Обязательно ли секретарю быть грамотным?

17

Вопрос

А так ли важно для секретаря говорить на правильном русском языке? Что вообще происходит в наши дни с речевым этикетом и с речевой культурой в бизнес-среде?

Ответ

Каждая компания – это своего рода маленькое государство. Любая организация имеет свою микрокультуру (по аналогии с микроклиматом), разрабатывает свои корпоративные стандарты – поведенческие и речевые. Эти микрокультуры маленьких государств-фирм вливаются в общую культуру страны и в определенной степени способствуют формированию общенациональной культуры.


Мы рекомендуем почитать о деловом этикете материал по этой ссылке.


Именно секретарь является одним из главных выразителей, носителей этой корпоративной культуры, ее передаточным звеном - как внутри компании, так и вне ее, как бы «транслируя» систему ценностей руководителя, являясь его отражением.

Речевой этикет определяет выбор речевых средств, наиболее корректных с точки зрения современного языка, он предполагает определенное построение фраз и соответствующее реагирование.

Пример из речевого этикета: когда человеку говорят «спасибо», он говорит в ответ - «пожалуйста» - это уже сложившаяся логическая последовательность речевых действий.

Речевой этикет позволяет создавать определенный доброжелательный климат и душевный комфорт  в коллективе, в компании и т.п., как и традиционный этикет в целом. Когда человеку с утра желают здоровья, говоря «здравствуйте!», это, по крайней мере, приятно. Это слово несет в себе определенный смысл, положительную энергетику, также как и слова «благодарю» - благо дарю, т.е. дарю тебе часть своей души, «спасибо» – спаси Бог.  


Читайте о секретаре руководителя, чтобы не совершать ошибок.


Сотрудники, которые предпочитают вообще не здороваться со своими коллегами, лишают окружающих, да и себя самих, этого теплого положительного энергетического обмена.

Сегодня очень часто, особенно в иностранных компаниях, используют «кальки» или «слепки» с чужой речевой и поведенческой культуры - американской, немецкой и т.д. А вместе с ними в язык вторгаются и грубые речевые ошибки: «Можно я сделаю это, пожалуйста» - это звучит совершенно не по-русски, хотя такое выражение в наши дни очень распространено. Все чаще можно услышать неуместное употребление некоторых слов, особенно иностранных.


Мы рекомендуем почитать о профстандартах секретаря материал по этой ссылке.


В повседневной «офисной» речи отражается общая «роботизация» общества: люди, которые «надрессированны» на западные технологии, не несут в себе энергетики родного языка - вот почему так важно сохранять правильный русский язык.

Понятное дело, что мы живем в современной России, которая активно включается в мировой экономический процесс и это обязывает нас следовать общемировым тенденциям, но с другой стороны - нам надо стараться придерживаться нашей собственной системы ценностей, носителями которой мы, граждане страны, являемся.

В речь все чаще проникают жаргонизмы, специальные термины, сам язык упрощается, что связано с ускорением темпа жизни, с развитием высоких технологий. Повышенный уровень тревожности и стресса приводит к проникновению в речь бранных слов, ненормативной лексики, которую напрямую связывают с выплескиванием этого стресса.

Часто сами руководители используют в своей речи жаргонные слова,  абсценную лексику.

Еще из неприятных тенденций – засилье «какбызмов», «кактизмов» и прочих мусорных выражений (особенно часто слышатся они с экрана телевизора, когда «модный» режиссер или актер через предложение важно произносит: «ну как-то так…»). Между тем, присутствие в речи большого количества мусорных слов отражает внутреннюю неуверенность человека, бедность его словарного запаса, недостаток предметных знаний и невысокий уровень интеллекта.

Среди тенденций  - ускорение темпа речи, «жеваная» артикуляция, неотчетливое произнесение слов.

У человека, считающего себя образованным, тембр голоса не должен быть обволакивающе-мягким, с эротическим подтекстом или по-девичьи тонким. Также очень утомляюще воспринимаются чересчур низкие мужские голоса (басы), голоса «со скрипом», «с песком».

Темп речи также не должен быть слишком быстрым, слишком медленным или совсем расслабленным.

Сегодня принято считать, что беспрерывно тараторя можно донести до собеседника больше информации - но это заблуждение. При таком темпе речи диалог, наоборот, затягивается, тормозится, обрастает кучей уточнений и дополнительных вопросов, или превращается в монолог из-за отсутствия обратной связи.

Очень важно правильное интонирование речи, потому что через него можно информативно выразить отношение к чему- или к кому-либо, передать состояние человека. По голосу человека вообще можно определить его настроение, социальный статус, общее состояние, тип темперамента (интроверт или экстраверт), возраст.

Хотя и здесь бывают исключения - молодой голос у женщин в возрасте или почти старческий у молодой красивой девушки, поэтому в последнем случае необходимо приводить свой голос в соответствие со своим возрастом.

Очень важно уметь контролировать интонацию, особенно в телефонном общении. Можно порой ошибиться в употреблении слова, но всегда нужно проявлять эмпатию, уметь адаптироваться под конкретного собеседника, недопустимо быть невежливым и демонстрировать высокомерные интонации.

Часто встречается в деловом общении крайне невежливый ответ вопросом на вопрос:

- Василий Иванович на месте?

 - А вы как думаете, в такое время он должен быть на месте?!.

Можно услышать, например, в каком-нибудь офисе такой разговор по телефону с нарушениями всех правил речевого этикета.

«Я же вам уже сказала, что наша компания этим не занимается. Я снова вам говорю, что Николая Петровича нет в офисе. Ну что за люди? Тыщу раз все повторять приходится!» и т.п.

В голосе, естественно, звучит раздражение, которое транслируется собеседнику, вызывает у него ощущение отверженности, что негативно сказывается на репутации фирмы.

Грубым нарушением речевого этикета является повсеместная манера говорить скороговоркой в конце диалога, как бы «сворачивая» беседу, и первым класть трубку телефона.


Мы рекомендуем почитать о карьере секретаря материал по этой ссылке.


Еще примеры ошибок из серии «хоть плачь»:

«Я хочу совместить ваш график с моим», - сказала личный помощник своему руководителю.

В региональном  кабинете главного инженера была произнесена такая фраза: «Не ложите трубочку, пожалуйста!».

«А вы сами откуда?» - образец распространенной реплики по телефону.

Надо сказать, что когда человек каким-либо образом достигает благосостояния, то обычно следующим его шагом является шаг к более высокому социальному положению. И именно хорошие манеры и красивая правильная речь могут помочь ему в этом движении наверх, к «небожителям».

СМИ играют одну из главных ролей в формировании речевой культуры нации и они являются «властителями дум» соотечественников: к мнению телеведущих, экспертов, аналитиков, деятелей культуры, журналистов прислушиваются, порой эти мнения считаются многими истиной в последней инстанции. Следовательно, именно представители СМИ должны относиться к своей речи особенно бережно. Телеведущие часто «заигрывают» с молодежью и переходят на сленг.

Интернет-язык просто вызывает улыбку и слезы одновременно. Достаточно зайти на любой форум, чтобы понять драматизм положения с русской письменной речью, которую, похоже, бросили на произвол судьбы.  Все эти «смееццо», «преведкакдила», «плиз», обращения на «ты» к совершенно незнакомому человеку, немыслимые сокращения…. Есть, конечно, в Интернете и много хорошего: появилось немало полезных сайтов, посвященных культуре речи и русскому языку,  - например, портал ГРАМОТА.РУ (www.gramota.ru), Интернет-словарей и энциклопедий.  

Да, необходимо упомянуть, что для нас, россиян, есть очень хорошая новость: Президент России подписал указ о введении памятной даты  - Дня русского языка, который будет теперь отмечаться в день рождения А.С. Пушкина, 6 июня. Эта дата установлена «в целях сохранения, поддержки и развития русского языка как общенационального достояния народов Российской Федерации, средства международного общения и неотъемлемой части культурного и духовного наследия мировой цивилизации».

Желаем всем нашим читателям - секретарям и офис-менеджерам, помощникам руководителей - быть достойными представителями своей компании, всегда следить за собой, своей манерой общения с людьми – никогда не будьте высокомерны с коллегами и посетителями.

Если ваши руководители не владеют правильным русским языком  – прощайте, но «служите» буфером,  «переводите» с казенного русского языка на настоящий русский. Давайте вместе беречь и сохранять наш прекрасный язык, нашу культуру!

См. Указ Президента РФ от 06.06.2011 N 705 "О Дне русского языка".



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Опрос

Какие темы вам наиболее интересны?

  • Профстандарт секретаря 6.16%
  • Делопроизводство 14.38%
  • Психологические аспекты работы секретаря 10.96%
  • Имидж секретаря 10.96%
  • Деловой этикет 10.96%
  • Карьерный рост 8.9%
  • Документооборот 15.75%
  • Электронный документооборот 14.38%
  • Архивное дело 80.82%
результаты

Рассылка



Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

Регистрация бесплатная и займет всего минуту!

После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи по Делопроизводству и Документообороту на нашем сайте
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости для секретарей и офис-менеджеров
  • участие в онлайн вебинарах и возможность задавать вопросы экспертам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль