Как противостоять манипуляции? Обсуждаем практические ситуации

30 мая 2014 1023
Три месяца назад я устроилась на новую работу помощником руководителя. С коллективом завязались хорошие отношения, но есть одна коллега ‒ начальница финансового отдела, с которой я до сих пор не могу найти общий язык. И хотя я хороший специалист и у меня большой опыт работы, я постоянно выслушиваю от нее негативные отзывы о своей работе, о том, как я себя веду (например, разговариваю по телефону с мужем в рабочее время или накрасилась слишком ярко, надела слишком высокие каблуки). Понимаю, что со своим уставом в чужой монастырь не лезут, но, может быть, есть какие-то способы скорректировать ее поведение, чтобы не слышать в свой адрес необоснованные придирки? Анжела, помощник руководителя

Три месяца назад я устроилась на новую работу помощником руководителя. С коллективом завязались хорошие отношения, но есть одна коллега ‒ ачальница финансового отдела, с которой я до сих пор не могу найти общий язык. И хотя я хороший специалист и у меня большой опыт работы, я постоянно выслушиваю от нее негативные отзывы о своей работе, о том, как я себя веду (например, разговариваю по телефону с мужем в рабочее время или накрасилась слишком ярко, надела слишком высокие каблуки). Понимаю, что со своим уставом в чужой монастырь не лезут, но, может быть, есть какие-то способы скорректировать ее поведение, чтобы не слышать в свой адрес необоснованные придирки?

Анжела, помощник руководителя

Манипулятора исправить нельзя

Прежде всего, придется вас разочаровать. Нет и не может быть способа скорректировать чужое поведение. Но можно скорректировать свое.

Ваша коллега – манипулятор. И самое первое, что необходимо предпринять в борьбе с манипуляторами, – все время быть готовой к бою, оставаться в игровой позиции и в душевном равновесии, не ждать, что их поведение можно как-то скорректировать. Когда вы ждете такого конечного эффекта, отражая манипуляцию, вы фактически делаете себя беззащитной.

В разговоре с таким человеком нужно быть постоянно готовой к его дальнейшему нападению, а не расслабляться, пропуская удары и обижаясь.

Для противостояния манипуляциям существует масса способов и технологий, которые можно найти в Интернете во всем их разнообразии. Но помните об одном: как только вы отразите одну манипуляцию, манипулятор непременно извлечет на свет следующую.

Что делает манипулятор

Манипулятору нужно что-то принадлежащее вам. Это далеко не всегда очевидные материальные вещи. Чаще – время, силы, внимание, достоинство, душевное равновесие и т.п. Просить манипулятор не может, потому что просьба подразумевает как согласие, так и отказ другой стороны. А манипулятор не может себе этого позволить, потому что очень труслив, а высокий уровень тревоги не дает ему действовать открыто.

Манипуляция – это всегда агрессия, всегда нарушение границ, даже если это выглядит невинно. Человек, давящий на жалость и вызывающий у вас чувство вины, тоже проявляет агрессию. А ваша агрессивная начальница вызывает у вас чувства раздражения и вины только через обвинения. Как это происходит?

Вы бы не возмущались так, если бы с ней внутренне в чем-то не соглашались. Она оперирует фактами. Какой-то ваш «внутренний манипулятор» в этот момент прыгает от радости и говорит вам:

«Ага! Правда глаза колет? Ведь занимаешься в рабочее время посторонними делами, и красишься ярко, и каблуки действительно высокие!».

Все дело в том, что манипуляция – это всегда хитрый замесправды и лжи.

Чтобы выдать вам ложь, манипулятор прячет ее, заворачивая в некие факты, размывает границу между фактами и домыслами с помощью туманных определений – «ярко», «высокие» (сколько сантиметров, какого цвета, по чьей версии?).

И для того чтобы слезть с крючка манипулятора, вам необходимо разделить эти два компонента, увидеть, где правда, а где ложь.

Например, правда в том, что вы пользуетесь косметикой и носите каблуки, неправда состоит в том, что это запрещено, т.к. не прописано в корпоративных правилах компании и ваш руководитель об этом ничего негативного не говорил.

Глоток кислорода

Итак, вы знаете, что эта женщина – агрессор и манипулятор, и общаться с ней можно только из игровой роли, как если бы вы всегда были на ринге. Вы должны понять, что это норма, а не то, что нужно отчаянно стараться изменить.

Но как понять, что вы находитесь в той самой правильной роли и сможете себя защитить? Очень просто. Любые чувства, кроме интереса и азарта, показывают, что чужая агрессия уже пробила брешь в вашей защите. А если к этому добавилось ощущение спутанности и растерянности, то это не просто агрессия, а состоявшаяся манипуляция, а вы уже на крючке. В таком состоянии разделять правду и ложь вы не сможете. Тогда единственный способ защититься – физически удалить себя из травмирующей ситуации.

Прежде чем спасать ситуацию, спасите себя и восстановите душевное равновесие. Для этого «бегства» можно использовать любые средства, которые окажутся у вас под рукой:

Полный ответ психолога-консультанта, бизнес-тренера Елены МОКСЯКОВОЙ на данный вопрос вы найдете в №5 2014 журнала "Справочник секретаря и офис-менеджера"

Вы можете использовать один способ противостояния или целый арсенал. Главное – не ждите от манипулятора человеческого общения, не открывайтесь и не забывайте, что вы на ринге: хоть тут и мягкие маты, а спать нельзя. И когда вы заметите, что в вас летит следующая, новая манипуляция – похвалите себя и порадуйтесь. Это значит, что предыдущую манипуляцию вы успешно отразили.



Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Опрос

Какие темы вам наиболее интересны?

  • Профстандарт секретаря 10.51%
  • Делопроизводство 15.58%
  • Психологические аспекты работы секретаря 9.78%
  • Имидж секретаря 9.78%
  • Деловой этикет 10.87%
  • Карьерный рост 7.25%
  • Документооборот 16.67%
  • Электронный документооборот 14.13%
  • Архивное дело 83.33%
результаты

Рассылка



Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль