Закон “об архивном деле в рф“

347
В связи с чем возникла необходимость подготовки Закона “Об Архивном деле в РФ”? Что нового предлагает Закон? На эти и многие другие вопросы мы предложили ответить руководителю Федерального архивного агентства Владимиру Петровичу Козлову.

Федеральный закон “Об Архивном деле в РФ” был утвержден Президентом РФ 22 октября 2004 г. Когда началась подготовка этого Закона, и в связи с чем возникла такая необходимость?

Дело в том, что состояние правового регулирования архивного дела в нашей стране далеко не во всем отвечало современным реалиям. Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах (далее – Основы) появились в июле 1993 г., а к декабрю того же года они уже устарели в связи с принятием Конституции РФ. Некоторые положения Основ (по разграничению собственности на архивные документы, о статусе муниципальных архивов и др.) вступили в противоречие с требованиями Конституции РФ, а также других законодательных актов, принятых в ее развитие и затрагивающих отдельные вопросы работы с архивными документами.

Это, прежде всего, вопросы разграничения полномочий между федеральным центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями – они не были решены в Основах.

Наряду с изменениями в российском законодательстве заметные перемены за последнее десятилетие произошли в практике архивной работы, особенно в области комплектования, выявившие пробелы в действующем архивном законодательстве.

Подготовка нового архивного закона стала настоятельной необходимостью. Для его разработки в 2001 г. была сформирована рабочая группа. В нее вошли сотрудники аппарата Росархива, федеральных архивных и научных учреждений, архивных органов субъектов РФ. Работа над проектом закона продолжалась около полутора лет, а остальное время – почти два года – это годы прохождения, годы очень тщательных экспертиз.

Я участвую в подготовке второго закона и могу сказать, что первый – Основы – прошел стадию согласования намного легче.

Что нового предлагает Закон “Об Архивном деле в РФ”?

В отличие от Основ, являющихся по своей форме сводом наиболее общих правовых установок, в принятом Федеральном законе более детально и технологично проработаны вопросы организации архивной работы по всем ее направлениям.

Серьезно расширена сфера действия Закона, регулирующего отношения по организации хранения, комплектования, учета, использования не только документов Архивного фонда РФ (т. е. подлежащих постоянному, вечному хранению), но и других архивных документов (с временными сроками их хранения). Отсюда – иное название Закона (“Об Архивном фонде и архивах” заменено на “Об Архивном деле”), иной, намного более расширенный и дополненный понятийный аппарат.

Нормы Закона тщательно состыкованы с действующим законодательством, особенно в части разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, субъектами Федерации и муниципальными образованиями.

В отличие от Основ, где разделение собственности на архивные документы не проведено, Закон уделяет этому вопросу больше внимания. При этом архивные документы как бы подразделяются на две категории: документы ликвидированных фондообразователей и документы действующих фондообразователей.

Закон содержит новую для архивного права норму: территориальные органы федеральных органов государственной власти могут сдавать свои документы в региональные архивы только на договорной основе.

Закон уточняет принципиальное положение действующего законодательства о том, что архивные документы, находящиеся в государственной собственности, не подлежат приватизации. При этом данная норма распространяется и на архивные документы, находящиеся в муниципальной собственности.

Своеобразным дополнением к Гражданскому кодексу РФ является абсолютно новая по содержанию статья “Обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц по комплектованию государственных и муниципальных архивов”, где подробно расписано, как поступать с архивными документами в случае реорганизации (в т. ч. путем преобразования, разделения либо выделения) или ликвидации юридических лиц всех форм собственности.

Изменилось ли в Законе отношение к документу?

В Законе дано кардинально иное понятие документа. И мы этим довольны. Благодаря новому понятию мы постарались обойти целый ряд других моментов, препятствий, которые содержит в отношении архивного документа современное законодательство, регламентирующее очень многие стороны жизнедеятельности общества. В частности, где регламентированы имущественные отношения, кроме отношений, которые возникают в сфере архивного дела. Архивный документ, вообще документ как бы “провис”. Он не отнесен к имуществу, что наиболее просто, он не отнесен и к некоему другому виртуальному предмету.

И признаюсь честно, что была угроза отнести документ и архивный документ к имуществу, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Получался парадокс: архивный документ с каждым годом (чем он старее) становится дороже, тогда как имущество, чем больше оно эксплуатируется, тем оно менее ценно.

Поэтому определения “архивного документа” и “документа” вообще начинаются с понятия, что это – “материальный носитель с зафиксированной на нем информацией”. Как материальный носитель документ дает нам возможность его определенного учета и отношения к нему именно как к материальному носителю.

Информация, которая содержится в документе, позволяет нам представить этот феномен человеческой цивилизации как особую вещь, предмет. Это очень важное и правильное определение.

Из Закона ушли понятия “государственной” и “негосударственной” частей Архивного фонда. Теперь речь идет о “государственной”, “муниципальной” и “частной” собственности на документы? В связи с чем произошли такие изменения?

Закон ориентирован, прежде всего, на сохранение и развитие той системы государственных и муниципальных архивов, которые у нас уже созданы, и в него вошли понятия “государственные” и “негосударственные” учреждения. Изменения произошли в связи с тем, что были приняты Закон о местном самоуправлении и еще два закона с поправками в него.

Согласно Конституции РФ местное самоуправление не входит в систему государственной власти и составляет самостоятельную форму осуществления народовластия. Поэтому мы вынуждены были специально выделить этот блок муниципальной архивной собственности как особый блок негосударственной архивной собственности.

Собственно говоря, негосударственная часть Архивного фонда была разделена на две части: муниципальную и частную (фирмы, акционерные общества и т. д.).

Хотелось бы узнать подробнее об архивных документах, относящихся к частной собственности.

Это комплекс документов, которые создаются в ходе деятельности частных приватизированных организаций и предприятий (юридических лиц). Второй комплекс материалов, относящихся к частной собственности, составляют личные архивы граждан, которые создаются ими, как физическими лицами.

Закон включает статью об особенностях гражданского оборота документов Архивного фонда РФ, находящихся в частной собственности. Статья определяет, что собственник, заключивший договор об отнесении своих документов к составу Архивного фонда, берет на себя определенные обязательства, которые в порядке универсального правопреемства переходят к его правопреемникам. При этом правопреемник обязан уведомить о переходе к нему прав собственности на документы соответствующий государственный или муниципальный архив, с которым прежний собственник заключил договор. В случае ненадлежащего исполнения обязательств в отношении архивных документов, они по решению суда могут быть изъяты у собственника.

Большинство наших читателей работает в коммерческих организациях, многие из них предпринимают попытки создать архив, но часто это связано с большими сложностями. Что Вы им можете посоветовать?

Вы знаете, что в Законе в отношении государственных учреждений, организаций, предприятий четко сказано: обязаны создавать архивы.

Что же касается негосударственных организаций, исключая, конечно, муниципальные, то здесь формулировка “организации и граждане вправе создавать архивы” – не разработчиков, а юристов.

У разработчиков была иная, более жесткая формулировка – “организации и граждане обязаны создавать архивы”, однако юристы посчитали, что она противоречит Конституции. В результате частные организации, граждане вольны решать вопрос о том, создавать или не создавать архивы. В Законе есть, правда, норма, которая обязывает сохранять документы, связанные с социальной защитой граждан.

Не теряет ли наше государство ценные документы, не входящие в сферу его влияния?

Да, конечно, общество теряет... Такая необязательная норма действительно создает условия для утраты, может быть, очень важных документов о событиях нашей истории, нашей действительности.

Как определяется ответственность за уничтожение документов, не входящих в Архивный фонд РФ?

Мы все-таки полагаем, что в нашей стране сегодня не разрушена, а, возможно, даже усовершенствована система отбора документов для вечного хранения. И система определения сроков хранения этих документов.

Конечно, и центральная экспертно-проверочная комиссия, которая существует в Росархиве, и экспертно-проверочные, и другие комиссии, существующие в государственных архивах, министерствах и ведомствах, похожи на врачебный консилиум, когда люди принимают решение, в значительной степени исходя из интуиции. Поэтому не исключены ошибки в определении ценности того или иного документа. Но что касается сроков непостоянного хранения, то мне кажется, что в тех перечнях, которые мы имеем, они достаточно адекватно установлены. И они все-таки предотвращают возможность преднамеренного или непреднамеренного уничтожения документов, которые могут еще пригодиться обществу.

Как Вы относитесь к проблеме создания архивов компаний (промышленных, экономических), которые существуют во многих странах мира?

Конечно, отношусь к созданию таких архивов позитивно. Я абсолютно уверен, что со временем профильные компании и частные предприятия начнут самоорганизовываться и в России, как это происходит, например, в Голландии.

Нефтяные компании создают объединенный архив, он является частным, но обеспечивает хранение и использование документов целого ряда компаний. И можно это только приветствовать.

Учитывался ли зарубежный опыт при создании Закона?

Изучив мировой опыт, мы в большей степени сделали акцент на сохранении тех принципов организации архивного дела, которые были накоплены в нашей стране.

По организации, методическому обеспечению, постановке архивного дела мы не уступаем развитым странам. Наша беда в другом – недостаток средств. А так, все нормы, особенно если взять нормы доступа, у нас очень демократичны.

В Законе отсутствует понятие “электронный документ”, который сейчас очень актуален. Что Вы можете об этом сказать? Каковы перспективы развития законодательства в этой области?

Если бы мы попытались в Законе дать определение электронного документа, то просто бы его “похоронили”, потому что единого, четкого определения нет, а вернее – их сотни. Поэтому в целях сохранения основной части Закона, ориентированного, в первую очередь, на традиционную документацию, мы сознательно от этого отошли. А то, что развитие законодательства, связанного с электронным документированием, необходимо, нет абсолютно никакого сомнения.

В любой стране, для того чтобы создать закон об электронном документировании, нужно достичь определенной степени и финансового, и технологического благополучия.

Прослеживается ли в Законе взаимосвязь делопроизводства и архивного дела? Расскажите о судьбе законопроекта “О документационном обеспечении управления”.

Прослеживается, но не в той степени, в какой этого хотелось бы. И объясняется это опять же тактическими соображениями при разработке Закона. Мне кажется, что документационный аспект должен все-таки решаться в рамках отдельного закона, потому что это целая сфера и, возможно, посложнее, чем сфера архивного дела. Первый вариант закона о документационном обеспечении управления уже подготовлен.

Что Вы можете рассказать о разработке и проведении единой государственной политики в области архивного дела? Как отразится принятие данного Закона на законодательстве субъектов РФ?

Строго говоря, разработка и проведение единой государственной политики в области архивного дела сегодня является сферой ответственности не Федерального архивного агентства, а Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ.

Сегодня трудно сказать, как и в какой форме пойдет законодательное регулирование архивного дела субъектов Федерации. Отмененные Основы не были законом прямого действия. Они содержали некие общие принципы, а субъекты Федерации должны были принимать конкретные законы. Это было правильно. И в свое время был разработан типовой закон об архивном деле субъектов Федерации, который наполнялся в каждом регионе своим содержанием. Принятый Закон – федеральный и является законом прямого действия. Большая часть его норм (приблизительно 90%), обязательна к применению в любом субъекте Федерации и даже в муниципальных образованиях. Но есть несколько случаев, где Закон указывает, что те или иные правоотношения в области архивного дела внутри (между) субъекта Федерации решаются законодательством субъекта Федерации. Как это совместить – вопрос к юристам.

Довольны ли Вы достигнутым результатом?

Да, конечно. За 12 лет подготовить два закона, т. е. принимать в их разработке самое непосредственное участие, а во втором случае даже руководить рабочей группой – это, безусловно, повод, чтобы быть довольным.

Вы очень занятой человек. Как Вам удается поддерживать такую прекрасную интеллектуальную и физическую форму?

Не знаю. Курю потому что много... А если говорить серьезно – у меня корни очень крепкие, все мои родственники жили довольно долго, по сто лет. Отец, ветеран войны, умер три года назад.

У Вас, наверное, есть хобби?

По отношению к чему? Если по отношению к основной работе, то второе хобби – это научные исследования, потому что они тесно переплетаются. И… люблю просто на даче поработать, отдохнуть.

Расскажите, пожалуйста, о Ваших последних исследованиях, Вашей последней книге.

Практически завершена книга, которая называется “Бог сохранял архивы России”. Это очень большая книга, где-то 30 авторских листов. В ней я попытался рассказать о своей жизни за последние 13 лет. И об истории архивного дела за эти годы, причем не изолированной, а тесно связанной с политическими, экономическими, интеллектуальными процессами, происходившими в это время.

Отдельные части этой книги были изданы в виде брошюр. Брошюры “Архивы России в зеркале средств массовой информации 90-х гг. XX века” и “Российские архивы: проблемы доступа и использования” посвящены российским архивам, проблемам доступа и использования документов. Они о том, как мы в это десятилетие разрабатывали систему, что сделали, что издали, где допустили ошибки.

Еще одна брошюра называется “Историко-архивный институт: Хроника развала и точка бифуркации”. Это рассказ об истории уникальнейшего учебного заведения, о печальной судьбе архивного института. И одновременно попытка на его примере рассмотреть проблему современного гуманитарного образования в нашей стране.

Какие Вы читаете книги, смотрите фильмы? Успеваете ли ходить в театр, на выставки?

Книги я читаю, и довольно много. Стараюсь следить за основной исторической литературой. И часто испытываю как огорчение, так и восторг и восхищение от того, что сегодня у нас издается. Меня очень тревожит, что историческая литература все больше и больше превращается в беллетристику. Поэтому уже несколько лет предпочитаю первоисточники для чтения. Благодаря своей должности, я имею счастливую возможность получать практически все издания документов в нашей стране. С удовольствием их читаю. И советую это делать читателям вашего журнала. Это замечательно!

Одна из последних прочитанных книг – совершенно уникальный дневник сына Марии Цветаевой Георгия Эфрона. Это дневник 1939–1944 гг.

Вообще мемуары – один из самых замечательных источников для изучения истории.

Что касается фильмов, принципиально их почти не смотрю и предпочитаю старые фильмы – у меня есть небольшая хорошая подборка, видеотека.

В театр практически не хожу, увы, не хватает времени. На выставки – да, но в основном архивные. В выставочном зале федеральных архивов недавно проходила интереснейшая выставка “Блестящий век Екатерины Великой”, готовится выставка “Семья Павла I. К 250-летию со дня рождения”.

Что бы Вам хотелось пожелать нашим читателям?

Я так понимаю, что ваши читатели – профессиональные работники делопроизводственных служб, обеспечивающие комфортные и удобные условия работы руководителей каких-то структур и функционирование архивов.

Хотел бы пожелать им, во-первых, овладеть всеми азами своей профессии. Во-вторых, по возможности, постоянно совершенствоваться в своем деле. В-третьих, те, кто посвятят ей всю свою жизнь, должны увидеть в ней мельчайшие и великолепные нюансы благородства, если так угодно. На первый взгляд, обычному обывателю не понятные, а на самом деле – очень помогающие в работе. А тем, кто рассматривает данную профессию как временную, все равно нужно быть совершенными в этой работе. Потому что если нет стремления совершенствоваться в малом – не будет и стремления совершенствоваться в большом.

Если, как говорится, “ни рыба ни мясо” на секретарской должности, уверен, что то же самое будет и на любой другой должности – престижной, непрестижной – неважно.

И, в конечном итоге, не самое малое значение имеет и денежный аспект. Поэтому я желаю, чтобы как можно больше зарабатывали те, кто посвятил хотя бы кусочек своей жизни работе с документами.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Рассылка




Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Вы - делопроизводитель? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи по делопроизводству на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по делопроизводству
  • участвовать в вебинарах
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал PRO - делопроизводство

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль