Регулирование архивной деятельности в Российской Федерации

2761
Документы – собственность частная? Прежде чем определиться с вопросом, должна ли организация хранить свои документы, нужно понять, что за документы могут оказаться в ее хранилище и кому они могут принадлежать. Быть или не быть архиву? Нормативные акты, регламентирующие хранение документов коммерческих организаций

Как уже отмечалось различными авторами, на архивные процессы в организации влияет множество правовых актов, чаще всего слабо связанных друг с другом. Для того чтобы статья не превращалась в их перечисление, следует ввести определенную систему. По мнению автора, при описании правовых норм, применяемых к архивам коммерческих организаций, имеет смысл отталкиваться от реального значения той или иной операции в процессе функционирования архива. С этой точки зрения регулирование архивной деятельности в коммерческих организациях будет распадаться на несколько направлений. Прежде всего, это собственно хранение документов, естественным образом включающее в себя создание архива организации. Вторая часть - это использование. И третья - судьба архивных документов в случае прекращения деятельности организации. Отдельно необходимо рассмотреть санкции за несоблюдение правил хранения документов.

©П.А. Кюнг,
канд. ист. наук, доц. каф. научно-технических и экономических архивов и документов РГГУ

Документы - собственность частная?

Прежде чем определиться с вопросом, должна ли организация хранить свои документы, нужно понять, что за документы могут оказаться в ее хранилище и кому они могут принадлежать? Как ни странно, на этот вопрос ответ будет неоднозначным.
Основным законом, определяющим государственную политику в области архивного дела, является Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее - закон «Об архивном деле»).

Согласно п. 5 ст. 14 этого закона организации и граждане руководствуются при работе с архивными документами зако-нодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. А согласно п. 1 ст. 17 организации обязаны обеспечивать сохранность архивных документов в течение сроков их хранения.
Законом вводится понятие собственности на архивные документы, которая может быть государственной, муниципальной и частной. К последней закон относит документы организаций, действующих на территории Российской Федерации и не являющихся государственными или муниципальными (ст. 9).
Закон также определяет случаи, при которых документы, хранящиеся в организации, могут относиться к государственной собственности. Они могут оказаться у организации в случае ее приватизации или если она присоединила к себе ранее приватизированную организацию. В любом случае данные документы остаются федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ и муниципальной собственностью (п. 4 ст. 10).

Обращение с этими документами регулируется Положением о порядке учета архивных документов при привати-зации государственного и муниципального имущества (далее - Положение), утв. приказом Росархива от 06.11.1996 № 54, и распоряжением Госкомимущества России от 22.10.1996 № 1131-р. Перечень документов, не подлежащих приватизации, указывается организацией в Типовом плане приватизации (п. 5 Положения). Согласно п. 6 Положения «указанные документы исключаются из состава имущества приватизируемой организации и остаются в государственной или муниципальной собственности независимо от места их будущего хранения», а организация-правопреемник становится их временным хранителем, обязанным обеспечить сохранность документов и возможность их использования в соответствии с действующим законодательством. В дальнейшем эти документы передаются на хранение в государственные и муниципальные архивы (п. 7 Положения).
В качестве примера ситуаций, в которых фигурируют статьи приведенных нормативных актов, рассмотрим два случая.

6 мая 2010 г. Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа вынес постановление по кассационной жалобе администрации города Кемерово по делу № А27-12605/2009. Представители администрации требовали от ОАО «Сибирьтелеком» информацию о сетях телефонной канализации, опираясь на п. 4 ст. 10 закона «Об архивном деле», т. к. общество было создано в порядке присоединения к открытому акционерному обществу (ОАО) «Электросвязь», которое образовано в результате приватизации государственного предприятия связи и информатики «Россвязьинформ». Представители администрации полагали, что, являясь законным собственником архивной документации, они должны иметь свободный доступ к документам, находящимся на временном хранении у правопреемника государственного предприятия. По результатам исследования представленного плана приватизации открытого акционерного общества «Электросвязь» судами установлено отсутствие истребуемых истцом документов в перечне объектов, не подлежащих приватизации. В итоге суд постановил оставить без изменения решения предыдущих инстанций, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Другое кассационное дело № А60-25549/2007 слушалось августа 2008 г. в Федеральном арбитражном суде Уральского округа. Общество «УралТИСИЗ» обратилось с иском
6 истребовании из владения общества с ограниченной ответственностью «Тагилизыскания» материалов инженерных изысканий. В рассмотрении дела участвовала администрация г. Нижний Тагил в лице отдела по делам архивов администрации г. Нижний Тагил. Суть дела состояла в том, что общество «Тагилизыскания» передало технические отчеты в муниципальный архив г. Нижний Тагил, а общество «УралТИСИЗ» утверждало, что оно как правопреемник государственного предприятия «Трест "УралТИСИЗ"», является собственником данных документов. Администрация же в отзыве на кассационную жалобу просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения по причине того, что общество «УралТИСИЗ» не является собственником архивных документов, поскольку нижнетагильское отделение уральского треста инженерно-строительных изысканий до момента приватизации было государственной организацией. В связи с этим созданные в процессе его деятельности документы являются государственной собственностью и не подлежат приватизации. Как выяснила комиссия по сохранности архивных документов администрации г. Нижний Тагил, 10.02.2001 было принято решение об обязании «Тагилизыскания» передать документы нижнетагильского отделения уральского треста инженерно-строительных изысканий в отдел по делам архивов администрации города. Решение вызвано тем, что у общества «Урал-ТИСИЗ» и общества «Тагилизыскания» отсутствовали условия для хранения документов. Суд постановил решение предыдущих инстанций оставить без изменений, кассационную жалобу «УралТИСИЗ»- без удовлетворения.

Как мы видим, документы, созданные до приватизации организации, могут стать камнем преткновения в спорах организаций. Согласно ст. 11 закона «Об архивном деле» архивные документы, относящиеся к Архивному фонду РФ, могут быть объектом купли-продажи (это не означает, что компания может продать свой архив - речь идет об обороте культурных ценностей). Таким образом, фирма может приобрести подобные документы. Документы, находящиеся в частной собственности, могут быть включены в состав Архивного фонда РФ на основе договора между собственником или владельцем архивных документов и государственным или муниципальным архивом и т. д. (п. 7 ст. 6). Итак, государственные и муниципальные документы могут разнообразными способами «просочиться» в архивы частных организаций, но в любом случае на последние будут возложены все обязательства по их сохранению в соответствии с правилами государственного архивного дела.
На негосударственные организации возложена обязанность по отбору и передаче в упорядоченном состоянии в государственные и муниципальные архивы находящихся в их владении архивных документов, отнесенных к государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 23). Расходы на это мероприятие возмещает государство или муниципалитет.

Для примера можно привести постановление правительства Московской области от 04.07.2006 № 625/25 «Об утверждении Порядка возмещения за счет средств бюджета Московской области расходов негосударственных организаций по отбору и передаче в упорядоченном состоянии архивных документов, отнесенных к собственности Московской области, в государственные архивы Московской области».
Однако п. 3 ст. 23 неоднократно вызывал споры между архивами и компаниями, вплоть до судебных процессов. В октябре 2010 г. Национальный архив Республики Карелия отказал в приеме на государственное хранение документов по личному составу ОАО «Онежский тракторный завод» (определение ВАС РФ от 01.12.2010 № ВАС-12041/10 по делу № А26-12744/2009). Дело рассматривалось в Арбитражном суде Республики Карелия. Суд установил, что общество не имело соответствующего договора с архивом, но заявило о передаче на хранение только документов по личному составу работников, и признал отказ в приеме документов по личному составу работников общества незаконным, нарушающим права граждан - работников общества, и удовлетворил требования предприятия.
В 2008 г. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассмотрел спор Российской акционерной агростроительно-промышленной корпорации «Росагропромстрой» с Государственным архивом Российской Федерации. Компания заключила с архивом договор на подготовку архивохранилища для приема документов постоянного хранения по личному составу за 1967-1985 гг. Министерства сельского строительства РСФСР и Всероссийского объединения межколхозных строительных организаций «Росколхозстрой-объединения» за 1967-1985 гг. и пыталась возместить расходы на основании ч. 3 ст. 23 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации». В итоге суд признал, что норма закона не предусматривает возмещение расходов, произведенных на указанные цели (определение ВАС РФ от 14.05.2008 № 4423/08 по делу № А40-11073/07-86-33).

Контроль за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации осуществляют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 16). В теории именно этот закон устанавливает необходимость организаций хранить свои документы. К сожалению, его положения не конкретизируют обязанности компаний в области архивного дела, оставляя это отдельным нормативным актам, которые не всегда в полной мере учитывают дух и букву этого закона.
Ответственность за нарушение законодательства об архивном деле в Российской Федерации установлена ст. 27 закона «Об архивном деле». Согласно ей юридические лица, а также должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства об архивном деле в Российской Федерации, несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Быть или не быть архиву

До настоящего времени вопросы вызывает сама необходимость создания архива в коммерческой организации. Право организаций на создание в своей структуре архивов в целях хранения и использования архивных документов закреплено в ст. 13 закона «Об архивном деле». То есть в принципе данная задача оставляется на усмотрение самой организации. Нетрудно представить ответ на заданный в подзаголовке вопрос от представителей бизнеса. Тем не менее, помимо закона «Об архивном деле», есть целый ряд нормативных актов, регламентирующих хранение документов коммерческих организаций, иногда прямо указывающих на необходимость создания архива. Их можно условно разделить на несколько групп:

• регулирующие формы предпринимательской деятельности;
• регулирующие отраслевую деятельность;
• регулирующие оборот некоторых видов документов.

Когда мы говорим о государственном регулировании коммерческой деятельности, то прежде всего упоминаются следующие законы: Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». В каждом из них присутствуют статьи, посвященные хранению документов.
Хранению документов акционерного общества посвящена ст. 89 Федерального закона «Об акционерных обществах». В п. 1 приводится открытый перечень наиболее важных документов, подлежащих хранению. Согласно п. 2 общество хранит документы по месту нахождения его исполнительного органа в порядке и в течение сроков, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Как мы можем заметить, согласно этому закону правила ведения архивного дела акционерных обществ определяются отнюдь не архивным ведомством. В этом проявляется специфика регулирования архивов коммерческих организаций в нашей стране. Данная статья (ст. 89) раскрывается Положением о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утв. постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.07.2003 № 03-33/пс.
В Положении отсутствует указание на обязательность создания архива организации, тем не менее выполнение требований этого документа без создания отдельного структурного подразделения или выделения сотрудников, основной должностной функцией которых является работа с архивными документами, довольно затруднительно. Характерно, что ответственность за организацию хранения документов возлагается на единоличный исполнительный орган, а организация хранения документов до передачи их в архив обеспечивается руководителями структурных подразделений общества (п. 3.1). При этом подлежащие хранению документы до передачи их в архив общества хранятся в рабочих комнатах по месту нахождения исполнительного органа общества (п. 3.6). Таким образом, если организация размещается в нескольких зданиях, то архивные документы должны находиться в помещении, занимаемом руководством, и хотя в документе не говорится о необходимости создания архива, из его текста следует, что он должен быть.
Положение также содержит перечень требований к условиям хранения документов; в нем приводится более полный перечень документов по сравнению с законом «Об архивном деле», подлежащих хранению, и в качестве основного нормативного документа, используемого для определения сроков хранения, указывается Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения от 06.10.2000. В настоящее время вместо него применяется Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утв. приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558. Перечень 2000 г. продолжает действовать для документов, созданных до утверждения нового Перечня.
В законе «Об обществах с ограниченной ответственностью» хранение документов регулирует ст. 50. В п. 1 приводится открытый перечень документов, подлежащих хранению. В п. 2 указывается, что общество хранит документы по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества. Таким образом, для ООО закон смягчает положение о необходимости хранить документы по месту нахождения руководства. Но тем не менее эти организации обязаны конкретизировать место хранения своих документов. Данный пункт очень часто становится предметом судебных разбирательств. Наиболее типичным случаем является непередача документов от «старо-го» новому руководству.

Пятый арбитражный апелляционный суд 10 августа 2010 г. вынес постановление по делу № А59-6067/2009. Спор шел о передаче печати, учредительных документов, бухгалтерской отчетности и иной документации, необходимых для осуществления руководства текущей деятельностью общества с ограниченной ответственностью «Корона Карз». Основанием для судебного процесса стал именно п. 2 ст. 50 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». На внеочередном собрании участников общества был избран новый директор, который требовал у предшественника документы на основании этой статьи закона. Первоначально суд встал на сторону истца, обязав выдать документы. Апелляционный суд решения отменил в связи с признанием этого собрания недействительным.

Похожая статья (ст. 28) содержится и в законе «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
В ней также указывается, что унитарное предприятие хранит документы по месту нахождения его руководителя или в ином определенном уставом унитарного предприятия месте. Отличием этой формы ведения коммерческой деятельности является то, что при ликвидации унитарного предприятия документы передаются на хранение в государственный архив.
Таким образом, для всех организаций и предприятий, ведущих предпринимательскую деятельность, законодательно установлена необходимость хранения документов. Но формулировки законодательных актов остаются неясными и явно не исчерпывающими, оставляя больше вопросов, чем ответов. Дальнейшее развитие законодательство, регулирующее архивную деятельность коммерческих организаций, получает в отраслевых нормативных актах, которые будут рассмотрены в следующей части статьи.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Опрос

Какие темы вам наиболее интересны?

  • Профстандарт секретаря 12.14%
  • Делопроизводство 19.08%
  • Психологические аспекты работы секретаря 12.72%
  • Имидж секретаря 13.29%
  • Деловой этикет 13.87%
  • Карьерный рост 10.4%
  • Документооборот 20.81%
  • Электронный документооборот 18.5%
  • Архивное дело 78.03%
результаты

Рассылка



Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Вы - делопроизводитель? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи по делопроизводству на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по делопроизводству
  • участвовать в вебинарах
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал PRO - делопроизводство

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль