Как научиться запоминать информацию?

3

Вопрос

Мне кажется, что у меня есть проблемы с памятью, что иногда корректно отмечает мой руководитель. Действительно, я многое забываю, у меня буквально вылетают из головы целые куски информации. Я стараюсь все записывать, и это отлично помогает, но мне хотелось бы все-таки подробно запоминать какие поручения мне дают, особенно неожиданные и сиюминутные.

Ответ

Существует несколько причин того, почему мы не можем что-либо запомнить или вспомнить. Среди них: спешка и стресс, отсутствие внимания и мотивации, волнение и недосып. Мы же обычно грешим на слабую память. Чтобы узнать, действительно ли у вас «в одно ухо влетает – в другое вылетает», ответьте на несколько вопросов теста.

Тест «Насколько крепкая у вас память?»

Для каждого утверждения укажите в пустой ячейке соответствующий балл:

«Очень часто» – 4 балла;

«Довольно часто» – 3 балла;

«Время от времени» – 2 балла;

«Очень редко» – 1 балл;

«Никогда» – 0 баллов.

  1. Текущие дела
  1. Читая какую-либо книгу, вы замечаете, что не удерживаете внимание на тексте, и поэтому перечитываете его заново

  1. Вы не помните, выключены или нет электроприборы в квартире

  1. Придя в комнату, забываете, зачем туда направлялись

  1. Прядя в супермаркет с целью купить 4-5 продуктов, не имея списка, забываете купить что-то одно

  1. Забываете фамилию и имя человека, с которым познакомились только что

  1. Дела средней давности
  1. Вы не можете вспомнить, что делали в последний выходной

  1. Забыли, как зовут вашего знакомого, с которым не виделись несколько месяцев

  1. Забыли, как заканчивается рассказываемый вами анекдот

  1. Забыли передать чью-то просьбу

  1. Вы проверяете по карте путь, по которому когда-то уже шли (ехали)

  1. Далеко отстоящие события

За каждое событие, которое можете вспомнить – 0 баллов.

За каждое событие, которое не можете вспомнить – 2 балла.

  1. Свой предыдущий номер телефона

  1. Предметы, по которым сдавали выпускные экзамены в школе

  1. Как вы отмечали свое 18-летие?

  1. Первый учебный день в школе

  1. Любимая игрушка в детские годы

Теперь подсчитайте сумму всех баллов. Запишите ее:_______.

Результат:

1-10 баллов – великолепная память.

11-20 баллов – хорошая память (выше среднего уровня).

21-30 баллов – средняя память (во многом вы полагаетесь не на нее, а на записи).

31-40 баллов – плохая память.

41-50 баллов – вы очень забывчивы.

Даже если у вас не самый высокий результат - не переживайте. Чтобы укрепить память, достаточно посвящать ее тренировке всего лишь 10 минут каждый день. Это гораздо эффективнее, чем нерегулярные занятия по 30-60 минут.

Упражнения для вас

Познакомьтесь с пятью простыми упражнениями, которые помогут вам и вашей памяти. Начать тренировки лучше с них, а впоследствии при желании можно перейти к более продвинутым техникам запоминания.

Упражнение 1.

Начните тренировку с приема, который дает быстрые результаты. Каждый день перед сном отвечайте на вопрос:

«Что нового, интересного и полезного я узнал(а) сегодня?».

Припомните все, что вы видели, слышали, читали. Отделите «воду» и информационный шум, чтобы не тратить на них резервы памяти. Остальное перескажите про себя или вслух. Для некоторых семей это стало ритуалом, позволяющим обменяться интересными новостями и обсудить полезную информацию.

Упражнение 2.

Перед тем, как приступить к чтению важного текста или заучиванию иностранных слов, в течение 30 секунд двигайте глазами вправо-влево. Голова при этом остается на месте. Это незатейливое упражнение помогает активизировать отделы головного мозга, отвечающие за запоминание информации.

Упражнение 3.

Данное упражнение прекрасно тренирует визуальную память и образное мышление в целом. Для его выполнения рекомендую отправиться в торговый центр или на рынок. Не спеша прогуливайтесь вдоль витрин или прилавков. Рассматривайте их, стараясь запомнить все, что на них расположено.

Дойдя до конца этажа или торгового ряда, вспомните увиденное в правильном порядке и с максимальным количеством деталей. Затем идите в обратном направлении и сравнивайте запомненное с реальностью. Все ли объекты удалось запомнить? В правильном ли цвете? Не объединился ли у вас в памяти ассортимент нескольких витрин или прилавков?

Для тренировки зрения разглядывайте витрины не центральным полем видения, а боковым. То есть во время прогулки смотрите не на витрины, а перед собой, и фиксируйте в памяти то, что удалось увидеть «краем глаза». Этот навык полезен не только в скорочтении, но и в повседневной жизни - например, за рулем.

Упражнение 4.

Выберите любое число от 1 до 10. Ваша задача – вспомнить как можно больше связей между собой и этим числом.

Возьмем для примера восьмерку. Вы живете на восьмом этаже, в восьмом классе впервые влюбились, в вашем номере телефона две восьмерки, каждый рабочий день вы в 8 утра выходите из дома, ближайшее отделение почты располагается в доме 8а и так далее. Постарайтесь вспомнить не менее пяти связей, а еще лучше – десяти.

Повторите это упражнение для других чисел.   

Упражнение 5.

Память начинает работать лучше, если ее активно тренировать. При этом не столь важно, какие именно данные вы запоминаете – тексты, иностранные слова или список покупок. Главное – соблюдать регулярность.

Если вы подозреваете, что тренировки будут вам в тягость, начните с…  анекдотов! Хотя подобное занятие может показаться не слишком серьезным, оно помогает развить сразу несколько полезных способностей мозга. Среди них – образное мышление и выделение ключевых слов.

Предлагаем потренироваться. Прочитайте анекдоты, приведенные ниже, стараясь представить их образно во всех деталях.

1

Мужчина уезжает в другой город, устраивается на работу пожарным и шлет письма родным.

Он пишет: «Все замечательно. Работа мне очень нравится. Я посещаю тренажерный зал в пожарной части, играю с коллегами в футбол. У меня хороший социальный пакет и много льгот. Сослуживцы – потрясающие люди. Моя работа имеет множество преимуществ, но как пожар – хоть увольняйся».

2

Хроническая офисная болезнь – это когда до обеда хочется есть, после обеда – спать, и все время такое чувство, что мало платят…

3

Приходит мужчина в библиотеку и говорит:

- Я у вас книгу взял «Как заработать миллион», а тут половина страниц выдрана!

Библиотекарь:

- Ну и что! Полмиллиона тоже неплохо.

На первом этапе мы задействовали визуальное представление и тем самым способствовали активизации памяти. Следующий шаг запоминания анекдотов (а также любых других текстов) – выделение ключевых слов. Они служат своеобразными «якорями» для последующего припоминания информации.

К примеру, для третьего анекдота ключевыми словами могут быть: библиотека, книга, миллион. Менее употребляемые слова (библиотекарь, полмиллиона) лучше не делать «якорями», т.к. их впоследствии будет сложнее вспомнить. 

Последнее условие запоминания – повторение. Анекдот достаточно припомнить 1-2 раза в течение дня. Для более серьезной информации (например, сложных текстов и терминов) существует отдельный алгоритм повторения:

  1. спустя 20 минут после запоминания;
  2. через 6-8 часов после первого повторения;
  3. через сутки после второго повторения;
  4. далее – по необходимости: можно припоминать материал 1-2 раза в месяц либо прекратить повторы, если все усвоено отлично.

Резюмируем элементы успешного запоминания анекдотов и прочих текстов: это образное представление, выделение ключевых слов и повторение.

Если вы не хотите тренироваться на анекдотах, используйте другие типы данных:

  • иностранные слова;
  • номера телефонов своих знакомых;
  • термины из вашей профессиональной области;
  • тосты;
  • крылатые выражения, пословицы и поговорки;
  • интересные факты (о знаменитостях, из истории родного города и т.п.);
  • дни рождения родственников, друзей и коллег;
  • стихотворения;
  • песни, в том числе на иностранных языках;
  • исторические события с датами;
  • рекорды из «Книги рекордов Гиннесса».

Выберите для себя наиболее полезный и/или интересный вариант. Начав с одного типа данных, вы в любой момент можете переключиться на другой. Тем самым вы будете развивать запоминание информации различных типов – например, числовой и текстовой.

Чтобы получить от тренировки памяти максимальный результат, постепенно увеличивайте объем запоминаемых данных. При этом желательно дозировать информацию, отправляя в память за один раз не более 7-9 объектов. Для постепенного развития воспользуйтесь планом на ближайшие 12 рабочих дней.

1-й день – запоминаем 3 объекта.

2-й день – 4 объекта.

3-й день – 5 объектов.

4-й день - 5 объектов.

5-й день - 6 объектов.

6-й день - 6 объектов.

7-й день - 7 объектов.

8-й день - 7 объектов.

9-й день - 8 объектов.

10-й день - 8 объектов.

11-й день - 9 объектов.

12-й день - 9 объектов.

Начните с малого! Память будет вам благодарна и очень быстро откликнется на ваши старания. И вас наконец-то перестанут беспокоить «вечные» вопросы: куда подевались ключи, когда у подруги день рождения, как зовут того сотрудника из отдела доставки, выключили ли вы утюг, уходя на работу, и что же еще надо было купить в супермаркете. Желаем вам приятной тренировки и крепкой памяти!



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Опрос

Какие темы вам наиболее интересны?

  • Профстандарт секретаря 10.51%
  • Делопроизводство 15.58%
  • Психологические аспекты работы секретаря 9.78%
  • Имидж секретаря 9.78%
  • Деловой этикет 10.87%
  • Карьерный рост 7.25%
  • Документооборот 16.67%
  • Электронный документооборот 14.13%
  • Архивное дело 83.33%
результаты

Рассылка



Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

Регистрация бесплатная и займет всего минуту!

После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи по Делопроизводству и Документообороту на нашем сайте
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости для секретарей и офис-менеджеров
  • участие в онлайн вебинарах и возможность задавать вопросы экспертам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль