Должны ли быть в организации Правила внутреннего трудового распорядка?

52

Вопрос

Должны ли быть в организации Правила внутреннего трудового распорядка? Что это за документ?

Ответ

Правила внутреннего трудового распорядка – документ, который должна иметь каждая организация, независимо от формы собственности, штатного состава, количества структурных подразделений.

В ст. 189 ТК РФ установлено, что трудовой распорядок в организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка – локальным нормативным актом организации, регламентирующим порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

Если в организации есть коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка могут прилагаться к нему, а если коллективный договор отсутствует, правила внутреннего трудового распорядка (далее – Правила) издаются работодателем как самостоятельный документ. При этом если в организации создан профсоюзный комитет, то, в соответствии со ст. 372 ТК РФ, его мнение необходимо учитывать.

Профсоюзные органы согласно ст. 370 ТК  РФ наделены правом осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включая выполнение работодателями условий коллективных договоров и, конечно Правил.. Поэтому работодатель обязан направить в профсоюзный орган проект Правил и обоснование к нему, а профсоюз не позднее 5-ти рабочих дней со дня получения, должен направить работодателю "мотивированное мнение" в письменной форме. Так как профсоюз – это общественная организация мнения и решения принимаются коллегиально и фиксируются в протоколе. "Мотивированное мнение" в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 оформляется грифом согласования.


Мы рекомендуем почитать о внутренних документах материал по этой ссылке.


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания профкома

от 12.01.2014 № 2

В 80-е годы прошлого века все организации при составлении Правил пользовались Типовыми правилами внутреннего трудового распорядка. Однако в трудовом законодательстве за последние десятилетия произошло много изменений, поэтому лучше не пользоваться этими правилами, а основываться на новой редакции ТК РФ, отражая особенности регулирования трудовых отношений у данного конкретного работодателя.

В Правила необходимо включать вопросы взаимоотношений работодателя с работниками, которые имеют ярко выраженную специфику для данной организации.

Например, организация не берет денег с работников за бланк трудовой книжки и вкладыша в нее. Этот факт должен быть зафиксирован в Правилах, так как у проверяющих инстанций может возникнуть вопрос: что является основанием того, что деньги не взимают, из каких средств осуществляется оплата бланков трудовых книжек и вкладышей в них? Ведь государство эти бланки продает, а частное лицо не имеет права их приобрести.

Что касается вопроса оформления Правил, он разрешается довольно просто – есть унифицированная форма этого документа, представленная в Унифицированной системе организационно-распорядительной документации (УСОРД).

Так как Правила относятся к системе организационно-распорядительной документации, они оформляются на общем бланке организации, имеют конкретную структуру текста, утверждаются руководителем организации, согласуются с профсоюзной организацией (при ее наличии). Например:

ФГБУК Государственный                                                              УТВЕРЖДАЮ

центральный Музей кино                                                                Генеральный директор

                                                                                                              Орлов А.Р. Орлов

                                                                                                              12.01.2014

ПРАВИЛА                                                                                          

              

12.01.20141

г. Вологда

внутреннего трудового

распорядка

1. Общие положения.

2. Порядок приема, перевода и увольнения работников.

3. Основные обязанности работников.

4. Основные обязанности работодателя.

5. Рабочее время и его использование.

6. Поощрения за успехи в работе.

7. Взыскания за нарушение трудовой дисциплины.

8. Внутриобъектный режим (если есть необходимость его фиксации).

Должность лица,

ответственного за разработку Правил                Личная подпись                    Расшифровка                

                                                                                                                                      подписи

Правила могут визироваться юридической службой организации, руководителями структурных подразделений организации и другими должностными лицами. Их состав определяет руководитель организации.

Визы оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 6.30-2003 на оборотной стороне последней страницы Правил, например:

Зам. генерального директора                                     Нестеров                        А.О. Нестеров

                                                                          12.01.2014

Начальник юридического отдела                               Волкова                         О.Л. Волкова

                                                                            12.01.2014

Необходимо помнить о том, что в соответствии с п. 3 ст. 68 ТК РФ работодатель обязан знакомить работника при приеме на работу под роспись с Правилами до подписания трудового договора, т.е. принимаемый на работу должен поставить свою подпись на Правилах.



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Рассылка




Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

Регистрация бесплатная и займет всего минуту!

После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи по Делопроизводству и Документообороту на нашем сайте
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости для секретарей и офис-менеджеров
  • участие в онлайн вебинарах и возможность задавать вопросы экспертам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль