Проектная методология: PMI

18 августа 2014 1066
В настоящее время управление проектами является востребованной дисциплиной. По вопросам управления проектами опубликовано большое количество книг и статей, разработано несколько международных стандартов, которые, по сути, представляют собой несколько течений в методологии управления проектами.

В настоящее время управление проектами является востребованной дисциплиной. По вопросам управления проектами опубликовано большое количество книг и статей, разработано несколько международных стандартов, которые, по сути, представляют собой несколько течений в методологии управления проектами.

Документоведы и делопроизводители могут резонно возразить, что им эти знания ни к чему: они лишь выступают заказчиками проектов по внедрению систем электронного документооборота, электронного архива и т.д. Однако это не совсем верно по двум причинам. Первая причина заключается в том, что для реализации проектов заказчику и исполняющей организации необходимо находиться в едином информационном поле, включая терминологию (предметной области, ИТ и проектного менеджмента). Вторая причина – понятие «документационное обеспечение проектов», которое является составной частью проектной методологии, все более уверенно входит в деловой оборот. И его нельзя рассматривать вне общего понятия документационного обеспечения управления.

Эта статья первая в цикле статей, посвященных проектной методологии. Несмотря на то, что цикл статей будет скорее теоретическим, нежели практическим, как говорится, «нет ничего более практичного, чем хорошая теория».

Для специалистов документационного обеспечения управления (ДОУ) нет нужды разбираться во всех премудростях управления проектами, необходимо лишь иметь общее представление, например, что такое «фаза проекта», «жизненный цикл проекта», «группы процессов управления проектами», их последовательность. Знание этих терминов очень пригодится при общении со специалистами, осуществляющими внедрение в том числе и системы электронного документооборота. Т.е. вы будете говорить с ними на «одном языке», что облегчит общение. Сложностей при внедрении и так будет предостаточно, зачем создавать дополнительные?

Что касается проектной методологии, о которой пойдет речь в этой статье, то она является, пожалуй, одной из самых распространенных в мире с точки зрения применения.

Руководство к Своду знаний по управлению проектами (PMBoK)

В 1983 г. волонтеры PMI впервые попытались сформулировать свод знаний об управлении проектами. Примерно один раз в четыре года PMI выпускает обновленную версию PMBoK. В начале 2014 г. завершен перевод пятого издания Руководства PMBоK на русский язык, но на данный момент, к сожалению, не опубликован. Поэтому в этой статье будет рассмотрен PMBoK на примере 4-й версии, вышедшей в 2008 г. Конечно, принципиального пересмотра всей методологии в 5-й версии Руководства не предполагается, лишь уточнения. Далее в статье будут даны небольшие комментарии относительно изменений, внесенных 5-й версией Руководства. Руководство состоит из трех разделов и двенадцати глав.

Кроме того, в Руководстве имеется очень подробный глоссарий. Но особенно хотелось бы выделить то, что в начале каждой версии Руководства кратко перечислены изменения по сравнению с предыдущей версией.

Это очень удобно, т.к. объем руководства – около 500 листов, и проводить сравнительный анализ каждой страницы – занятие весьма трудоемкое.

А теперь рассмотрим более подробно каждый раздел и включенные в него главы Руководства.

Введение

Во введении описана цель создания Руководства. По сути, это концентрация знаний по проектному менеджменту, собираемых в течение не одного десятилетия, и попытка внедрения единой терминологии по управлению проектами. Интересно то, что авторы настаивают на том, что Руководство – это именно свод знаний, а не методология. Во введении рассмотрены понятия «проект», «управление проектами», «портфель проектов», «программа проектов».

Также рассмотрена деятельность и функции офиса управления проектами (Project Management Office, PMO).

В Руководстве рассмотрена роль менеджера проектов, ее отличие от роли функционального менеджера, подчинение менеджера проектов.

Жизненный цикл проекта и организация

Жизненный цикл проекта – это набор последовательных и иногда перекрывающихся фаз проекта, названия и количество которых определяются потребностями в управлении и контроле организации или организаций, вовлеченных в проект, характером самого проекта и его прикладной областью.

Процессы управления проектом

Прежде всего, стоит упомянуть о том, что авторы Руководства придерживаются процессно-ориентированного подхода к управлению проектами.

Руководством предусмотрены две категории процессов управления проектами:

  • процессы управления проектом, нацеленные на успешное выполнение проекта;
  • процессы, ориентированные на продукт проекта (на создание продукта).

Помимо Руководства, PMI разработал и другие стандарты, например, Project Management Competence Development Framework (PMCDF) – Модель развития компетенций менеджера проекта, Portfolio Management – стандарт управления портфелями, The Standard for Program Management – стандарт управления программой и другие, которые также применяются при построении в организации корпоративной системы управления проектами. Однако в основе этих стандартов лежат методы, изложенные в PMBoK.

Итак, в настоящей статье нами было рассмотрено Руководство к Своду знаний по управлению проектами (PMBoK, 4-я версия), разработанное американским Институтом по управлению проектами PMI. В следующем материале в продолжение серии публикаций по проектной методологии будет уделено внимание методологии IPMA. Эта методология находится на втором месте по популярности в нашей стране с точки зрения применения. В методологии помимо профессиональных знаний в области управления проектами изложены требования к компетенции и навыкам специалистов по проектному менеджменту. Руководителям ДОУ этот стандарт поможет разобраться в том, каких знаний и навыков можно справедливо требовать от менеджеров проектов, которым они доверяют внедрение СЭД.

Подробно о факторах среды предприятия, жизненном цикле и организации, управлении интеграцией, содержанием, сроками, стоимостью, человеческими ресурсами, коммуникациями, рисками и закупками проекта вы узнаете в №8 2014 журнала "Современные технологии документооборота и делопроизводства"

Автор: Н. В. Артонкина, координатор программы проектов ИТ-компании

Читайте также по теме: Проведение обследования ДОУ и формализация его результатов

Гипермаркет профессиональной информации

Журнал "Справочник секретаря и офис-менеджера" – ведущий ежемесячный журнал по повышению квалификации для секретарей, помощников руководителей, референтов, делопроизводителей и офис-менеджеров.



Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Рассылка




Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль