Как расширить свой словарный запас?

180

Вопрос

Большую часть рабочего времени я провожу в общении с другими людьми, уровень владения русским языком у многих из них довольно высокий, я же иногда ловлю себя на том, что у меня довольно ограниченный словарный запас и есть проблемы с использование слов и т.п. Что мне с этим делать?

Ответ

Устная речь в отличие от письменной должна быть максимально простой и ясной. Однако очень часто речь делового человека усложняют канцеляризмы и штампы, они делают ее невразумительной и скучной.

Воспитанный секретарь не использует в своей речи жаргонные выражения, используемый не к месту профессиональный сленг, заимствования из иностранных языков.

Хотя популярные кино- и телефильмы могут заставить нас поверить в то, что крепкие словечки стали привычными для всех, не обманывайтесь на этот счет. Вульгарный язык никогда не был и никогда не будет приемлем в деловых кругах. Случайные слова типа «черт» или «дрянь» большинство людей может выдержать. Но более сильные выражения строго запрещены. Если у вас существует подобная «брешь» в речи, начните работать над очисткой своего словарного запаса от вульгарных выражений.

Если же вы сталкиваетесь с человеком, который нецензурно выражается, то у вас есть два варианта на выбор: проигнорировать такое поведение или просто уйти. Главное, ни в коем случае не опускайтесь до его уровня. Если «крепкие» слова употребляет сотрудник вашего предприятия, мягко, спокойно попросите его «не выражаться».

Очень режет слух засорение речи словами-паразитами. Все эти «ну», «значит», «так сказать», «как бы», «там», повторяемые через каждое слово, лишают речь убедительности.

Обычно слова-паразиты используются для того, чтобы заполнить паузы, возникающие в речевом потоке. А между тем, эти паузы, разделяющие отдельные фразы, должны быть. Просто используйте паузы, чтобы обдумать дальнейшие слова, вместо того, чтобы тянуть: «во-о-т…».

Не менее вредна и привычка щеголять книжной лексикой, сложными словами, особенно, если их употребляет не действительно начитанный человек, а тот, кто  хочет пустить пыль в глаза. В деловом разговоре вполне можно обойтись без мудреных научных терминов. Не стоит осложнять разговор, даже если собеседник хорошо образован.

Нежелательно также излишнее употребление иностранных слов. В том случае, когда можно подобрать соответствующее русское слово, надлежит пользоваться им. Хотя, бесспорно, некоторые иностранные слова прочно вошли в языковой обиход, например, компетентность, лидер, интеллект, дифференцировать и  др. Однако не нужно употреблять слово  «индифферентно» вместо «равнодушно», «ординарный» – вместо «обыкновенный», «толерантный» – вместо «терпимый к чужим мнениям».

Роль секретаря сродни роли дипломата, ведь секретарь (как и дипломат, представляющий страну) представляет свою фирму, отстаивает  ее интересы. Словам, сказанным секретарем, придается большое значение. Отсюда требования к подбору слов (словарному запасу), общей эмоциональной окрашенности речи, к ее содержательной стороне и техническим характеристикам (дикции, темпу речи, ритму и т.п.) Ведь если секретарь имеет плохую дикцию, нечетко произносит слова, особенно окончания,  его речь может быть неправильно истолкована, из нее могут быть сделаны неверные выводы...



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Опрос

Какие темы вам наиболее интересны?

  • Профстандарт секретаря 9.09%
  • Делопроизводство 15.58%
  • Психологические аспекты работы секретаря 11.69%
  • Имидж секретаря 11.69%
  • Деловой этикет 11.69%
  • Карьерный рост 9.74%
  • Документооборот 16.88%
  • Электронный документооборот 14.94%
  • Архивное дело 79.22%
результаты

Рассылка



Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

Регистрация бесплатная и займет всего минуту!

После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи по Делопроизводству и Документообороту на нашем сайте
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости для секретарей и офис-менеджеров
  • участие в онлайн вебинарах и возможность задавать вопросы экспертам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль