Каковы правила театрального этикета?

13

Вопрос

Мой руководитель часто поручает мне сопровождать наших деловых партнеров на спектакль или на концерт. Я очень люблю посещать подобные мероприятия, но мне кажется, что я не всегда уместно там себя веду. Каковы, к примеру, правила театрального этикета?

Ответ

Театральный этикет – это хорошие манеры для зрителей, правила поведения, следование которым обеспечивает комфортное времяпрепровождение зрителей в театре и концертных залах.

В театр или на концерт можно пойти в любом составе. Как в паре с подругой, другом, так и с группой друзей или с коллегами по работе. В нашем случае это не так важно. Важно, чтобы все эти люди встретились в назначенное время. Будем считать, что все так и произошло, и компания (или пара) подходит к театру или концертному залу. Место и время встречи не регулируются правилами. Все зависит от того, куда именно люди намереваются попасть, в какой день недели, время года, о каком концерте или спектакле – премьерном, например, или литературном вечере-встрече – идет речь, сколько человек собирается пойти, каким способом они будут добираться до театра – на автомобиле или общественным транспортом, и т.д. Это тоже несущественно, гораздо важнее то, как они будут одеты.


Вам будет полезно узнать о деловом этикете в материале по ссылке.


Как одеться в театр

В нынешнее время требования к театральному дресс-коду весьма демократичны. Так, например, нет необходимости обязательно надевать фрак и цилиндр. В значительной степени правильный выбор одежды зависит от того, о каком театре идет речь.

Если речь идет об опере или балете, тем более о премьерном спектакле, и купленные места расположены в партере, то это, без сомнения, должна быть нарядная вечерняя одежда. Такого рода одежду в приглашениях на приемы обычно обозначают как «темный костюм».

Если ожидается именно такой случай, то наиболее уместным для женщин будет однотонное платье (преимущественно темных тонов), платье-костюм, костюм или брючный костюм (по современным правилам это допускается) из дорогих тканей: бархат, шерсть, шелк, кружево на чехле и т.д., но не хлопок или лен. Разумеется, одежду дополняют необходимые аксессуары и соответствующий макияж.

Если мы намереваемся стать зрителями на спектакле в театре драмы или комедии, планируем попасть на концерт в консерваторию, филармонию, эстрадное шоу и т.д., то в действие вступают иные рекомендации  нарядная одежда. Если посещение спектакля или концерта выпадает на будни после рабочего дня, то женщинам придется немного поработать над собственным образом. Повседневная одежда с помощью нескольких аксессуаров и несложных манипуляций (шелковый шарф, палантин, удачно подобранные украшения, обувь и проч.) довольно быстро способна превратиться в нарядную одежду для вечера.

Сменная обувь для женщин в этом случае обязательна (а вот большие сумки и деловые портфели как раз напротив – нежелательны).

Мужчины могут не надевать темный костюм, но одежда должна быть нарядной и более элегантной, чем в повседневной жизни или служебной обстановке.

Если мы собираемся стать зрителями на спектакле в театральной мастерской, молодежном театре-студии или студенческом театре, то одежда должна соответствовать обстановке. В этом случае возможны джинсы (хотя все же не в самом экстравагантном виде – без дыр, заплат, бахромы и лохмотьев). Подобный вариант – сорочки, футболки и джинсы – в большей степени подходит для фестивалей бардовской песни или многотысячных концертов рок-музыки.

Прическе, как и одежде, тоже необходимо уделить внимание. Женщинам лучше заколоть волосы на затылке, если позволяет длина, но не слишком высоко. Для вечера выбирается соответствующий личному образу и стилю парфюм. Мужчинам также стоит подумать об ароматах. Запах табака, алкоголь или слишком сильный парфюм могут нанести, если так можно выразиться, эстетическую травму сидящим рядом зрителям.

В миланскую «Ла Скала» никогда не пустят зрителя в джинсах и в неподобающей оперному театру одежде. В ТОЙ ЖЕ Италии многие пользуются скутерами, и в гардеробе служащие театра охотно примут шлем, но в случае несоблюдения дресс-кода в зал не пропустят.

Появление в театре или в концертном зале

Если зрителям удалось придти с запасом времени, то это позволит им извлечь из своей пунктуальности определенную пользу: никто не будет толпиться в гардеробе; можно будет спокойно привести себя в порядок (что особенно важно в жаркие или морозные дни), сменить обувь и т.д. Ранний приход позволит также беспрепятственно приобрести программку и ознакомиться с ней до начала спектакля. Появление в театре с запасом времени предоставит возможность перекусить в буфете, что важно, если посещение театра запланировано в будние дни и зрители направляются в театр прямо с работы.

Но вернемся к появлению в театре.

Если в театр пришла пара, то в вестибюль мужчина пропускает женщину первой, придерживая дверь, затем он предъявляет билеты, после чего вместе со своей спутницей следует в фойе и гардероб. Входные билеты и номерки на все время пребывания в театре должны оставаться у мужчины.

Следует помнить, что по театральным правилам после третьего звонка вход в зал запрещен. После начала спектакля правила разрешают входить только в ложу. Поэтому попасть на свои места в партере и амфитеатре опоздавшие зрители смогут лишь в антракте. Скорее всего, этим зрителям предложат места на балконе и ярусах.

Как вести себя в гардеробе

Войдя в помещение, мужчины первым делом снимают свой головной убор. Уходя, мужчины надевают свой головной убор в дверях (а не в фойе).

Мужчина, пришедший в театр с женщиной, помогает спутнице снять верхнюю одежду, сдает ее в гардероб и оставляет номерок у себя. Причем, сначала он помогает своей спутнице снять пальто или плащ, а затем снимает свою верхнюю одежду! После спектакля или концерта мужчина получает верхнюю одежду и помогает своей спутнице одеться. При уходе действует обратный порядок: сначала мужчина одевается сам, а потом помогает одеться своей даме.

Сняв верхнюю одежду, женщина может подойти к зеркалу в фойе, чтобы слегка поправить прическу и осмотреться. Но поправлять макияж у зеркала или подкрашивать губы в театральном фойе женщина не должна! Все необходимые поправки своего внешнего вида женщина может произвести только в дамской комнате. Там же следует сменить обувь, а специальный мешок для обуви сдать в гардероб на свой номер.

Занять свои места в зрительном зале

Если помощь капельдинера (капельдинер – работник театра, проверяющий билеты, провожающий зрителей к их местам и следящий за порядком в зале) не требуется, то мужчина сам разыскивает места в зрительном зале, следуя чуть впереди женщины и показывая ей дорогу. К своим местам принято проходить лицом к залу, то есть спиной к сцене. Это правило действует для любых помещений – кино и театральных залов, спортивных площадок, цирковых представлений, эстрадных шоу и концертов на стадионах.

Следует помнить, что такие правила приняты в Европе. В некоторых других странах, например, в США, напротив, проходят лицом к сцене.

Если проход узкий или зрители – люди крупного телосложения, то сидящим на своих местах зрителям правильнее и удобнее всего подняться со своего места. По пути следования можно вежливо извиниться: «Позвольте пройти», «Простите за беспокойство» или просто сказать «Спасибо» в ответ на то, что сидящие в зале зрители поднимутся со своих мест.

Первым между рядами к своим местам направляется мужчина, за ним следует его спутница. Дойдя до своих кресел, мужчина останавливается возле них и ждет, когда сядет дама, а потом уже садится сам. Место мужчины – слева от женщины. Но если по каким-то причинам место справа неудобно для женщины, то его занимает мужчина. Если у кресел откидные сиденья, то мужчина должен придержать сиденье своей спутницы.

Если в зрительном зале усаживаются две пары, то женщины занимают места в центре, а мужчины по краям. В этом случае проход к местам выглядит несколько иначе: первым идет мужчина, за ним следуют женщины, и замыкает движение второй мужчина.

Если две пары занимают места в ложе, то дамы усаживаются впереди, а мужчины позади. Но если места не в первом ряду, то сесть необходимо так, чтобы мужчины могли видеть сцену. Если билеты предназначены для крайних мест в ряду ближе к проходу, то лучше занять их в последний момент, когда места по ряду будут уже заняты зрителями. При этом правильнее будет, если место у прохода справа от дамы займет мужчина.

В театре принято полностью усаживаться на сиденье, чтобы спина касалась спинки кресла. Занимать можно только один подлокотник кресла, а не оба – и только правый подлокотник.

Как вести себя в зрительном зале

Программку и при необходимости бинокль обычно приобретает мужчина и передает их своей спутнице. Если программки быстро раскупили, то допускается ненадолго одолжить ее у сидящих рядом зрителей. Заняв программу на несколько минут, следует вернуть ее со словами благодарности.

Веер и бинокль – традиционные дамские театральные аксессуары. Программка, которой нередко обмахиваются некоторые зрительницы, не может служить веером. Обмахиваться программкой как веером или лорнировать (лорнировать – рассматривать в лорнет (складные очки без дужек, на ручке)) публику в антракте – дурной тон. Бинокль предназначен для того, чтобы с его помощью лучше видеть сцену и актеров. Рассматривать же прогуливающихся в фойе или сидящих в партере зрителей даже без бинокля считается крайне неприличным.

Разумеется, хорошо воспитанные зрители и без напоминаний знают о том, что мобильный телефон в театре или концертном зале необходимо отключать. Или, в крайнем случае, перевести его в режим вибрации. Однако и в этой ситуации могут возникнуть проблемы. Как известно, театральные залы обладают хорошей акустикой, и звонок может прозвучать в паузу или в самый ответственный момент пьесы. Именно по этой причине театральный этикет обязывает зрителей проявлять уважение к исполнителям и отключать в театрах и концертных залах свои мобильные телефоны.

Во всех театрах перед спектаклем публику просят отключить мобильные телефоны. В большинстве оперных театров мира, например, в миланской «Ла Скала», парижской «Гранд Опера», Театре Европы в Санкт-Петербурге и некоторых других уважаемых заведениях имеются специальные приспособления, препятствующие проникновению в зал звуковых сигналов.

Если случилось так, что спектакль не понравился, то можно покинуть театр. Но только в антракте! В антракте уход может показаться не столь заметным для других зрителей и будет менее травмирующим для артистов.

Можно ли есть или пить, находясь в зрительном зале? Прямых запретов на это, в сущности, не существует.

Нельзя, например, запретить выпить воды больному диабетом. Но все же это скорее исключение, чем правило. Для того чтобы перекусить, в свое время были придуманы театральные буфеты.

Аплодисменты

Аплодисменты – это награда актерам и артистам от зрителей, выражение признательности за доставленное удовольствие. Аплодировать принято после завершения спектакля или концерта. Однако и в данных правилах существуют некоторые исключения.

Довольно часто зрители аплодируют сразу после открытия занавеса. Это не ошибка. Это означает, что зрители выражают восхищение работой художника спектакля. Аплодировать принято также после окончания каждого акта, всей пьесы, каждого концертного номера в благодарность артистам.

В ходе спектакля или концерта допускается приветствовать аплодисментами любимого и популярного актера, оперного исполнителя или танцовщика при его первом появлении в спектакле либо отметить аплодисментами удачную реплику актеров или шутку.

На концертах классической музыки аплодисменты приняты при появлении дирижера и солистов оркестра, когда дирижер встает за пульт и поворачивается лицом к зрителям в знак приветствия, а также в конце исполнения музыкального произведения (но ни в коем случае не между его частями в период паузы!)В этот момент дирижер поворачивается лицом к залу и кланяется.

На оперных спектаклях и балете аплодисменты приняты после сольных арий и партий, после блестящего исполнения сложных мест в опере или балете или известных реплик и больших монологов в классических пьесах. Перед началом последнего акта в музыкальном спектакле публика обычно аплодирует оркестру и дирижеру.

В цирке принято аплодировать перед выходом артиста на манеж, после его выступления и после окончания номера.

На эстрадном концерте – после каждой исполненной песни или выступления солиста, а на концерте джазового оркестра – после понравившегося сольного выступления.

Антракт

Антракт служит для того, чтобы дать возможность отдохнуть актерам и зрителям. Иногда за время антракта полностью меняются декорации спектакля. Но к зрителям это действие не имеет никакого отношения. У них совсем другая программа – они отдыхают.

За время антракта можно посетить буфет, чтобы перекусить, прогуляться по фойе. В некоторых театрах есть курилки или даже зимний сад. Выбор делается совершенно свободно. Наконец, на время антракта зрители могут снова включить свои мобильные телефоны. Возвращение в эфир многим из них доставит удовольствие и вернет чувство реальности. Или утешит, если спектакль или концерт совсем не нравятся.

Как вести себя в театральном буфете

Театральный буфет – это приятная возможность расслабиться, слегка перекусить, выпить кофе, чаю или бокал шампанского. В приеме пищи существуют свои правила, и их тоже необходимо соблюдать, даже если речь идет о весьма скромном меню – пирожном или бутерброде. Программа застолья должна быть рассчитана на время антракта. Обычно ему отводится от 20 до 30 минут.

Если предоставляется возможность присесть за столик, то мужчина прежде всего предлагает сесть своей спутнице, а затем направляется к буфетной стойке. Предложить своей даме сладости и напитки – обязанность мужчины.

Театральный букет

Традиция подношения театральных букетов имеет не столь давнюю историю, как это может показаться на первый взгляд, но она очень увлекательна. Мода на дарение цветочных букетов актерам в театре начала распространяться в России с 40-х гг. XIX в.

Впервые цветы стали подносить на представлениях знаменитой итальянской танцовщицы Марии Тальони, гастролировавшей в Петербурге в 1837–1842 гг.

Театральные правила, касавшиеся цветочных букетов, были очень строги. Даже в начале XX в. приличия и светские представления о хороших манерах не рекомендовали девушкам и молодым женщинам громко приветствовать артистов, аплодировать и бросать им букеты.

Со временем правила изменились. И сегодня мы совершенно беспрепятственно подносим любимым исполнителям букеты и цветочные корзины. Правила не запрещают дарить цветы артистам как от лица мужчин, так и женщин, молодых девушек и даже детей. Однако и современные традиции принятых в театрально-концертной среде знаков внимания и уважения к артистам требуют, тем не менее, соблюдения определенных церемониальных канонов. Начнем с основных правил.

 В театре цветы актерам вручаются в конце спектакля на поклонах. До этого времени в течение всего спектакля букеты остаются у зрителей. Цветы принято дарить лично в руки, находясь в проходе у авансцены, либо через работников театра. Очень часто в музыкальных и оперных театрах администрация не разрешает зрителям подниматься на сцену. После спектакля на поклонах сотрудники сами выносят артистам цветы от зрителей. Чтобы букет не выглядел анонимным, правильнее всего будет прикрепить к нему открытку с поздравлениями или какими-либо приветствиями.

Стоит обратить внимание на то, что величина букета, количество цветов и тем более стоимость цветочного подарка не имеют принципиального значения. Как и в любом подарке, мы больше всего ценим внимание, проявленное к нам, красоту и вкус, воплощенный в самом простом предмете, вложенное в него доброе, искреннее чувство. Поэтому дорогим и запоминающимся на всю жизнь подарком может стать даже одна-единственная роза, подаренная парой молодых людей, не располагающих пока достаточными средствами для покупки цветочного букета, но желающих выразить свою симпатию актеру или актрисе.

В букете, который мы собираемся преподнести артисту, как, впрочем, и любому человеку, ничего не должно колоться, царапаться, цепляться за одежду и тем более пачкать или окрашивать.

На концертах классической музыки цветы дирижеру и солистам также принято вручать только в конце исполнения всего произведения или по окончании концерта. Перед началом концерта цветы обычно оставляют капельдинерам, чтобы избежать неудобств (шуршания упаковки, падения, посторонних звуков, неудобства для сидящих рядом зрителей и т.д.).

В некоторых странах цветочные подношения музыкантам настолько популярны и имеют столь давнюю историю, что даже становятся особой традицией.

Так, например, дирижеру Венского филармонического оркестра, выступление которого ежегодно транслируется 1 января во многих странах мира, в конце программной части концерта, то есть до биссирования, флористы столицы Австрии Вены по сложившейся многолетней традиции преподносят большой букет цветов. Сцена и зал, в котором проходит концерт (как правило, это либо Венская Опера, либо зал Общества любителей оперы), украшается цветами, которые традиционно доставляются из итальянского города Сан-Ремо, известного во всем мире своим песенным фестивалем.

Уход из театра

Если спектакль не понравился, то, как мы уже знаем, покинуть театр допускается только в антракте, до начала следующего действия. Если у зрителя (зрителей) нет такой возможности (например, при коллективном походе в театр или на концерт либо в присутствии начальника, которому, напротив, нравится концерт или спектакль), то придется остаться до конца представления.

Зрители, вскакивающие со своих мест сразу по окончании спектакля в надежде первыми оказаться в фойе гардероба, красноречиво свидетельствуют всем остальным о том, что они не являются обладателями высокой театральной культуры и, похоже, культуры вообще. Но читатели журнала «Справочник секретаря и офис-менеджера», разумеется, к их числу не относятся.

По правилам зрители начинают выходить из зала только после того, как актеры покинули сцену. По окончании спектакля воспитанные люди дожидаются, когда поднимутся со своих крайних мест другие зрители, после чего только сами следуют к выходу. Самые вежливые зрители не толпятся в гардеробе, а прохаживаются в фойе в ожидании возможности получить свою одежду в освободившемся пространстве без суеты и очереди. Общение с искусством всегда оставляет в душе след. Но даже если это негативные впечатления, то все равно есть, о чем подумать.

Первым направляется к проходу мужчина и ожидает свою даму. Если пара спускается по ступеням вниз в фойе, то, как и на любой лестнице, принято, чтобы женщина шла справа, а мужчина – чуть впереди слева. Если, выходя из зала и здания театра, зрители скажут билетеру и вахтеру «Спасибо. До свидания!», то сказанное, в сущности, ничего не будет им стоить, но оставит самое приятное впечатление.

Сегодня многие театральные правила выглядят иначе, чем, скажем, в XIX и даже в середине XX века, однако основополагающие понятия, а именно уважение к зрителям и актерам, сохраняются в традициях поведения в современных театрах и концертных залах. Нам остается лишь помнить и исполнять их.



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Опрос

Какие темы вам наиболее интересны?

  • Профстандарт секретаря 10.86%
  • Делопроизводство 17.19%
  • Психологические аспекты работы секретаря 11.76%
  • Имидж секретаря 11.31%
  • Деловой этикет 12.22%
  • Карьерный рост 8.6%
  • Документооборот 19%
  • Электронный документооборот 16.74%
  • Архивное дело 81.9%
результаты

Рассылка



Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

Регистрация бесплатная и займет всего минуту!

После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи по Делопроизводству и Документообороту на нашем сайте
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости для секретарей и офис-менеджеров
  • участие в онлайн вебинарах и возможность задавать вопросы экспертам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль