Как создать и поддерживать порядок в офисе?

81

Вопрос

Зачем нужен порядок в офисе и как его создавать? Возможен ли вообще «идеальный порядок»?   

Ответ

Важно не просто наводить порядок, а создавать такие системы, когда работа происходит с минимальными усилиями, а порядок поддерживается «сам собой».

Как утверждает Википедия, идеальный порядок – это «гармоничное, ожидаемое, предсказуемое состояние или расположение чего-либо». Казалось бы, о чем тут можно говорить, если и так все понятно? Однако если задуматься, оказывается, что не все так просто.

Случалось ли вам приходить в гости и восхищаться тем, как выглядит чья-то квартира, а потом, придя домой, осознать, что вы лично в таком жилище вряд ли чувствовали бы себя комфортно? К сожалению, просчеты случаются не только при ремонте частных квартир, но и когда для создания нового имиджа привлекают специалистов.

В одной компании после ремонта ее сотрудники стали чаще брать больничные, у них постоянно болела голова. Стены офиса компании после ремонта стали оранжевого цвета и приобрели ломанные конфигурации, на потолке появилась неоновая подсветка, кроме того, фоном в офисе постоянно звучала странная музыка…и больше ничего не изменилось. Но, судя по отзывам сотрудников, новый имидж компании после ремонта не пошел ей на пользу.

Важно знать!

Наведение порядка начинается с ремонта. Очень сложно наводить порядок, если ремонт проводился «для галочки», например, с потолка падают плитки потолочных перекрытий, ковер грязный, провода висят и т.д.

Помощник руководителя, как правило, приходит на работу, когда там уже многое было сделано до него. И ему необходимо подстраиваться под уже имеющуюся ситуацию, и только спустя какое-то время у него появляется возможность начать ее постепенно менять.

Важно, чтобы офис соответствовал уровню и статусу организации. В этом случае не надо жалеть деньги компании, если руководитель считает, что имидж – это важно. Одно дело – ваша личная квартира и ее ремонт, другое – офис. Суммы, затраченные на ремонт, могут отличаться на единицу площади в десятки, а то и сотни раз!

Порядок – это и такая система работы, которая не перегружает прежде всего вас и вашего начальника. Один из показателей – это темп, в котором работает компания. Быстро – не значит в суете.

Чем выше темп, тем важнее становится предсказуемость, когда каждый сотрудник четко знает, что и в какую секунду ему делать, что и где взять, куда положить и т.д.

С чего начинать наведение порядка?

Для начала давайте разделим два процесса: текущую и генеральную уборку. Для «текучки» желательно приобретать подходящее канцелярское оборудование.

Желательно выделять время для уборки не только каждый день, но и в конце небольших производственных циклов – как только закончили работать с определенной группой бумаг, сразу же убрали за собой беспорядок.

Посмотрите на то, как трудятся повара в ресторанах японской кухни, работающих по системе суши-конвейера. Как только повар заканчивает готовить ролл (он делает это прямо на виду у посетителей), он убирает свое рабочее место (оно всегда идеально чистое и привлекательное).

Может показаться, что это невозможно. Однако часто то, что раньше казалось нереальным, при определенном подходе технически довольно просто реализуется.

Если разборка бумаг требует длительного времени, создайте систему промежуточного хранения, однако в этом случае очень важно обязательно выделять время, чтобы временное не становилось постоянным. Если в каком-то месте офиса что-то скапливается – это сигнал о том, что надо что-то менять и делать более удобным: ставить в этом месте накопитель, мусорное ведро или перенаправлять поток вещей, людей, бумаг и т.д. в другое место.

Генеральная уборка требует значительно больше времени, чем текущая. Желательно ставить ее в план тогда, когда спадает рабочее напряжение, например, перед длинными праздниками или когда начальник уезжает в отпуск и т.д. Во время генеральной уборки полезно взглянуть на свой кабинет свежим взглядом случайного посетителя. Если вам жалко расставаться с некоторыми вещами, можно попросить кого-нибудь вам помочь. Обычно посторонние люди склонны выбрасывать намного больше того, чем вы можете выбросить сами.

Все вещи, польза от которых сомнительна, складывайте в специальную папку или ящик. Если через месяц они вам не понадобились, их можно выбрасывать. Если какие-то из найденных предметов не нужны вам, но нужны другим людям (например, деловые сувениры), то их можно отдать. Полезно иметь в офисе ящик с небольшими подарками, которые можно передаривать в случае необходимости (но это должны быть новые, привлекательные для получателя вещи). Не дарите то, что не нужно ни вам, ни другому человеку – это признак плохого тона.

Личные привычки и рабочие требования

Некоторые врачи-хирурги в быту могут не соблюдать правила элементарной гигиены. Но это не делает их плохими врачами, если на работе они действуют по инструкциям.

Для помощника руководителя важно производить на окружающих определенное положительное впечатление, которое может быть разрушено даже незначительными деталями.

Во многих компаниях секретарь не имеет права курить (даже если это ваша привычка). Бывают и другие требования, подчас довольно забавные, например, ежедневно кормить рыбок в аквариуме шефа, поливать цветы, своевременно заряжать мобильные телефоны начальника, аккуратно собирать ему чемодан в командировку, уметь ладить с его женой и детьми и т.д.

Вокруг профессии секретаря сложился ореол определенных стереотипов, которым желательно в той или иной мере соответствовать (руководствуясь при этом собственным чувством такта и здравого смысла).

Принято считать, что помощник первого руководителя одевается лучше других сотрудников фирмы. Это не означает «дороже», а означает «со вкусом». Можно найти в брендовых магазинах товары на распродаже, доступные практически для любого бюджета. Хозяйка офиса задает тон остальным сотрудникам, если необходимо, делает соответствующие замечания (главное – очень тактично).

Не стоит пренебрегать мелочами. Красиво и ровно сложенные документы, идеально поданная чашка чая – вот настоящая визитная карточка помощника первого руководителя. Вы стремитесь к идеалу, хотя другие сотрудники могут считать, что достаточно просто сделать работу вовремя и как-нибудь. В то же время не стоит впадать в перфекционизм – все равно совершенство по определению недостижимо. У каждого человека найдутся мелкие привычки, с которыми очень сложно справиться – кто-то теребит волосы, когда волнуется, кто-то кусает губы или грызет ногти. Начинайте наводить порядок с себя – с того, как вы сами выглядите, какое впечатление на окружающих производит ваше рабочее место, и тогда вам будет проще требовать от других сотрудников, чтобы они подчинялись вашим просьбам и указаниям (с которыми они не всегда бывают согласны).

5 японских «С»

Хитроумные японцы придумали целую систему, которую они назвали «Бережливое производство» или «Кайдзен».

Кайдзен, кайдзэн – японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства и управления, разработке вспомогательных бизнес-процессов, а также улучшении всех аспектов жизни.

Оказывается, если покрасить цех в белый цвет, то намного заметнее станет любой мусор и грязь. Сравните со стандартным подходом – покрасить в немаркий цвет, чтобы не было видно недостатков.

Основа метода Кайдзен состоит из пяти ключевых элементов – «5 S»:

  • Seiri – аккуратность;
  • Seiton – порядок;
  • Seiso – чистота;
  • Seiketsu – стандартизирование;
  • Shitsuke – дисциплина.

Пять принципов при практическом применении трансформируются в следующие пять правил.

1. Сортируйте: избавьтесь от ненужного. Периодически в офисе, на вашем рабочем месте и даже в вашей дамской сумочке появляется что-то ненужное. И это создает беспорядок. Избавьтесь от этого! Сделайте этот процесс своей привычкой и получайте от него удовольствие (поверьте, это возможно). Привычка – это то, что регулярно повторяется. Как только вы заметили ненужные вещи, документы и т.д. – включайте привычку (если, конечно, для этого прямо сейчас есть время, если его нет – обязательно вернитесь к этому позже, когда оно появится). Постепенно привычка закрепится, и уровень упорядоченности вокруг вас вырастет.

Если вы не знаете, является ли вещь ненужной или нет – заведите для таких случаев специальную коробку, которую необходимо регулярно опустошать (по истечении определенного срока, например, недели или месяца).

2. Соблюдайте порядок: определите для каждой вещи свое место. Это простое правило позволяет избежать множества проблем. Сотрудник потерял важный документ? У него была копия, а оригинал остался у вас. Где ключи от квартиры? Висят на специальном держателе около входной двери. Подобные приемы экономят очень много времени, т.к. у вас просто не возникают ситуации, когда вам срочно может понадобиться то, что вы найти не можете

Если у вас что-то регулярно теряется, подпишите то место, где вещь должна постоянно храниться, приобретите для нее специальный контейнер, шкаф, полочку, папку и т.д. Приучите сотрудников к тому, чтобы документы в их компьютерах хранились в определенном порядке, и тогда в ситуациях, когда сотрудник заболел или ушел в отпуск, любой заменяющий его человек быстро все найдет. Да, некоторые люди будут изо всех сил противиться новой системе, но если вы проявите определенную настойчивость, сочетающуюся с чувством такта, то скоро они оценят ее преимущества.

3. Содержите рабочее место в чистоте. Пусть любой хирург вам завидует! Это не означает, что вы постоянно пылесосите клавиатуру или протираете клавиши спиртом (хотя, безусловно, это тоже иногда полезно делать). Самое главное – определите лично для себя, что это такое – «чистота».

Например, когда вы уходите домой, то на столе не остается ни одного документа. Или на вашем «рабочем столе» в компьютере нет никаких лишних значков, все документы находятся в специальных папках, а не сваливаются как попало в надежде на то, что однажды вы наведете порядок. Гораздо проще изначально систематизировать, что и куда вы сохраняете, и обучить вашей технологии других сотрудников, разослав им специальное письмо, в котором наглядно изображено, что и как должно быть сделано.

4. Стандартизируйте процедуры поддержания чистоты и порядка. Очень сложно проверять качество на глазок. На высокотехнологичных производствах всегда есть службы технического контроля.

Если вы хотите, чтобы сотрудники соблюдали определенные правила, создавайте для них короткие памятки, если необходимо – фотографируйте то, что, по вашему мнению, правильно, и включайте фотографию непосредственно в памятку.

Таких инструкций не должно быть слишком много, иначе человек забывает сразу обо всем. Выделите только самое главное из того, что вам важно, и научите других, как этого добиваться быстро и легко. Чем меньше усилий будет затрачено – тем лучше.

5. Совершенствуйте порядок, стимулируйте его поддержание. Если вы создадите самую идеальную памятку, но не будете ее внедрять и контролировать соблюдение введенных вами требований, то все затраченные усилия скоро сойдут на нет. Добиться выполнения ваших требований просто – хвалите людей за то, что они делают правильно, и деликатно указывайте им на ошибки. При этом важно объяснить, что именно надо поправить, чтобы получилось так, как надо. Если есть возможность подкрепить слова чем-то материальным – это замечательно.

Например, небольшая премия для самого аккуратного сотрудника офиса в этом месяце (важно, чтобы это не был один и тот же человек каждый раз, иначе остальные потеряют энтузиазм). Также хорошо зарекомендовали себя такие простые проверенные средства, как доски почета, благодарность от руководителя, небольшой подарок и т.д.

Вы можете применить эти советы не только на работе, но и дома, где они так же успешно работают, ежедневно принося вам пользу.



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Опрос

Какие темы вам наиболее интересны?

  • Профстандарт секретаря 5.6%
  • Делопроизводство 10.4%
  • Психологические аспекты работы секретаря 6.4%
  • Имидж секретаря 8%
  • Деловой этикет 7.2%
  • Карьерный рост 7.2%
  • Документооборот 12%
  • Электронный документооборот 9.6%
  • Архивное дело 87.2%
результаты

Рассылка



Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

Регистрация бесплатная и займет всего минуту!

После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи по Делопроизводству и Документообороту на нашем сайте
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости для секретарей и офис-менеджеров
  • участие в онлайн вебинарах и возможность задавать вопросы экспертам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль