Партнерские отношения соблюдение субординации

33

Вопрос

Сегодня много говорят о важности построения партнерских отношениях на работе. А необходимо ли при таких партнерских отношениях соблюдать субординацию в общении с коллегами и руководителем? Мне кажется, что сегодня это уже не так актуально.

Ответ

Одним из самых актуальных видов партнерства в отношениях на работе современные эксперты в области деловых коммуникаций считают альянс: руководитель и личный ассистент. При этом такие партнерские отношения ни в коем случае не исключают субординацию.

Что такое субординация?

Под этим словом понимают систему строгого служебного подчинения младших по должности старшим. Понятие субординации имеет широкий смысл. Это и правила поведения, и выполнение задач и приказов руководителя, и принятие на себя определенной роли, и уважение к старшим по должности.

Иллюстрацией отношений в контексте субординации можно считать знаменитую рекомендацию, которую приписывают Петру Первому из указа 1709 года, которая гласит: «Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство».

Давно прошли времена, когда сотрудникам нужно было иметь «вид придурковатый». Сегодня в сотрудниках компании ценятся интеллект, образование, эрудиция. Эти качества должны быть и у личного ассистента – «правой руки» руководителя.

Среди личностно-профессиональных компетенций персонального ассистента ценится также очень многое:

способность логически мыслить и самостоятельно принимать решения, адаптивность в экстремальных ситуациях, общий уровень образования и определенный жизненный опыт, инициативность, творческий подход, прекрасное воспитание и многое другое.

Когда говорят: вертикаль власти, «вертикальные» отношения, то имеют в виду отношения сверху вниз (руководитель и сотрудник: менеджер, секретарь, личный ассистент) и снизу вверх (то есть сотрудник, секретарь и… руководитель).

Вертикаль отношений предполагает субординацию.

Иногда требование соблюдать субординацию воспринимают чуть ли не как нарушение прав человека. Вырвавшийся из-под специфического советского «менеджмента» (который в свою очередь вышел из феодального крепостного режима) человек, «уставший» от него, пытается доказать всем, что он «не тварь дрожащая». И… нарушает правила хорошего тона на рабочем месте. Такая личность может впадать в крайность – фамильярность.

И с партнерского стиля такая личность может перейти на фамильярный. В совместной деятельности руководителя и личного ассистента порой создается иллюзия, что определенная приближенность позволяет вольный стиль общения.

Фамильярность может выражаться также в непозволительных действиях и поступках.

Николай – руководитель отдела – не мог понять «секретаршу», которая склонялась, передавая документы, слишком низко над столом… Это его сильно отвлекало и раздражало. В конечном итоге, в результате такого крайне бесцеремонного и откровенного поведения секретаря, к которому добавились интриги, Николаю… пришлось уволиться. Фирма потеряла опытного сотрудника, хорошего профессионала. Правда, потом, когда распоясавшаяся особа попробовала интриговать против большего босса, ее уволили.

Другая крайность, которая вредит деловым отношениям в этой вертикали и в партнерских отношениях – это раболепие, подобострастие, неумение и нежелание принять на себя ответственность и решение. Это также – одно из наследий прошлых политических формаций и, соответственно, менталитета.

В одном словаре субординация у военных – это «слепое, беспрекословное повиновение начальнику». В деятельности современного личного ассистента неумение принять на себя ответственность, решение, неосмысленное отношение к выполнению заданий руководителя также не ценятся и считаются дисквалифицирующими качествами.

Молодой директор завода Анатолий Петрович уехал в командировку. Наталия Павловна, секретарь, которая работала с его предшественником, ушедшим на пенсию, привыкла к абсолютному подчинению. И когда встал вопрос о решении одного существенного вопроса (подписать документ относительно небольших затрат), Наталия Павловна не взяла на себя эту функцию, а руководитель не отвечал, будучи на серьезных переговорах. Вопрос был безотлагательный. Секретарь отказала в подписи, и на мелком, небольшом проекте был потерян крупный клиент.

Иногда бывает, что нарушение делового стиля общения и партнерских отношений сочетается, как говорится, «в одном флаконе». С сотрудниками такие «нарушители»

говорят в высокомерном стиле, отмахиваются от них, как от назойливой мухи, напускают на себя крайне важный вид человека, решающего, по крайней мере, задачи государственной важности. Так нарушаются горизонтальные отношения. С руководителем же такие персоны могут говорить совсем иначе…

Анна не хотела общаться с коллегами, считая себя выше, чем они. Казалось бы, у нее были основания так думать: Анна знала три языка, имела два высших образования, проходила стажировку за рубежом. И надо же: вынуждена была устроиться на должность «секретарши». Руководитель Вадим Андреевич хотя бы был харизматиком, каких поискать, настоящий лидер и видный мужчина. Поэтому ему можно и подчиниться. «А вот почему Наталья из рекламного отдела постоянно заходит «на огонек», пытается «свести дружбу», задает какие-то вопросы, не всегда из профессиональной жизни? И что, в конце концов, нужно Алексею, который, (смешно подумать!), кажется, пытается ухаживать за Анной, при его-то скромной должности и образовании!..»

В результате к Анне постепенно перестали заходить, задавать вопросы, перестали обращаться. И что самое неприятное, перестали давать ответы на вопросы Анны, которая оказалась в вакууме, что и привело впоследствии к незапланированному увольнению.

Причины нарушения субординации

Почему же случаются сбои в деловых отношениях, нарушения субординации и партнерства? Причин можно назвать дольно много.

* Иной раз возникает чувство ложной значимости, человеку кажется, что его недооценили, а он сам незаменим.

Некоторые личные помощники сравнивают себя с другими сотрудниками. Сравнение происходит, как говорится, не в пользу другого сотрудника

* Бывают, как считают психологи, и «непроработанные» детские комплексы и желание почувствовать себя наконец «взрослым».

* Случается также попытка действительно защитить чувство собственного достоинства, которое нарушают другие люди с комплексами. Из тех, что называют личного ассистента «секретаршей». Вопрос: стоит ли обижаться и реагировать на таких людей?..

* Одной из причин могут быть также нереализованные мечты о более высокой должности и обида на то, что это никак не удается.

* Кто-то никак не может принять свою работу как профессию и поэтому не принимает ситуацию.

* Не очень развитый эмоциональный интеллект также приводит к подобным нарушениям вертикального и горизонтального общения.

* Об амбициях, которые можно назвать гордыней, хочется сказать отдельно.

По христианским представлениям, гордыня считается одним из семи смертных грехов, грехом, убивающим душу.

Говоря о гордыне, можно вспомнить нередкую ситуацию, когда некоторые секретари на ресепшен, не достигшие должности личного ассистента, считают унижением для себя приготовить руководителю и его гостям кофе. Часто слышишь от них слова о том, что «я не официантка»…

У одного известного автора деловых бестселлеров есть книга, которая называется «Сила простоты». Человек, превосходно воспитанный, тактичный, духовно развитый и осмысленный, никогда не позволит себе держаться высокомерно, кто бы ни был перед ним.

Разумеется, предлагать личному ассистенту быть абсолютно со всеми милой невозможно, да и не нужно. Очень важно уметь держать дистанцию и соблюдать определенные границы, имея в виду свое человеческое достоинство и интересы руководителя.

Недопустим и другой перекос в общении – простота, что хуже воровства, и фамильярность.

И при этом очень важно помнить об одной очень важной компетенции современного административного помощника – корпоративности, командном духе. А еще – о партнерском стиле общения, с кем бы ни свела судьба административного помощника на рабочем месте.



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Рассылка




Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

Регистрация бесплатная и займет всего минуту!

После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи по Делопроизводству и Документообороту на нашем сайте
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости для секретарей и офис-менеджеров
  • участие в онлайн вебинарах и возможность задавать вопросы экспертам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль