В чем отличие московской и петербургской нормы языка?

54

Вопрос

Я часто слышу об особом «московском» и «петербургском» произношении. Чем отличаются способы произношения, свойственные жителям Москвы и Санкт-Петербурга?

Ответ

Московское произношение - способ произношения, свойственный жителям Москвы, признанный произносительной нормой русского литературного языка. Московское произношение возникло не сразу, а складывалось веками. Первоначальной его основой было произношение восточно-славянского племени кривичей (близкое к произношению славян новгородских), т.е. имело севернорусский характер. Москвичи до 16 в. не только сохраняли северный строй консонантизма, но и окали (оканье). Окал Иван Грозный и его окружение, очевидно, окало и старое боярство (Хованские, Мстиславские, Одоевские). Однако в Москве среди населения, пришедшего с юга и востока, было распространено и акающее произношение, которое постепенно укрепилось и к 18 в. стало господствующим. М.В. Ломоносов, сам помор-северянин, писал в "Российской грамматике" (1755):

 "Московское наречие не токмо для важности столичного города, но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается, а особливо выговор буквы о без ударения, как а, много приятнее...".

В 18 в. существовало две нормы произношения: одна - при чтении книг, стихов и т.д., другая - свойственная разговорной речи. Проникновение в русский язык иноязычных элементов (особенно начиная с 18 в.) сделало произношение еще более неоднородным. Вокруг вопросов о произношении разгорелись споры - о различении звуковых качеств букв е и е, о произношении буквы г как [г] и как [γ] и др.

В 19 в. произносительные нормы литературного языка уже полностью определяются живой московской речью. Эти нормы характеризуются аканьем, произношением е после мягких согласных перед твердыми на месте  под ударением, произношением г взрывного и рядом других черт. К концу 19 в. в М.п. стали образцовыми некоторые черты, время существования которых названо "старомосковским произношением": произношение слов с р мягким, например, пе[р']вый, четве[р']г, ве[р']х. Произношение возвратного суффикса -сь, -ся в глаголах прошедшего времени и в повелительном наклонении как с твердое (вопреки орфографии) и др.

С конца 19 в. московское произношение пережило многие изменения, сохранив, однако, все основные особенности. Для 2-й половины 20 в. характерны следующие черты:

  1. щ, сч, жж, зж, жд произносятся как ш и ж мягкие и долгие: щи, счёт, жужжать, визжать, дождя; мягкие краткие [ш'], [ж'] возможны лишь в иноязычных словах типа пшют, жюри и в собственных именах типа Шютте, Жюль (в настоящее время и в этих случаях обычными становятся твердые ж, ш);
  2. произношение буквы г как [γ] допускается лишь в нескольких церковных словах (господи, бога), но не допускается в других словах в сходной фонетической позиции (например, богодельня, благополучный, благоприятный); [γ] возникает также при позиционно озвонченном х, например, их бы [иγбы] и в отдельных словах (бухгалтерия, бухгалтер);
  3. произношение мягких к, г, х возможно только перед гласными и, е (руки, руке), перед а, о, у мягкие к, г, х встречаются только в иноязычных словах (гяур, маникюр, ликёр);
  4. произношение чн возможно то как [шн] (скучно, гречневый - в настоящее время произношение [грéшневый] устарело, булочная - произношение [бýлошная] устаревает, молочный - произношение [молóшный] устаревает), то как [чн] - преимущественно в словах-терминах и в нейтральной лексике (вечность, беспечный, личность и др.);
  5. произношение щн как [щн], а не [шн] (сущность, беспомощный и др.);
  6. произношение твердых [т, д] перед [е] в некоторых иноязычных и в стилистически отмеченных словах (темпера, коттедж, терция, декольте и др.) и в собственных именах (Декарт, Дега, Теренций, Доде), а также в аббревиатурах типа ТЭЦ, ВТЭК, ЛЭП и т.п., но мягких [т'], [д'] в освоенных словах (температура, телефон, тема, демонстрация, демон);
  7. в возвратных формах глагола наблюдается колебание в произношении между сценическим с твердым [с] и разговорным с мягким [с']; это колебание началось еще в пушкинскую эпоху;
  8. ч перед т в союзах что и чтобы произносится как [ш]: [што], [штобы];
  9. в области вокализма основной чертой М.п. является аканье, т.е. резко контрастное выделение ударного слога (по долготе и интенсивности) и разная - двухстепенная - редукция гласных в безударных слогах, например, голова [гълавá].

Если говорить о петербургское произношение, то его можно определить как совокупность особенностей артикуляции звуков речи, свойственная жителям Петербурга и образовавшая вариант произносительной нормы русского литературного языка. Петербургское произношение складывалось на базе московского говора в первую очередь под воздействием окружающих Петербург - Петроград - Ленинград севернорусских говоров. Некоторая часть признаков П.п. может быть объяснена влиянием орфографии.

Для петербургского произношения были характерны следующие орфоэпические особенности:

  • произнесение безударного [е] на месте орфографических а, я и е после мягких согласных в предударных и заударных, открытых и закрытых слогах (т.е. п[е]тёрка, ч[е]сы, в[е]дý, плáч[е]т, пóл[е]);
  • произнесение [а] в заударной флексии 3-го лица мн.ч. глаголов 2-го спряжения: хó[д'а]т;
  • обязательное сохранение губного [у] в заударном закрытом слоге: чé[л'у]сть;
  • произнесение в отдельных словах после шипящих ударного [е] вместо [о]: [щ'é]лка;
  • произнесение мягких заднеязычных в прилагательных муж. рода ед. ч. им. п.: гром[к'ий];
  • произнесение твердых губных в конце слов и перед [j]: восе[м], по[пjó]м, твердых согласных перед [е] в заимствованных словах: [тé]зис, [сé]ссия;
  • произнесение мягкого [с'] в возвратных частицах глаголов: учил[с'а];
  • произнесение первого твердого согласного в некоторых сочетаниях С1С'2: ко[нф']еты;
  • произнесение сочетания чн как [ч'н]: було[ч'н]ая;
  • произнесение ч перед т в союзах что, чтобы как [ч']: [ч'т]о, [ч'т]обы;
  • произнесение сочетания шн как [шн], а не [щн]: помо[шн]ик, су[шн]ость;
  • произнесение слова дождь как [дошт'], а дождя как [дажд'á];
  • произнесение сочетания [кк] вместо [хк] в слове легка: [л'еккá];
  • произнесение твердого [с] в слове отсюда [атсýда];
  • отсутствие [j] перед начальным [е]: если как [é]сли.

Петербургскому произношению были свойственны и специфические орфофонические черты: бóльшая длительность ударных гласных, более закрытый характер ударного [а], более открытый характер ударного [о], бóльшая закрытость ударного [е], слабая палатализация* [ч'], некоторое смягчение [ц] перед [и] и в заимствованных словах (револю[ц'и]я), произнесение [ш'], [ж'] перед и после [л'], [н']: ра[н'ш']е, произнесение сч, зч, щ как [ш'ч']: счастье [ш'ч'áс'т'jе], грузчик [грýш'ч'ик], щётка [ш'ч'óткъ].

В 1960-70-х гг. 20 в. завершался процесс унификации произношения, образования единой произносительной нормы, заимствовавшей черты старого московского и старого петербургского произношения. Так, произнесение мягких заднеязычных в прилагательных мужского рода, мягких согласных в возвратных частицах глаголов, произнесение [а] в заударных флексиях 3-го лица мн. ч. глаголов 2-го спряжения, первого твердого согласного в некоторых сочетаниях, произнесение [шт'] в слове дождь и [жд'] в слове дождя стали чертами нормы.


Консонантизм (от латин. consonans - согласный) (лингв.) – cистема согласных звуков в каком-нибудь языке.

Звук "г" фрикативный  (характерный для украинской и южнорусской речи).

Правила произношения вариантов фонем (в зависимости от места в слове, соседства с другими звуками, ударяемости или безударности гласного и т. д.).

Смягчение согласных, возникающее в результате поднятия средней спинки языка к твердому небу.



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Опрос

Какие темы вам наиболее интересны?

  • Профстандарт секретаря 12.43%
  • Делопроизводство 19.21%
  • Психологические аспекты работы секретаря 12.99%
  • Имидж секретаря 12.99%
  • Деловой этикет 14.12%
  • Карьерный рост 10.17%
  • Документооборот 20.9%
  • Электронный документооборот 18.64%
  • Архивное дело 78.53%
результаты

Рассылка



Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

Регистрация бесплатная и займет всего минуту!

После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи по Делопроизводству и Документообороту на нашем сайте
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости для секретарей и офис-менеджеров
  • участие в онлайн вебинарах и возможность задавать вопросы экспертам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль