Управление взаимоотношениями с коллегами: как правильно выбрать модель взаимодействия

12 мая 2015 721
На работе мы проводим большую часть времени, и от того, какие модели и правила взаимоотношений приняты в коллективе, зависит не только результативность нашей деятельности, но и душевное равновесие, и, в конце концов, состояние нашего здоровья. Как выбрать правильную модель поведения, чтобы начать получать удовольствие от взаимодействия с коллегами и минимизировать неприятные моменты при общении с сотрудниками с отклоняющимся поведением, рассмотрим в данной статье.

На работе мы проводим большую часть времени, и от того, какие модели и правила взаимоотношений приняты в коллективе, зависит не только результативность нашей деятельности, но и душевное равновесие, и, в конце концов, состояние нашего здоровья. Как выбрать правильную модель поведения, чтобы начать получать удовольствие от взаимодействия с коллегами и минимизировать неприятные моменты при общении с сотрудниками с отклоняющимся поведением, рассмотрим в данной статье.

В чем польза некорректной модели взаимодействия сотрудников?

В любом коллективе есть «звезды» – те, кого принято называть «свой парень», сплетники, интриганы и другие типы личностей. У каждого из них есть свои потребности, которые удовлетворяются именно таким поведением.

Александра, секретарь руководителя департамента продаж крупной торговой компании, часто допускала по отношению к коллегам, равным с ней по положению, мягко говоря, не вполне корректное, а порой и откровенно хамское поведение. При этом она имела хорошее университетское образование, была высокоэрудированным человеком, специалистом своего дела, за что, собственно, ей и прощались такие выходки. Ее руководитель неоднократно проводил с ней беседы о том, что следует быть дипломатичнее в отношениях с коллегами. Александра каждый раз обещала, что «это больше не повторится», однако не считала нужным эти обещания сдерживать. Тем коллегам, с которыми она позволяла себе говорить откровенно, Александра открыто заявляла о причине использования такой модели поведения: «Пусть знают, какая я и что со мной лучше не связываться. Так что в следующий раз они не подойдут ко мне с какой-нибудь очередной просьбой».

Таким образом, можно сформулировать первый совет по определению модели взаимодействия с коллегами: поймите, какую потребность удовлетворяет ваш коллега, демонстрируя по отношению к вам некорректное поведение, и действуйте, опираясь на это знание.

«И словно мухи тут и там ходят слухи по домам…»

Читайте также:

Как работать под руководством проблемного начальника?

Рассмотрим основные виды проблемных руководителей и особенности работы под их началом.

В одном из последних социологических исследований была приведена информация, что более 70% россиян периодически сталкиваются со слухами, из них около 45% чаще, чем 1-2 раза в неделю. Рассмотрим, что представляют из себя слухи и в чем заключается их негативное воздействие на отношения в трудовом коллективе.

Г. Бальтасар писал о том, что «слух – черный вход для правды и парадный – для лжи». В этом, безусловно, есть смысл, так как слух в общем случае – это какое-либо сообщение (новость, информация) о некоторых событиях, официально не подтвержденных, которое исходит от одного или более лиц и устно передается в массе людей от одного члена коллектива другому. Отличительной особенностью слухов является то, что они касаются важных для определенной социальной группы явлений, отвечают направленности ее потребностей и интересов. Кроме того, в слухах информация недостаточно отражает реальное положение дел или даже искажает его. Также с помощью слухов создается и передается общественное мнение, настроение, социальные стереотипы и установки определенной части или коллектива в целом. Как говорил известный специалист в области военной психологии и психологии пропаганды Э. Боринг: «Люди повторяют слухи только тогда, когда они способствуют удовлетворению какой-либо их потребности».

В чем отличие слухов от других видов информации?

От официальной информации, как уже было указано, слух отличается тем, что представляет собой неофициальную, т.е. не отраженную в каком-либо документе информацию. В отличие от доноса или сплетни, слух обладает высокой степенью обобщенности. Слух также характеризуется наличием свежей, постоянно изменяющейся информации, что дифференцирует его от легенды, мифа или анекдота. Привязка к конкретной компании или лицам в ней позволяет отделить слух от таких форм передачи информации, как байка или поверие.

Технологии формирования слухов

Слухи могут возникать стихийно, а могут целенаправленно формироваться и распространяться для удовлетворения конкретных потребностей одного человека или определенной части коллектива.

В процессе формирования слуха используются одновременно или избирательно три основных подхода: сглаживание информации, которая не имеет большого значения, для достижения поставленных целей, акцентирование на той части информации (реальной или сфабрикованной), которую важно донести до большинства целевой аудитории данного слуха, а также ассимиляция как способ формирования групповой самоидентификации в отношении ситуации, описываемой в слухе (например, «против кого дружим?»).

Когда Евгений пришел на место руководителя финансового отдела, то не мог понять, почему подчиненные и сотрудники других отделов как-то странно посматривали на него, при разговоре были крайне сдержанными и вообще старались контактировать с ним как можно меньше. В конце концов ему удалось выяснить, что предыдущий руководитель отдела, который был уволен на низкий профессионализм и нелояльное поведение, перед своим уходом запустил слух о том, что Евгений на предыдущем месте работы постоянно «стучал» на своих коллег, любил всякие интриги и вообще отличался склонностью к модели поведения «мягко стелет, да жестко спать». Вот поэтому сотрудники компании и стали ожидать от Евгения всяческих подвохов, а потому давали ему как можно меньше неофициальной информации и контактировали только при производственной необходимости. Ему пришлось приложить немало усилий, чтобы изменить отношение сотрудников к себе. Однако в любой ситуации, даже отдаленно напоминающей то, что описывал его предшественник, некоторые сотрудники говорили: «Ведь нас же предупреждали, что Евгений таков, так что не надо ему доверять», то есть власть слуха все равно оказалась довольно сильной.

Существуют различные технологии формирования слухов. Рассмотрим одну, которую некоторые руководители и рядовые сотрудники используют для проверки возможной реакции членов коллектива на те или иные события, нововведения, на поведение и действия конкретных сотрудников и т.д. Такая технология называется «Тест».

Автор слуха запускает информацию о возможности наступления какого-либо события и отслеживает реакцию аудитории. Потом в зависимости от реакции членов трудового коллектива на эту информацию принимается решение о внедрении того или иного нововведения (принять, отклонить, отложить на какое-либо время, чтобы подготовить к нему коллектив).

В реальном воплощении описанной технологии есть одна сложность: после «запуска» слуха контроль над дальнейшим его прохождением может быть утрачен. Ведь слухи, циркулирующие в коллективе, зачастую подвергаются весьма серьезным изменениям, вплоть до того, что приобретают смысл, противоположный тому, который предусматривался их создателями.

Более подробно об эффективных взаимоотношениях, о том, что же такое сплетни – зло или польза, нужно ли понять и простить навязчивую откровенность, каковы должны быть жизненные ценности и модели взаимодействия, как применять технику «вежливого отказа», или «заезженной пластинки», как правильно дать конструктивную обратную связь вы сможете узнать в №5 2015 журнала "Справочник секретаря и офис-менеджера".

А завершить нашу статью я бы хотела известным высказыванием М. Клаудиуса, которое будет весьма полезным тем, кто считает общительность и частые коммуникации средством достижения большинства целей: «Не всегда говори то, что знаешь, но всегда знай то, что говоришь». Будьте профессионалами во всем – даже в общении!

Зайцева Н.А., д-р экон. наук, проф., бизнес-тренер компании «Ораторика»



Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Опрос

Какие темы вам наиболее интересны?

  • Профстандарт секретаря 11.27%
  • Делопроизводство 17.84%
  • Психологические аспекты работы секретаря 12.21%
  • Имидж секретаря 11.74%
  • Деловой этикет 12.68%
  • Карьерный рост 8.92%
  • Документооборот 19.72%
  • Электронный документооборот 17.37%
  • Архивное дело 81.22%
результаты

Рассылка



Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль