфелем проектов;
  • офис управления портфелем проектов.

Как правильно согласовывать документы?


В программе проектов есть роли заказчика, руководителя и куратора программы, а также руководителя проекта программы.

Управление проектом проводится по процессам:

  • инициация проекта;
  • планирование проекта;
  • исполнение проекта;
  • контроль исполнения проекта;
  • завершение проекта.

Руководитель проекта должен осуществлять управление всего функционала:

  • содержания проекта;
  • бюджета проекта;
  • сроков проекта;
  • рисков проекта;
  • персонала проекта;
  • поставками проекта;
  • обменом информации в проекте;
  • качества проекта;
  • интеграцией проекта.

Стоит учитывать, что в ГОСТах не четкого определения, что такое «проектный документ», но есть понятия «архив документов программы» и «архив проекта».

При управлении проектными документами необходимо обеспечить:

  • утверждение документов до их использования;
  • наличие актуальных документов в местах их применения и анализ актуальности;
  • хранение документов установленный срок, возможность восстановления;
  • требуемый заказчиком уровень конфиденциальности документов.

Рассмотрим другие отечественные стандарты в области проектной деятельности.

ГОСТ Р ИСО 10006–2005. Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества при проектировании

Рассматриваемый стандарт по менеджменту качества можно использовать в любых проектах. Качество управления проектом рассматривается с 2 сторон:

1. Качество процессов проекта. Определяется соответствием внутренних документов по управлению проектами требованиям международные и государственные стандартов управления проектами и соответствием отраслевым стандартам разработки продукта.

2. Качество продукта проекта. Это качество итогового результата проекта, его соответствие ранее установленным требованиям заказчика.


Технология работы с документами. Документооборот


В стандарте описаны принципы менеджмента качества. Прежде всего, это ориентация на потребителя. Без удовлетворения требований заказчика не возможно успешное завершение проекта. Второй важный принцип – лидерство руководителя проекта. Он формирует и поддерживает атмосферу в проекте, когда все специалисты активно участвуют в решении проектных задач. Вовлечение работников – не менее важный принцип качества. Однако специалисты должны иметь необходимые компетенции. Постоянное улучшение проекта должно восприниматься как постоянный процесс. Эффективные решения по управлению нужно принимать на основе задокументированных фактов. Помимо этого, просто необходимо построение взаимовыгодных отношений с поставщиками. Для этого требуется совместная разработка стратегии поставок, учитывающая требования к продукции обеих сторон.

Для эффективного управления качеством ГОСТом рекомендовано создание плана качества проекта, где фиксируются все необходимые для достижения целей проекта действия и ресурсы в области качества.

Стандарт определяет 10 групп процессов проектирования:

  1. Стратегический процесс задает направление проектирования.
  2. Процессы, связанные с ресурсами и персоналом. Оценка ресурсов и контроль их  использования, назначение и развитие персонала.
  3. Взаимозависимые процессы. Действия в одном из процессов проекта всегда влияют на другие.
  4. Определение действий, требуемых для создания продукта и т. д.
  5. Контроль бюджета проекта и т. д.
  6. Разработка графика проекта и т. д.
  7. Процессы, связанные с риском.
  8. Процессы, связанные с обменом информацией.
  9. Измерение результатов, анализ и постоянное улучшение процессов проекта.

ГОСТ Р 51901.4–2005 (МЭК 62198:2001). Менеджмент риска. Руководство по применению при проектировании

Областью применения этого стандарта являются любые проекты, он лишен ориентации на конкретные виды проектов.

Общая схема процесса по управлению рисками в данном стандарте выглядит так:

  • Определение рисковых ситуаций, которые могут повлиять на цели проекта.
  • Идентификация рисков и разделение их на виды. Для этого используются: мозговой штурм, анкетные вопросы, экспертные оценки, предыдущий опыт и т. д.
  • Проведение анализа риска, оценка вероятности их возникновения и степени воздействия.
  • Обработка риска – уточнение реакции на риск. Например, уменьшение вероятности или предотвращение риска.
  • Исследование и мониторинг риска. Наблюдение за риском для нахождения оптимального способа реагирования на него.

В пункте 5.4.1 «Документация» данного ГОСТа даны рекомендации по управлению рисками. Так, рекомендована подготовка ряда документов: план менеджмента риска при проектировании, включающий методологию управления рисками, полномочия при работе с рисками, организационные процедуры и т. д., а также реестр проектного риска со списками их возможных видов, ответственных за обработку рисков специалистов и т. д.

ГОСТ Р 52806–2007. Менеджмент рисков проектов. Общие положения

В этом ГОСТе идет речь о возможных решениях по рискам в структурном (организационном) и перспективном (временном) планах.

В перспективном плане определено 3 уровня решений:

  • Стратегический. Здесь определяются цели и изменяются ранее установленные.
  • Тактический. Здесь принимаются решения о подходах и тактике реализации заданных ранее целей.
  • Рабочий уровень ориентирован на краткосрочную перспективу.

Деловое письмо: правила оформления и порядок работы


ГОСТ определяет ключевые элементы управления рисками:

  • создание политики организации, которая определяет процедуры и принципы менеджмента рисков;
  • формирование организационной инфраструктуры;
  • создание программы менеджмента рисков на уровне подпроекта, проекта и предприятия.

Дополнительно в данном ГОСТе для управления рисками определены следующие инструменты:

  • Обмен информацией по менеджменту рисков. Стандарт советует контролировать каналы связи для обмена такой информацией. Также необходимо ввести понятную всем участникам процесса терминологию.
  • Прогнозирование рисков разделяется на индивидуальное, групповое прогнозирование и влияние прогнозирования на отношения с участниками.
  • Анализ участников процесса менеджмента рисков акцентирует внимание на человеческих и организационных факторах, осуществляя всестороннюю идентификацию рисков.

ГОСТ Р 52807–2007. Руководство по оценке компетентности менеджеров проектов

ГОСТ устанавливает требования к компетентности менеджеров проектов, здесь задаются термины «компетентность», описаны подходы к определению и оценке компетентности работников, указаны основные компоненты Проектная методология: российские стандарты по проектной деятельностикомпетентности.

Стандарт определяет два уровня сложности проектов и описывает алгоритм оценки сложности проектов. Для определения сложности проекта применяют семь факторов идентификации уровня сложности проекта, учитывая рейтинг каждого фактора.

Факторы сложности проекта:

  • Стабильность проекта. Ее определяет количество изменений содержания проекта, соблюдение законодательства и внутренних НПА при реализации проекта.
  • Множественность различных методов и подходов для выполнения проекта.
  • Масштаб последствий для окружающей среды в результате реализации проекта.
  • Положительное или отрицательное финансовое воздействие на стороны, заинтересованные в проекте.
  • Значимость проекта для участвующих в нем организаций.
  • Совместимость сторон-участников проекта и их интересов.
  • Разнообразие множества внешних связей проекта с другими организационными структурами.

Как применять профстандарты


ГОСТ определяет несколько областей компетенции:

  • Управление отношениями между всеми участниками проекта, обеспечение участия в проекте нужных специалистов.
  • Управление межличностными отношениями. Имеются в виду отношения между отдельными участниками проекта.
  • Управление процессом исполнения проекта.
  • Управление созданием плана проекта.
  • Управление приемкой продукции проекта, составление порядка приемки продукта.
  • Управление переходами между этапами проекта. Заинтересованные участники проекта принимают продукцию предыдущей фазы проекта и запускают начало следующей.
  • Оценка и улучшение результативности проекта. Проводится оценка соответствия продукта по заранее согласованным характеристикам, оценивается и соответствие проекта плану (срокам, бюджету).

ГОСТ Р 53892–2010. Руководство по оценке компетентности менеджеров проектов. Области компетентности и критерии профессионального соответствия

Данный стандарт по оценке компетентности менеджеров проектов гармонизирован со стандартом GPBSPMP. В ГОСТе определены следующие сферы компетенции менеджеров проектов:

  • управление отношениями между участниками;
  • разработка плана проекта;
  • управление межличностными отношениями;
  • управление ходом реализации проекта;
  • управление переходами между этапами проекта;
  • управление приемкой продукта;
  • оценка и улучшение результатов проекта.

Данные области компетенции содержат в себе по 3–6 критериев профессионального соответствия, которые и описывают, что именно и как должен уметь делать менеджер проектов.

ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 16326–2002. Программная инженерия. Руководство по применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 при управлении проектом

Рассматриваемый стандарт ориентирован в первую очередь на проекты по созданию программных решений. ГОСТ включает в себя фундаментальные положения международного стандарта ИСО/МЭК ТО 16326–99 Программная инженерия. Руководство по применению ИСО/МЭК 12207 при управлении проектом. При разработке стандарта также использовался PMBoK.

Таким образом, можно сделать вывод, что в нашей стране большее распространение в проектной практике имеют именно зарубежные стандарты: PMBOK и «Основы профессиональных знаний и Национальные требования к компетентности», поэтому для более эффективной работы рекомендуется дополнительно изучить публикации, подробно описывающие данные стандарты.

Подписка




Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Рассылка




Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Вы - делопроизводитель? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи по делопроизводству на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по делопроизводству
  • участвовать в вебинарах
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал PRO - делопроизводство

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль