• Главная страница
  • » Новости
  • » Специалист в области делопроизводства и архивного дела: текущее состояние и перспективы развития профессии. Востребованность или забвение?

Специалист в области делопроизводства и архивного дела: текущее состояние и перспективы развития профессии. Востребованность или забвение?

18 мая 2015 1181
Какова сегодня ситуация на рынке труда, как происходящее отражается на подготовке профессиональных кадров, каковы реальные потребности профильных специалистов, почему делопроизводством и архивным делом занимаются люди, не имеющие cоответствующего образования?

Какова сегодня ситуация на рынке труда специалистов, как происходящее отражается на подготовке профессиональных кадров, каковы реальные потребности профильных специалистов, почему делопроизводством и архивным делом занимаются люди, не имеющие cоответствующего образования?

Постараемся ответить на эти вопросы в статье.

Вопрос подготовки специалистов в области делопроизводства и архивного дела интересовал меня давно. В процессе своей работы в разных компаниях и над разными проектами я сталкивалась с тем, что людей, имеющих хорошие знания в нашей профессиональной области, катастрофически мало, а в некоторых регионах страны их найти практически невозможно.

Читайте также:

Профессиональные стандарты в Российской Федерации

Что представляет собой система профессиональных стандартов в Российской Федерации?

В России, где история развития делопроизводства и архивного дела тесно связана с историей и развитием самого государства, в настоящее время происходят принципиальные изменения, направленные на применение новых технологий в области работы с документами. Изменение ситуации наметилось в момент осознания необходимости оптимизации работы государственных органов и выразилось в создании планов внедрения МЭДО и СМЭВ, утверждении распоряжения Правительства РФ от 11.06.2013 № 953-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса»». Утверждение ряда законодательных актов, направленных на активное внедрение электронного документооборота и широкое использование на государственном уровне и в деловой практике электронных документов, подписанных электронной подписью, должно повысить спрос на специалистов, на достаточно хорошем уровне разбирающихся не только в вопросах организации делопроизводства и архивного дела, но и имеющих знания в сфере проектного управления, управления рисками, владеющих знаниями в области информационных технологий и информационной безопасности.

Казалось бы, что после многих лет, когда наша профессия практически умирала, интерес к ней должен возродиться, а руководители компаний и предприятий сегодня должны наконец-то понять, кто такие документоведы, делопроизводители или сотрудники архива, а также насколько важна их роль в организации управления компанией. На деле все оказалось не так оптимистично, как хотелось бы.

Руководитель службы ДОУ – кто он?

Так, анализ рынка труда (информация с сайтов HeadHunter (hh.ru), Job.ru и других аналогичных информационных ресурсов) показывает, что сегодня лишь в одном случае из двадцати специалисты высокой квалификации и с глубокими знаниями как в области делопроизводства и архивного дела, так и в смежных областях, востребованы работодателями.

Чаще всего работодатели ищут на должность руководителя подразделения документационного обеспечения управления работника, соответствующего следующим требованиям:

  • высшее образование;
  • опыт работы от 3-х лет в должности руководителя отдела делопроизводства/канцелярии;
  • опытный пользователь ПК, знание пакета MS Office, владение оргтехникой;
  • хорошее знание нормативной базы в сфере делопроизводства и архивного дела;
  • опыт работы в СЭД.

При этом стоит обратить внимание на то, что профессиональные требования (образование, опыт, навыки и умения) чередуются с требованиями к личностным качествам (свойства характера, умение работать в стрессовых ситуациях и т.д.).

При этом работодатель не предъявляет или редко предъявляет требования к наличию профессионального образования в области делопроизводства и архивного дела. То есть можно говорить о том, что на рынке труда востребованы руководители среднего звена, знающие основы делопроизводства и умеющие организовать регистрацию документов в СЭД или контроль исполнения документов компании.

Сопоставляя вышеизложенные требования к кандидатам с требованиями, представленными в Квалификационном справочнике, необходимо отметить, что они представляют собой промежуточный вариант между квалификационными требованиями к должности «делопроизводитель» и должности «документовед II категории», поскольку в приведенных требованиях не предусмотрен функционал, затрагивающий вопросы разработки и внедрения внутренней нормативной документации в области делопроизводства и архивного дела, вопросы организации проектирования и внедрения систем ведения документации и т.д. И наоборот, в указанных требованиях к кандидату присутствуют требования к опыту работы в СЭД.

Вместе с тем на рынке труда встречаются и исключения: в ряде случаев работодатели все же заинтересованы в подборе высокопрофессиональных кадров на ключевые руководящие позиции. При этом среди обязательных требований к таким кандидатам заявлены глубокие знания не только в сфере делопроизводства и архивного дела, но и в смежных областях, а также значительный опыт работы в крупных коммерческих организациях и положительный опыт проектной деятельности.

Таким образом, на рынке труда сегодня обозначилось разделение требований к руководителям службы ДОУ на два уровня:

  • руководитель, организующий работу подразделения и поддерживающий существующие процессы;
  • руководитель-методолог, отвечающий за постановку делопроизводства и архивного дела в компании, разработку и внедрение нормативно-методической базы компании, автоматизацию процессов управления документами.

Такое разделение определяет границу уровня компетенций и позволяет работодателям осуществлять набор кандидатов в соответствии с теми конкретными задачами, которые стоят перед подразделением ДОУ и компанией.

В целом можно говорить о том, что Квалификационный справочник на сегодня не полностью отражает тенденции и реальные потребности подготовки кадров в профессиональной области.

Более подробную информацию о том, что в настоящее время происходит на рынке труда специалистов по делопроизводству и в области подготовки кадров со средним специальным образованием, что в современных условиях делается для повышения качества профессионального образования, о дополнительном образовании в сфере делопроизводства и курсах повышения квалификации вы найдете в №5 2015 журнала "Современные технологии документооборота и делопроизводства"

Я неоднократно подчеркивала и хочу еще раз повторить: от профессионализма и уровня подготовки делопроизводителей и архивистов зависит многое, в том числе и успешность бизнеса. Поэтому хочется верить, что наша профессия со временем будет одной из самых важных и востребованных, а наши образовательные учреждения будут готовить качественные кадры нужного уровня квалификации.

Романченко Е.В., канд. ист. наук, руководитель Административного департамента САО «ВСК»



Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Опрос

Какие темы вам наиболее интересны?

  • Профстандарт секретаря 11.65%
  • Делопроизводство 18.45%
  • Психологические аспекты работы секретаря 12.62%
  • Имидж секретаря 12.14%
  • Деловой этикет 13.11%
  • Карьерный рост 9.22%
  • Документооборот 20.39%
  • Электронный документооборот 17.48%
  • Архивное дело 81.07%
результаты

Рассылка



Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль