Школа практической психологии: Проактивность – инициатива наказуема или ступенька к вашему росту?

14 июля 2015 288
Если вы стремитесь к карьерному росту и самосовершенствованию – это достойно похвалы. Но как при этом не надорваться и не взять на себя больше, чем вы физически и эмоционально способны выдержать? Что такое проактивность и в чем польза проактивности? Как проявлять инициативу на работе с пользой для себя?

Если вы стремитесь к карьерному росту и самосовершенствованию – это достойно похвалы. Но как при этом не надорваться и не взять на себя больше, чем вы физически и эмоционально способны выдержать? Что такое проактивность и в чем польза проактивности? Как проявлять инициативу на работе с пользой для себя?

Слово «проактивность» придумал автор метода логотерапии Виктор Франкл, который впервые описал это явление в своей книге «Человек в поисках смысла» применительно к людям, принимающим ответственность за себя и свою жизнь и не ищущим причины того, что с ними случилось, в окружающих людях и обстоятельствах.

Читайте также:

Мотивация в формировании целеустремленности: что нужно знать

Выработка мотивации возможна лишь в том случае, когда человеку удается связать цель, к которой он стремится, с личностными ценностями.

Известный писатель Стивен Кови в книге «7 навыков высокоэффективных людей», разошедшейся по всему миру тиражом более 15 млн экземпляров, поставил проактивность на первое место среди навыков, обязательных для успешного человека.

Противоположный проактивному – реактивный тип реагирования, когда выбор определяется внешними обстоятельствами и стимулами, описан учеными-бихевиористами. Человек с реактивным типом винит во всем обстоятельства.

Например, ему нахамили в общественном транспорте, и поэтому у него настроение испортилось на целый день. Проактивный человек в подобной ситуации придумает другой выход вместо того, чтобы весь день самому ходить с плохим настроением и портить его другим.

Итак, каждому из нас доступен простой выбор: взять инициативу в свои руки, понимая, что и в случае неудачи вы будете виноваты сами в том, что случилось, или положиться на провидение, которое может быть благосклонным к вам или нет, или начать искать «врагов» вокруг себя, которые виноваты во всех ваших ошибках и несчастьях.

Однако что же произойдет, если вы вдруг решитесь проявить больше инициативы, чем раньше? Как отнесется начальник к тому, что подчиненный хочет быть ответственным и предлагать собственные идеи компании?

Согласно опросам исследовательского центра Superjob.ru, работающие россияне считают, что руководство воспринимает их идеи следующим образом:

Школа практической психологии: Проактивность – инициатива наказуема или ступенька к вашему росту?

Социологические опросы – это очень усредненная картина, необходимо также учитывать детали и особенности вашей работы, чтобы понять, в каких случаях инициатива уместна, а в каких лучше оставить ее при себе.

Отношение к инициативе сотрудников

Плохое

Хорошее

На должностях, не предусматривающих «креатив» – конвейер, стандартные должностные обязанности (кассир и т.д.)

На творческих должностях – дизайнер, PR-менеджер и т.д.

В «пожилых» коллективах

В «молодых» коллективах

С четко прописанными регламентами

В новых компаниях без четкого разделения обязанностей и при отсутствии регламентов

При авторитарном стиле руководства

При демократическом стиле руководства

Помимо самой инициативы, важна еще и ответственность за свои идеи. У каждого человека есть определенный уровень полномочий, за который нельзя просто так выйти. Чтобы разобраться, что это такое, предлагаю вам поразмышлять о том, на что вы можете повлиять, а на что – нет.

Модель Стивена Кови «Круг влияния и круг забот»

Стивен Кови предложил полезную модель, которую стоит время от времени вспоминать.

Круг влияния – это то, на что мы непосредственно можем повлиять в своей жизни.

Например, встретился вам в метро хам – можно выйти из вагона и перейти в следующий. А можно сделать замечание или просто промолчать. Каждый решает сам, как ему поступить, исходя из ситуации. А вот на глобальное потепление или пролетающий мимо Земли астероид в большинстве случаев повлиять не удастся.

Круг забот – это то, о чем вы думаете и говорите.

Например, если вы говорите о футбольном матче, но сами в нем не участвуете – это типичная ситуация, когда ваш круг забот выходит за рамки вашего круга влияния. Если разрыв между ними очень большой, то в большинстве случаев это плохо. Чем больше времени вы проводите, обсуждая то, на что не можете повлиять – тем больше вы теряете. В идеале необходимо увеличивать свой круг влияния и сокращать круг забот.

Школа практической психологии: Проактивность – инициатива наказуема или ступенька к вашему росту?

Да, можно интересоваться и тем, на что невозможно повлиять, но вряд ли стоит уделять этому слишком много времени и сил. Когда вы обсуждаете кого-либо в курилке – подумайте, в какой круг вы в это время вовлечены? Если в круг влияния – то, может быть, вместо того чтобы разводить сплетни, лучше наедине побеседовать с этим человеком и что-то ему посоветовать? А если в круг забот – зачем вам это?

Иногда можно расширить свой круг влияния и включить в него ту область, которая до этого входила в круг забот. В приведенном выше примере Елене стоит перейти от реактивного способа реагирования к проактивному.

Если ваша должность в организации предусматривает возможность проявления инициативы, подумайте, хотите ли вы это делать и как именно. Обычно между помощником руководителя и самим руководителем складываются очень тесные отношения. Большинство личных помощников владеют секретной информацией о банковских картах руководителя, о его домочадцах и т.д. Но иногда уместно сказать «нет», чтобы предотвратить дальнейшее сближение, если оно некомфортно для вас.

Личные поручения, которые дают руководители своим секретарям, разнообразны. Начиная с бронирования билетов и гостиниц для себя и членов своей семьи и заканчивая ремонтом домов, автомобилей и даже подбором домработниц. Кто-то считает все это частью своей работы и делает это 24 часа в сутки, днем и ночью. А кто-то договаривается, в какие часы он присутствует на работе, а в какие у него – личное время, какие дела он будет делать, а какие – нет. Если вы беретесь абсолютно за все, не думайте, что это хорошо. Руководитель в этом случае становится похожим на избалованного ребенка, который требует от своих родителей все новых и новых игрушек. Вы же не хотите стать его личной няней?

Порой секретари боятся сказать «нет» руководителю. Однако в некоторых случаях проще один раз сказать это короткое слово, чем рисковать распадом собственной семьи из-за ревности и непонимания. Всегда можно найти вариант, как решить проблему с помощью других людей.

Более подробные пояснения о карьерном росте и самосовершенствовании, о том, как предлагать свои идеи руководителю, а также практические задания для тренировки вы найдете в №6 2015 журнала "Справочник секретаря и офис-менеджера"

В этой статье мы говорили о том, как проявлять инициативу на работе с пользой для себя.

В следующем выпуске будет обсуждаться тема «Мнительность, ранимость и обидчивость – как от этого избавиться?». Некоторые личные качества очень мешают в работе, и смена трудового коллектива в этом случае чаще всего не помогает. Что делать, если вам кажется, что вас кто-то ненавидит?

Читайте в новом номере!

Инна Иголкина, психолог, бизнес-тренер, преп. Школы помощника руководителя при Национальной гильдии профессиональных консультантов



Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Опрос

Какие темы вам наиболее интересны?

  • Профстандарт секретаря 12.63%
  • Делопроизводство 20%
  • Психологические аспекты работы секретаря 13.68%
  • Имидж секретаря 13.16%
  • Деловой этикет 14.21%
  • Карьерный рост 10%
  • Документооборот 22.11%
  • Электронный документооборот 18.95%
  • Архивное дело 79.47%
результаты

Рассылка



Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль