Современные правила адаптации новых сотрудников на рабочем месте

7236
Известная истина гласит, что сотрудник принимает решение остаться работать в компании или покинуть ее при первой воз­можности в свой первый рабочий день. Каковы реальные ожидания потенциального сотрудника и потенциального работодателя? Как пройти все этапы адаптации на новом рабочем месте и стать успешным и полно­ценным членом команды?

Принимая решение писать об универсальных правилах адаптации на рабочем месте, мы ориентировались прежде всего на сотрудников, желающих стать успешными и быстро и профессионально влиться в новый коллектив. А непременный атрибут успешности - глубокое понимание чувств и ожиданий заинтересованных в процессе сторон. Предлагаем вам немного сфокусироваться на этом моменте.

Каковы ожидания потенциального сотрудника и потенциального работодателя?

Потенциальный сотрудник - ожидает финансовую, моральную компенсацию, перспектив карьерного роста и профессионального раз­вития. В процессе поиска новой работы кандидат часто находится в со­стоянии некоторой нестабильности и волнения от необходимости про­извести должное впечатление на интервью в разных компаниях. У кандидатов отмечается состояние неопределенности и ожидания "встречи" с идеально подходящим по всем параметрам работодателем.

Потенциальный работодатель:

  • Несет временные и финансовые затраты на многочисленные собе­седования, проводимые сотрудниками отдела персонала, руководи­телями подразделений и, наконец, генеральным директором.
  • Несет дополнительные финансовые потери при привлечении кадро­вого агентства к поиску.
  • Осуществляет дополнительные финансовые вливания на оснащение рабочего места будущего сотрудника, выделение фонда оплаты труда, компенсаций.
  • Находится в состоянии терпеливого ожидания "встречи" с идеально подходящим по всем параметрам сотрудником.

И наконец, поиск, в который было вовлечено немало времени, средств и людей, приводит к обоюдно-долгожданному результату - вы­ходу нового сотрудника на работу!

Известная истина гласит, что сотрудник принимает решение дол­госрочно работать в компании или покинуть ее при первой подвер­нувшейся возможности в свой ПЕРВЫЙ рабочий день!

Этапы адаптации

Вне всяких сомнений процесс адаптации на рабочем месте - один из обязательных в любой, уважающей себя компании, но сам новичок не должен занимать ведомую позицию. Лучше умело брать инициативу в свои руки, ускоряя привыкание и нарабатывая авторитет на новом месте!

Но каким же образом и что именно брать в свои руки? Давайте по­шагово разберем этот тонкий вопрос.

1-й этап. Первичная адаптация новых сотрудников или знакомство с окружающей действительностью

Вновь пришедшему сотруднику в первые несколько дней необходи­мо начать с общей ориентации. Если в компании в силу разных причин отсутствует традиционная процедура знакомства, предлагаю прокон­тролировать все этапы самостоятельно.

  1. Оформление на работу. Заключая трудовой договор, сотрудник и далее получает первичное представление об условиях нахождения в ком­пании, о своих правах и гарантиях со стороны работодателя.
  2. Ознакомление с предложенными нормативными актами ком­пании. Таким образом вы можете узнать много нового. Правила внут­реннего трудового распорядка помогут вам понять, что принято, а что нет в компании. Вы сможете подстроиться под ритм работы, оценить интенсивность психофизических нагрузок.
  3. Изучение корпоративных печатных или видеоматериалов, таких, как памятка или книга новичка, этический кодекс, принципы, ценности компании, ожидания от сотрудников, корпоративные издания/фильмы и т. д. Из материалов такого рода можно почерпнуть максимум информации:
  • об истории компании;
  • особенностях ее корпоративной культуры;
  • о кодексе поведения, деловой переписке;
  • дресс-коде.

Вы также сможете узнать и увидеть ключевые фигуры компании, оценить ее структуру и масштаб деятельности и определить собственное место и вашу роль в этой структуре.

4. Попросите руководителя или старшего коллегу об общей озна­комительной экскурсии по предприятию. Это краткосрочное меро­приятие будет крайне полезно и позволит:
  • осознать и почувствовать место, в котором вы будете теперь проводить большую часть своего времени;
  • подметить манеру внутрикорпоративного общения;
  • запомнить наиболее важные для вас на первом этапе лица и имена;
  • запомниться всем, кому вы были представлены, что значительно облегчит вам дальнейший выход на деловой контакт.

После прохождения первого этапа вы находитесь в следующей точ­ке - рабочее место у вас есть и функционирует, информация для раз­мышления имеется, присутствует и общее понимание принятых тради­ций и поведенческих норм. Также у вас есть и выборочное узнавание окружающих вас людей. Теперь можно, не теряя темпа, переходить к сле­дующему этапу!

2-й этап. Вторичная адаптация новых сотрудников или погружение в деловую жизнь компании

Часто ожидания от вновь принятого сотрудника рождаются доволь­но быстро. Буквально в течение первых недель. Таким образом, чтобы достойно реагировать плодотворным и про-активным трудом, необхо­димо структурировать для своего понимания и бизнес-среду организа­ции.

Этой цели в компаниях часто служит план адаптации и свод SMART-задач на краткосрочный период.

План адаптации

План адаптации новых сотрудников - распланированный по дням и часам график встреч нового сотрудника с представителями смежных отделов и отделов, за­интересованных в результате труда нового работника. Готовый план передается всем участвующим в процессе для подтверждения либо кор­ректировки времени встреч. Таким образом, в зависимости от сложно­сти работы отдела и обильности будущих деловых коммуникаций новый сотрудник может провести на ознакомительной встрече от получаса до полного рабочего дня. Традиционно инициатором и составителем плана адаптации является непосредственный руководитель и сотрудник отде­ла персонала. Если по объективным причинам план отсутствует, вы можете составить его самостоятельно, задавая следующие вопросы не­посредственному руководителю: 

  • С какими отделами мне по долгу службы придется контактировать наиболее часто?
  • На границе с каким отделом возникают сложности с коммуникацией?
  • Какой отдел является основным заказчиком в компании и необхо­димо глубокое понимание его функций, задач и структуры с целью оказывать в дальнейшем наиболее полную поддержку? Пример плана адаптации:

 Дата

  Время

Отдел

Ответственный

14.02.2011

9:30 - 11:00

Отдел снабжения

Руководитель отдела, Иванов И.И.

14.02.2011

11:30 - 13:00

Отдел логистики

Старший менеджер по логистике, Птичкина Е.А.

14.02.2011

13:00 - 14:00

Обед

 

14.02.2011

16:00 - 17:30

...  

 

Если вы пришли на административную позицию, вполне вероятно, что вам понадобится плотное знакомство с работой всех без исключения отделов. Пусть даже весьма краткосрочное - например, по 1 часу в каж­дом отделе. Будет здорово и крайне полезно, если вы попытаетесь про­пустить через себя несложную работу каждого подразделения, поможе­те в мелочах.

План ротации по отделам может охватывать период от 1 дня до 2-3 недель в зависимости от масштаба организации и предполагаемых коммуникаций нового сотрудника.

Что вам делать на встречах в отделах? Все очень просто:

  • Улыбайтесь!
  • Вникайте в суть происходящих в компании бизнес-процессов.
  • Записывайте все, что вам может пригодиться в будущей работе.
  • Привыкайте к внутрикорпоративному общению.
  • Интересуйтесь, чем помочь, и помогайте!

Настоятельно рекомендую пройти путь погружения через план адаптации новым сотрудникам, пришедшим на административную по­зицию любого уровня, от стартовой до высшей. Это вызвано тем, что к административному персоналу всегда предъявляются высокие требо­вания в области знания внутренних связей и процессов, умения догово­риться и организовать!

И самое важное, помните: У вас не будет второго шанса произве­сти первое впечатление!

Итак, вы познакомились с работой всех отделов компании и теперь самое время переходить к SMART-задачам.

SMART-задачи

SMART-задачи - это цели, выставляемые вам руководителем на период испытательного срока. (SMART - принцип хорошо сформиро­ванного результата. Цель должна отвечать следующим критериям - точ­ность, достижимость, измеримость, реалистичность, иметь конкретный срок). Это тот результат, на основании которого будет оценена успеш­ность прохождения вами испытательного срока. Таким образом, крайне

важно прописать основные задачи, чтобы и у вас и у руководителя было одинаковое о них представление. И теперь, наконец, пора приступать к выполнению настоящих боевых задач, учитывая все полученные за предыдущие этапы прохождения адаптации знания, обращаясь за помо­щью и поддержкой к вашим новым коллегам, с которыми вы провели уже достаточно времени и хорошо познакомились!

Вариант постановки целей:

Цель

  Критерий
достижения

Срок

Факт выполнения, % (отмечает руководитель)

Создать электронный реестр документооборота по предприятию

Наличие реестра и начало его ведения

20.06.2011

100%

Умение фильтровать входящие на руководителя звонки

Отсутствие рекламы во входящих звонках

20.06.2011

95%

 

С известной долей вероятности можно предположить, что, пройдя весь процесс поэтапно:

  • полноценное представление и знакомство;
  • глубокое погружение в бизнес;
  • выполнение обозначенных задач,

вы будете профессионально и быстро решать задачи любой сложно­сти, будете уверены в себе, в результате, в хорошем отношении и под­держке коллег!

Помните главное: позитивную адаптацию следующего нового со­трудника, пришедшего в компанию, возьмите на себя! Пусть это будет красочная и яркая экскурсия по компании, знакомство с сотрудниками отделов и т. д. Ведь именно вы, помощник руководителя компании, яв­ляетесь ее визитной карточкой и знаете про внутреннюю культуру боль­ше остальных сотрудников, ограниченных рамками своих отделов.

И проведите его через все этапы, которые помогли стать успешным и полноценным членом команды вам! Помните, как важны внимание и поддержка новичку!

Удачи вам и процветания!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Опрос

Какие темы вам наиболее интересны?

  • Профстандарт секретаря 10.64%
  • Делопроизводство 16.31%
  • Психологические аспекты работы секретаря 10.28%
  • Имидж секретаря 9.93%
  • Деловой этикет 11.35%
  • Карьерный рост 7.8%
  • Документооборот 17.02%
  • Электронный документооборот 14.89%
  • Архивное дело 82.62%
результаты

Рассылка



Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Вы - делопроизводитель? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи по делопроизводству на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по делопроизводству
  • участвовать в вебинарах
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал PRO - делопроизводство

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль