Каковы правила приветствия?

2

Вопрос

Напишите пожалуйста о правилах приветствия – этот, казалось бы, такой простой вопрос, возникает у меня на работе, да и в личной жизни постоянно. А еще меня очень интересуют правила рукопожатий в бизнес-общении. В частности, может ли одна женщина приветствовать рукопожатием другую?

Ответ

Приветствие, прежде всего, это знак вежливости. С древних времен люди посредством приветствия оказывают друг другу специальное почтение.

    Формы приветствия в разных странах отличаются друг от друга  чрезвычайно. Но при всем многообразии приветствий международный этикет в своей основе одинаков: люди, встречаясь, желают друг другу добра и благополучия, здоровья, успехов в труде, доброго утра, дня или вечера.

          Обмен приветствиями – это обмен человеческим теплом. Встречая человека, мы, прежде всего, встречаемся с ним взглядом и выражаем в той или иной форме, что мы рады существованию этого человека, рады, что он есть среди нас. Конечно, так происходит, если мы искренни в выражении своих чувств, если мы подлинны в своем поведении…

          В деловом этикете существуют определенные правила, приветствий, обращений и представления, которые должен знать любой воспитанный человек,  в том числе секретарь, так как он первым встречает посетителя своей фирмы.

Ознакомьтесь с основными правилами устного приветствия и правилами рукопожатий.

Главным правилом устного приветствия является принцип «снизу вверх», например, первым здоровается подчиненный с начальником, младший по возрасту со старшим, член делегации с руководителем, в нашей стране мужчина с женщиной.

Для рукопожатий действует принцип «сверху вниз», т.е. первым предлагает руку  человек более старший по должности или по возрасту, женщина мужчине. Однако в настоящее время в связи с распространением рукопожатий между женщиной и мужчиной, если мужчина первым протянул руку женщине для рукопожатия, ей следует ответить.

Мужчинам рукопожатие рекомендуется всегда, женщинам – по обоюдному согласию. Не нужно слишком крепко жать руку приветствуемого лица.

Рукопожатия не всегда обязательны.

Например, когда посетители входят к руководителям, достаточно вежливо и корректно ограничиться словесным приветствием «Доброе утро», «Здравствуйте» при этом сделать легкий поклон головой и слегка улыбнуться.

Пожимая руку, мужчины обычно произносят краткое приветствие: «Мое почтение…», «Рад видеть вас…» и т.п.

Вошедший в комнату после других обязан (независимо от должностного ранга) первым приветствовать присутствующих. А присутствующие отвечают не хором, как в средней школе, а только те, кто ближе сидит, кому удобнее.

Если, войдя в комнату, где находится несколько человек, вы хотите обменяться рукопожатием с одним человеком, этикетом предполагается обязательно протянуть руку и всем остальным (конечно, если их не слишком много).

При встрече с группой знакомых не нужно всем по очереди жать руку. Но если уж остановились и пожали руку знакомому, который разговаривает с одним или несколькими незнакомыми, приветствуйте всех, называя себя, как при первом знакомстве.

Первым здоровается подчиненный с начальником. Случается, что руководитель не отвечает на приветствие подчиненных. Такое поведение неизбежно ухудшает отношение к нему.

Приветствия на улице состоят из легкого поклона без  каких-либо восклицаний типа «Алло».

Нарушением этикета являются шумные, несдержанные приветствия. Не следует размахивать шляпой или кричать через улицу. Простой жест, легкая улыбка выражают почтительность и уважение.

Как мужчина, так и женщина, садясь в такси, приветствуют шофера первыми. Выражение вежливости должно исходить от клиента, когда он входит в парикмахерскую, ателье, мастерскую ремонта обуви и в другие службы быта.

Сидя за столиком в ресторане, кафе, приветствуют знакомых только кивком головы. Мужчина, кланяясь женщине, привстает со стула. Встает же только в случае, если женщина подходит к нему.

Мужчина в первую очередь приветствует высшего по иерархии (служебному, общественному или иному признаку).

Приветствуя женщину на улице, мужчина снимает шляпу и перчатку. Когда он приветствует кого-либо на расстоянии, то делает легкий поклон и прикасается рукой к шляпе или слегка ее приподнимает. Если сидит, то встает и после этого приветствует. Головной убор – зимнюю шапку, лыжную шапочку, кепку или берет трогать не надо.

Мужчина снимает перчатку, если обменивается рукопожатием. Во всех случаях, здороваясь, мужчина должен снять перчатку с правой руки.

Для женщин это необязательно. Если женщина все-таки снимает перчатку – это знак особого уважения. По отношению к женщинам и мужчинам пожилого возраста это должно быть нормой.

В момент приветствия во рту не должно быть сигареты и нельзя держать руку в кармане. Женщины слегка наклоняют голову и отвечают на приветствие улыбкой, они могут не вынимать руки из карманов пальто, жакета.

Женщина первой приветствует мужчину, если она его обгоняет. Со своим начальником по службе женщина также здоровается первой.

Женщине в знак приветствия никогда не целуют руку на улице. Это делают только в помещении. У нас принято целовать руку только замужней женщине. Целуя руку женщине, мужчине не следует поднимать ее слишком высоко, нужно самому наклониться.

При всем разнообразии приветствий они не должны быть развязными. И очень важно в этом вопросе учитывать национальные традиции и обычаи.

Так, следует помнить, что принятое на Западе и считающееся признаком сильного характера энергичное рукопожатие в большинстве стран Востока и Юго-Восточной Азии совершенно не уместно. Рукопожатие у индусов заменяет наклон головы к сложенным у груди кистям рук. В Японии принято кланяться в ответ на приветствие.  В арабских и южноамериканских странах принято, что при встрече партнеры мужского пола обнимают друг друга.

Подавать партнеру левую руку при приветствии считается неуважением.

Если вы доверяете человеку, в обществе которого находитесь, то всегда присоединяйтесь к его приветствию, с которым он к кому-то обращается. Если не доверяете – лучше не общайтесь с ним.

При приветствии не допускайте тавтологий. Услышав «здравствуйте!», подберите что-то похожее  - «добрый день!», «До свидания!» – «Всего хорошего!».

Здороваться необходимо независимо от того, в каких отношениях находятся люди, симпатизируют они друг другу или нет. Поэтому придя на работу, приветствуйте своих коллег. Дайте им понять, что вы рады начать с ними новый рабочий день, что они могут рассчитывать на вашу помощь и поддержку.

С вошедшим посетителем секретарь здоровается и просит его представиться, если посетитель ему незнаком и почему-либо сам забыл это сделать.



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Опрос

Какие темы вам наиболее интересны?

  • Профстандарт секретаря 9.62%
  • Делопроизводство 15%
  • Психологические аспекты работы секретаря 10%
  • Имидж секретаря 10%
  • Деловой этикет 10.77%
  • Карьерный рост 7.31%
  • Документооборот 16.54%
  • Электронный документооборот 14.62%
  • Архивное дело 83.85%
результаты

Рассылка



Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

Регистрация бесплатная и займет всего минуту!

После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи по Делопроизводству и Документообороту на нашем сайте
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости для секретарей и офис-менеджеров
  • участие в онлайн вебинарах и возможность задавать вопросы экспертам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль