Взгляд на подбор ра в современных условиях

55
Профессия персонального ассистента (РА) появилась на заре 1990-х гг., с тех пор она прошла довольно долгий путь. Кто такой успешный персональный ассистент сегодня? Каковы его компетенции? Перспективы РА в России. Какие качества РА рекрутеры проверяют при интервьюировании? Готовы ли вы стать РА? Статья опубликована в "Справочнике секретаря и офис-менеджера" №3 за 2009 год.

В России профессия персонального ассистента (РА) появилась на заре 1990-х гг., когда отечественный бизнес стал активно взаимодействовать с западным. С тех пор профессия РА прошла довольно долгий путь. Изменились функции и основные компетенции РА, появились новые требования у работодателей, изменились сами работодатели и личные помощники вместе с ними…

Компетенции современного РА
Что же такое успешный персональный ассистент (РА) сегодня? Каковы его компетенции?

1. На первый план выходят личностные качества и психологическая совместимость РА с руководителем, так называемый “контактный потенциал”. Что под этим подразумевается?

  • Гибкость – это самое главное, что оценивают рекрутеры Penny Lane Personnel на интервью.Сможет ли девушка приспособиться к личности руководителя? Насколько она адаптивна к особенностям ведения бизнеса? Не будут ли ее пугать нестандартные задания руководителя? Будет ли она с ними справляться?
  • Лидерские качества, как это ни странно. Это не совсем обычная компетенция. В 1990-х годах лидерские качества никому не требовались. Счастьем было найти человека, который более или менее знал, как работает оргтехника. Почему лидерские качества выходят сегодня на первый план? Потому что РА чаще всего это действительно “правая рука” руководителя, и в небольших компаниях он занимает несколько должностей. И если РА обладает умением ставить задачу, умеет контролировать ее выполнение и брать на себя ответственность, то такой РА сегодня будет успешен.
  • Умение дистанцироваться от коллектива, т. е. РА должен меньше общаться с коллективом, чтобы не было поводов и ситуаций, когда он невольно может донести до сотрудников “закрытую” информацию.РА не может быть любимчиком коллектива, не может участвовать в корпоративных вечеринках в полной мере, как любой другой сотрудник.

    Потому что он – проводник идей руководителя. И если за праздничным столом или “по дружбе” какая-то конфиденциальная информация будет донесена до кого-то из сотрудников, то бизнес может рухнуть. РА должен и может донести до сотрудников только ту информацию, которую им положено знать.

  • Умение работать “под камерами”. В современных офисах, где все везде записывается, прослушивается и т. д., РА должен быть психологически готов к такой нагрузке.

2. Чуть далее, на второй план при приеме на работу выходят профессиональные качества: умение работать с оргтехникой, знание определенного количества языков, умение планировать график руководителя и т. д. Давайте рассмотрим набор личностных и профессиональных качеств современного РА и сравним их с теми, которые требовались в начале 1990-х гг.

1990-е гг. 2000-е гг.
  • умение печатать;
  • презентабельность;
  • исполнительность;
  • организованность;
  • коммуникабельность;
  • доброжелательность;
  • стрессоустойчивость;
  • грамотная речь;
  • ответственность;
  • пунктуальность;
  • самоорганизация;
  • открытость;
  • гибкость
  • умение расположить к себе собеседника;
  • внимание к деталям;
  • умение работать на результат;
  • амбициозность;
  • уверенность в себе;
  • адекватность;
  • лидерские качества;
  • строгость;
  • умение организовать работу других;
  • лояльность;
  • наличие собственного мнения;
  • умение себя преподнести;
  • искренность

Если в начале 1990-х в работе персонального ассистента были важны презентабельность, исполнительность, стрессоустойчивость, коммуникабельность, пунктуальность, организованность, открытость, доброжелательность, то в 2000-е гг. принципиальное значение имеют умение расположить к себе собеседника, внимание к деталям, умение работать на результат, уверенность в себе, лояльность, наличие собственного мнения, адекватность, амбициозность, лидерские качества, умение организовать работу других. Разница заметна. Не правда ли? РА все больше подтягивается к руководителю и новым формам ведения бизнеса.

Все эти качества были взяты из реальных заявок работодателей, по которым рекрутинговое агентство Penny Lane Personnel подбирало персональных ассистентов.

Перспективы РА

Если говорить о перспективах профессии РА, то сразу возникает вопрос: это карьерный тупик или счастливый билет в новую профессию?

Объективно ситуация выглядит следующим образом:
1. РА – это часто первая ступень для начинающих карьеру в бизнесе. В РА идут девушки с амбициями, закончившие институт, или студентки 4–5 курсов. Это, скажем так, достаточно низкооплачиваемый РА. И, тем не менее, такие есть.Очень многие девушки считают, что если они придут РА к руководителю отдела маркетинга, где они хотят в перспективе работать, то это будет как раз та ступенька, которая потом поможет им развиваться именно в маркетинге.
Но…
2. РА – это “шлейф” на всю жизнь. Вас не смогут воспринимать в коллективе как полноценного сотрудника в другой должности. Вы всегда будете РА, даже если уже несколько лет им не работаете. Поэтому, скорее всего, вы сможете вырасти только в другой компании, как это ни печально.
Еще следует учитывать такой момент в перспективах развития РА, как ревность руководителя к будущей профессии РА. Особенно это касается хорошего РА. Руководители не хотят отпускать от себя квалифицированного помощника.

3. Вместе с тем, бывают исключительные ситуации, когда можно говорить о высокопрофессиональных РА – когда РА ведущих компаний становятся первыми лицами других известных компаний.Например, кто такая Гульжан Молдажанова? Сейчас она генеральный директор компании “Базовый элемент”. В далеких 1990-х гг. она пришла к своему однокурснику Олегу Дерипаске в качестве РА. Через 2 недели она стала ассистентом финансового директора, а через год работала в отделе внешней торговли “Русала”. С февраля 2005 года она возглавляет холдинг “Базовый элемент”.
Вот, пожалуйста, пример успешной карьеры РА. Даже скорее головокружительной карьеры…

Какие качества рекрутеры проверяют при интервьюировании РА?

В первую очередь происходит проверка на профпригодность. Конечно же, это так называемое поведенческое интервью. Рекрутеры моделируют ситуации, связанные, например, с проверкой такого качества, как гиперответственность.

1. Гиперответственность. Ситуации подбираются определенным образом так, чтобы посмотреть, насколько девушка ответственная. Потому что от ее решений, от скорости ее действий зависит порой весь бизнес руководителя.2. Эмоциональная зависимость. Рекрутеры смотрят на то, насколько РА сможет, с одной стороны, дистанцироваться от руководителя, а с другой стороны, быть на его волне, чтобы не замечать каких-то эмоциональных выпадов в свою сторону. И, тем не менее, выполнять те задания, которые руководитель ей поручил.3. Дипломатичность. РА должен транслировать идеи руководителя таким образом, чтобы они приводились в действие эффективно и именно таким образом, как было задумано руководителем.

Нюансы есть всегда!

Хочется рассказать об интересных, “закрытых” заявках на позицию РА компании Penny Lane Personnel. Это так называемые “требования на полях”, которые не пишутся в официальной заявке. Но, тем не менее, пожелания клиентов учитываются при закрытии данных вакансий.

1. “Блондинка с интеллигентными родителями” – так было написано в заявке. Заказчики считали, что если у блондинки интеллигентные родители, то это будет являться “гарантией” наличия у нее ума.
2. Высокая девушка “строго от 167 см”. Когда рекрутеры поинтересовались тем, почему поставлены такие жесткие требования к росту кандидата, им ответили следующее: “Вы знаете, мы заказали в Испании мебель, и стойка, за которой будет сидеть эта девушка, довольно высокая. Если девушка будет меньше 167 см, то ее просто никто не увидит”. 3. Девушка со знанием трех языков. Такой РА нужен был руководителю, который часто посещал выставки, конференции и т. п. и брал РА с собой, общаясь через нее на языке собеседника.
4. Молодой человек со строительным образованием, “доносчик”. Это был запрос учредителя строительной компании, которому был нужен человек, который бы фактически доносил учредителю, как идет стройка. Поэтому он должен был хорошо разбираться во всех вопросах строительства и понимать, что там происходит.
5. “Без аллергии на табачный дым” – это требование было обязательным, потому что каждые полчаса РА была обязана заходить в кабинет руководителя и менять ему пепельницу.
6. “Строго из МГУ, МГИМО и ГУУ с модельной внешностью” – это самые престижные вузы, считается, что образование, полученное в них, фундаментальное и качественное.
7. Со способностью “работать в аквариуме”, т. е. в открытом всем взорам помещении – требование особенно актуально, когда мы закрываем банковские вакансии. Девушка должна также свободно работать “под камерами”, когда в офисе все прослушивается и записывается.
8. “Замуж только с разрешения руководства”. С одной стороны, это требование кажется дискриминационным, но руководитель считал, что если девушка выходит замуж, то она должна полностью отдавать себя семье.Как только РА выходила замуж, с ней прощались, но не увольняли из компании, а переводили на другую должность, давая возможность посвящать себя семье. Вот такая забота о личной жизни сотрудников.

Кстати, в профессии РА есть одно неписаное правило – у РА не может быть личной жизни. Потому что чаще всего РА доступен 7 дней в неделю, 24 часа в сутки. Насколько девушка готова быть “доступной” всегда? Работать много и часто без нормального отпуска?

Это определенный барьер, при котором в эту профессию не приходят люди, которые уже имеют семью. В заявках на подбор РА очень часто есть эта негласная ремарка: “Желательно, чтобы девушка была не замужем”. Потому что профессия РА действительно несовместима с личной жизнью.

Что же такое РА сегодня?

РА, как вы уже поняли, это универсальный специалист и высококлассный профессионал, обладающий определенным набором личностных качеств. А еще РА это:

  • “кадровое агентство”, потому что она осуществляет подбор домашнего персонала руководителя и координирование персонального подбора на топ-позиции;
  • “турагентство”, которое организует визовую поддержку руководителя, его семьи, ближайшего окружения;
  • “служба безопасности”, которая осуществляет контроль за действиями определенных лиц;
  • практически член семьи, потому что она находится в круглосуточном доступе и т. д. и т. п.

Готовы ли вы на такие подвиги?



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Рассылка




Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Вы - делопроизводитель? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи по делопроизводству на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по делопроизводству
  • участвовать в вебинарах
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал PRO - делопроизводство

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль