• Главная страница
  • » Новости
  • » Школа практической психологии: Психологические эффекты восприятия: как их использовать в своей работе?

Школа практической психологии: Психологические эффекты восприятия: как их использовать в своей работе?

10 февраля 2015 445
Американский ученый Джером Брунер в 1947 году предложил термин «социальное восприятие». Выяснилось, что большинство людей примерно одинаково реагирует на некоторые ситуации. Зная секреты того, как люди воспринимают окружающую их реальность, вы сможете стать более интересной, убедительной и привлекательной для собеседников.

Американский ученый Джером Брунер в 1947 году предложил термин «социальное восприятие». Выяснилось, что большинство людей примерно одинаково реагирует на некоторые ситуации. Зная секреты того, как люди воспринимают окружающую их реальность, вы сможете стать более интересной, убедительной и привлекательной для собеседников.

У современных людей очень мало времени, поэтому многие факты, с которыми нам ежедневно приходится сталкиваться, просто некогда детально обдумывать, нужно быстро принимать решения. Существуют три универсальных механизма – обобщение, опущение и искажение, которые действуют, когда мы обрабатываем информацию, полученную нашими органами чувств. Обобщение приводит к тому, что мы не замечаем какие-либо исключения из правил, пока это не привлечет наше внимание. Опущение чревато тем, что можно упустить из виду «незначительные» детали. Искажение же приводит к тому, что одни детали мы заменяем при пересказе другими, теми, которые нам кажутся «похожими». Давайте подробнее рассмотрим многочисленные эффекты восприятия, которые относятся к этим трем универсальным механизмам.

Эффект, относящийся к обобщению восприятия информации

Эффект ореола (гало-эффект)

Когда мы воспринимаем образ человека целиком, важно, чтобы отдельные детали его «не портили». Приглядитесь к тому, как показывают красавиц в фильмах, как используют женскую красоту в рекламе.

Например, в одной популярной рекламе актер, изображавший короля, не уделил достаточное внимание маникюру. Увы, образ был разрушен подсознательно: даже если вы не обратили внимания на то, какая именно деталь выбивается из общего ряда, вы почувствуете недоверие не только к рекламе, но и к тому товару, который предполагалось продать с ее помощью.

Советский ученый А.А. Бодалев, автор книги «Восприятие человека человеком», в 1960-е годы 20-го века провел эксперимент.

Читайте также:

Школа практической психологии: Чем личная эффективность отличается от профессиональной?

На какие моменты следует обращать внимание, чтобы стать успешным помощником руководителя.

Двум группам испытуемых давали фотографию неизвестного им человека и говорили, что это – герой, после чего они сразу же находили характерные признаки, подтверждающие его выдающиеся качества. «Молодой человек лет 25-30. Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами лица. Взгляд очень выразительный. Волосы всклокочены, небрит, ворот рубашки расстегнут. Видимо, это герой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма». А если испытуемым сообщали, что на фотографии изображен преступник, то они обнаруживали другие качества, «очевидные» из портрета: «Этот зверюга понять что-то хочет, умно смотрит и без отрыва. Стандартный подбородок, мешки под глазами, фигура массивная, стареющая, брошена вперед».

Признаки, которые мы можем «считать» по внешности другого человека, обобщаются и переносятся на другие сферы, например, аккуратность во внешнем виде связывается с аккуратностью в работе (и наоборот). Однако на самом деле можно одеваться безупречно, но при этом относиться к делам «спустя рукава». Это через некоторое время становится очевидным окружающим, и чем больше положительных качеств, например, в вас предполагают, тем сильнее будут разочарованы окружающие.

Похожие эффекты:

  • Эффект роли – поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.
  • Эффект чтения по лицам – мы склонны делать выводы о человеке, основываясь на том впечатлении, которое на нас производят черты его лица.
  • Эффект красоты – красивым людям приписывается множество положительных качеств (доброта, аккуратность и т.д.), которыми они могут не обладать.

Как использовать эти эффекты?

Найдите для себя подходящий вам образ, выберите роль, которую вам удобно играть. В офисе каждый сотрудник играет одну ведущую и несколько вспомогательных ролей. Вот – Красавица, а это – местное Чудовище. Он – Рабочая Пчелка, а она – Серый Кардинал. От помощника первого руководителя ожидают роли Бизнес-леди. Но внутри этой роли есть множество дополнительных оттенков.

Некоторые девушки боятся быть красивыми (хотя это дает много психологических плюсов). На этот случай есть «умные» роли. Например, Аналитик. Есть «добрые» роли, например, Хозяйка. Хуже всего для восприятия спонтанный образ, который состоит как бы из отдельных кусочков мозаики, и получившееся изображение «не складывается» в целую картину. Обычно люди быстро определяют, к какому общепонятному типажу вас отнести, и не любят неопределенности.

Важно знать!

Первое впечатление формируется очень быстро, буквально от нескольких секунд общения до 4-х минут. А вот опровергнуть его впоследствии бывает весьма сложно.

Найдите свободное время и подумайте над своим имиджем.

Если вы выбрали роль, которая вас устраивает, постарайтесь не выходить из образа, чтобы его не разрушить.

Когда вы знакомитесь с другими людьми, старайтесь не сводить их личности к стереотипам, а видеть за каждой ролью конкретного человека, с его достоинствами и недостатками. Не стоит «домысливать» образ, предполагая в каком-либо сотруднике те качества, которые он пока не проявил. Возможно, у него их просто нет. Только практика может показать, из каких деталей складывается работа того или иного сотрудника.

Что делать с теми сотрудниками, которые сначала много обещают, но потом этого не делают?

Ведите себя в соответствии с обстоятельствами, а не со сложившимися стереотипами. Гибко реагируйте на изменения ситуации, находите способы убедить другого человека выполнить работу, заставить, договориться и т.д.

Более подробную информацию об эффектах, относящиеся к личности человека, к коммуникации, эффектах последовательности, убеждений, о том, как использовать эти эффекты, а также практическое задание для самостоятельных упражнений вы найдете в № 2 2015 журнала "Справочник секретаря и офис-менеджера".

В этой статье мы говорили о том, как люди воспринимают других людей, какие ошибки они при этом допускают, как их использовать себе во благо и избегать недоразумений, возникающих за счет стереотипного восприятия других людей.

В следующей публикации Школы практической психологии будет обсуждаться тема «Правило Парето 80/20, или Как научиться понимать, что на самом деле важно в вашей работе». Для многих помощников руководителей и секретарей день кажется чередой нескончаемых дел. Как же разобраться в том, какие из них на самом деле дают максимальную отдачу при небольшом усилии, а какие почти не приносят результата?

Читайте в новом выпуске!

Инна Иголкина, психолог, бизнес-тренер, преп. Школы помощника руководителя при Национальной гильдии профессиональных консультантов



Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Опрос

Какие темы вам наиболее интересны?

  • Профстандарт секретаря 10.25%
  • Делопроизводство 15.57%
  • Психологические аспекты работы секретаря 10.66%
  • Имидж секретаря 10.66%
  • Деловой этикет 11.07%
  • Карьерный рост 7.79%
  • Документооборот 17.21%
  • Электронный документооборот 15.57%
  • Архивное дело 83.2%
результаты

Рассылка



Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль