О журнале

Профессиональные издания

Октябрь 2014


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Вопрос: Официальная обстановка на работе, общение, подготовка документов – все это требует соответствия деловому стилю во всем. Как сделать документ и любое деловое письменное обращение ясным и понятным для адресата? Секретарь-референт, г. Нижний Новгород

Ответ: Стремление к ясности речи - это, с одной стороны, способ выразить уваже­ние к своему адресату, не...


Рекомендательное письмо

Ведущее издание для профессионалов

Рубрика: Делопроизводство

Рекомендательное письмо – письмо, автор которого (организация или лицо) дает положительную характеристику (отзыв) о другой организации или о другом лице с определенной целью (привлечения клиентов в данную организацию, устройства лица на работу, зачисления на обучение и др.).
Рекомендательное письмо всегда содержит благоприятный отзыв о деятельности организации или лица. По этой причине многие специалисты считают, что рекомендательные письма весьма субъективны. Тем не менее, они играют большую роль в оценке организации как партнера для сотрудничества, а при выборе кандидата на должность помогут создать о нем общее представление.

Оформление письма

Рассмотрим рекомендательные письма, используемые в рамках трудовых отношений. Рекомендательное письмо, как правило, пишется на бланке организации – последнего места работы соискателя новой должности, подписывается руководителем этой организации или его заместителем. Поскольку рекомендательное письмо адресовано не конкретному адресату, а потенциальному работодателю или партнеру, реквизит “Адресат” в большинстве случаев не оформляется. Исключение – ситуации, при которых рекомендательное письмо пишется для представления в конкретную организацию или конкретному лицу.
Поскольку рекомендательные письма нельзя отнести к разновидности сугубо деловых писем, чтобы у адресата не возникало дополнительных вопросов, допускается над текстом письма указывать его наименование: РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО.
Если рекомендательное письмо составляется и подписывается руководителем структурного подразделения, не имеющим права подписывать письма на бланке организации, данное письмо составляется на листе обычной бумаги, а подлинность подписи руководителя подразделения подтверждается руководителем службы делопроизводства (секретарем организации) с обязательным проставлением печати.
Для потенциального работодателя рекомендательное письмо – это гарантия того, что кандидат на должность действительно работал в данной организации, выполнял определенный круг обязанностей и ушел из организации, оставив о себе хорошее впечатление.
Рекомендательное письмо представляет собой личный отзыв работодателя о работнике, обычно с ручательством за него. Работник может предъявить этот отзыв любому потенциальному работодателю. Рекомендательное письмо не должно быть большим (один или два, максимум три абзаца). Поскольку рекомендательное письмо – индивидуальный отзыв о кандидате, нельзя говорить о жесткой структуре этого письма. Между тем сама логика подсказывает его структуру.

Структура письма

Рекомендательное письмо может состоять из следующих разделов:
  • введение – в нем в сжатой форме излагаются обстоятельства знакомства автора письма с рекомендуемым им лицом или подтверждается факт работы рекомендуемого лица в компании с указанием периода работы. Например:
    “Романова Ольга Анатольевна в течение трех лет работала в нашей организации в должности секретаря заместителя генерального директора и находилась в моем непосредственном подчинении как руководителя секретариата”.
  • сведения о рекомендуемом лице: сведения об образовании, уровне подготовки, квалификации, опыте работы, деловые и личностные качества. При этом следует указать, какие функции выполняло рекомендуемое лицо, каких результатов добилось, какими чертами характера или способностями обладает (особенно, если эти способности могут быть полезны работодателю в той организации, куда соискатель стремится попасть). Например:
    “За время работы в нашей организации Романова О.А. выполняла широкий круг обязанностей, причем не только по документационному и организационно-техническому обслуживанию заместителя генерального директора, но и по подготовке его зарубежных поездок (заказ и бронирование авиабилетов, номеров в отелях, разработка  и согласование маршрутов поездок, подготовка информационных материалов для зарубежной поездки руководителя, составление и оформление деловых писем зарубежным партнерам и др.). Романова О.А. является квалифицированным и ответственным сотрудником, она коммуникабельна, легко обучаема, внимательна. Романова О.А. владеет английским языком на уровне разговорного.”
  • причины ухода из организации. Например:
    “Уход Романовой О.А. из нашей организации объясняется большой удаленностью нашей организации от места ее проживания, то есть тем, что она тратит значительное время на поездки с работы и на работу”.
  • заключительная часть: рекомендации, просьбы, мнения. Например, просьба ознакомиться с резюме соискателя или его краткими анкетными данными и назначить встречу для собеседования или мнение автора письма о способностях рекомендуемого лица к дальнейшему профессиональному росту и др.
    “Просим Вас внимательно отнестись к рассмотрению кандидатуры Романовой О.А. при решении вопроса о приеме ее на работу в вашу организацию”.
  • комплиментарная часть, в которой автор выражает свою признательность, может содержать контактную информацию (например, номер телефона), если у получателя письма возникнет желание уточнить какие-либо данные.
    “Благодарим Вас за внимание, оказанное Ольге Анатольевне Романовой, готовы сообщить дополнительную информацию о ее профессиональных и личных качествах”.
 Не следует в рекомендательном письме писать общие фразы, а если необходимо привести конкретные примеры деятельности работника, то упоминать нужно только те, которые действительно показывают, что соискатель достоин вакансии, которой добивается.
В письме желательно указать контактную информацию для возможного уточнения деталей.
Рекомендательное письмо не является обязательным документом при приеме на работу, но есть несколько сфер деятельности, где рекомендации обязательны почти без исключений: охранный бизнес, работа с детьми (няни, гувернантки и др.), уход за больными. В остальных случаях использование рекомендательных писем зависит от конкретной ситуации.

Пример рекомендательного письма (ссылка на документ Word)

Рубрики журнала


Петр Шаповал, 12.08.2009 13:29:35
Отличная статья.
Спасибо автору !:good:
publika, 28.10.2008 10:13:28
а здесь можно само письмо найти?
супер, 27.08.2008 23:13:12
Кто-нибудь помогите
Срочно нужно написать рекомендательное письмо о деловом партнере
Туся, 05.07.2008 12:37:09
Я как раз его искала!!! Спасибо.
Лола, 24.06.2008 11:34:54
Очень кстати появилась эта статья. Огромное спасибо!

Перейти к обсуждению на форуме >>

Добавить комментарий к статье вы можете после регистрации

В Москве 18-19 ноября 2014 г. состоится XXI Международная научно-практическая конференция «Документация в информационном обществе: нормативно-методическое обеспечение управления документами».
C 25 по 27 ноября 2014 года в МКВЦ «МосЭкспо» (павильон №75 на территории ВДНХ) пройдет III Международный Форум «Служба протокола», в рамках которого протоколисты раскроют свои профессиональные секреты.