Какая погода на московском рынке труда?

27
Предлагаем вашему вниманию интервью c заместителем генерального директора кадрового агентства "ВИЗАВИ Консалт" Ольгой Петровой о том, что происходит на московском рынке труда сегодня, что следует знать соискателям и о чем помнить при устройстве на работу в непростой экономической ситуации.

Предлагаем вашему вниманию интервью c заместителем генерального директора кадрового агентства "ВИЗАВИ Консалт" Ольгой Петровой о том, что происходит на московском рынке труда сегодня, что следует знать соискателям и о чем помнить при устройстве на работу в непростой экономической ситуации.Ольга, как Вам кажется, все ли наемные работники пострадали от кризиса и волны увольнений в равной мере?
Пожалуй, сильней всего сокращения коснулись линейного и офисного персонала. Тем более следует признать, что в период бурного предкризисного роста во многих компаниях штаты действительно были раздутыми. Доказательством этому служит перераспределение обязанностей между оставшимися сотрудниками, например после 40-процентного сокращения в компании оказалось, что персонала вполне хватает для выполнения того же объема работ. В какой-то мере сокращения коснулись и топ-менеджмента, например в связи с тем, что многие “топы” приглашались на развитие, а в изменившейся ситуации потребность в стратегах отпала. Меньше всего пострадал от сокращения средний уровень, к которому относятся основные приносящие прибыль сотрудники.

Привычно представление о том, что в каждой компании обязательно нужен бухгалтер и секретарь, ведь без них не обойтись.
Конечно, но никто не мешает объединить их в одном лице. Помните, как Этуш, который играл безденежного короля в “Старой-старой сказке”, сам переодевался то привратником, то камердинером. Сейчас все шире прибегают к совмещению должностей, чтобы достичь экономии, но при этом сохранить достойный уровень зарплаты оставшимся работникам.

Например, у нас недавно была заявка на подбор финансового аналитика, в обязанности которого были включены функции личного помощника финдиректора. То есть, чтобы не снижать зарплату аналитику, сокращают штатную единицу "личный помощник финансового директора".Значит ли это, что должности секретарей повсеместно сокращают?
При переходе к совмещению обязанностей какое-то количество должностей упразднили. Но конкуренция на этом рынке значительно возросла не столько из-за этого, сколько из-за притока желающих занять позицию секретаря или офис-менеджера из числа тех, кто раньше работал, например, кадровиком, менеджером по персоналу, экономистом. Эта категория офисных работников, отчаявшись найти работу на своем рынке, конкурирует с профессиональными секретарями, особенно если они начинали свою карьеру в качестве секретаря или офис-менеджера.Сейчас вакансия секретаря или личного помощника “закрывается” быстрее? Раньше бывало, что капризные клиенты предъявляли так много неоправданных и необоснованных требований, что порой на отыскание подходящего кандидата уходило по месяцу, а то и больше.
Прежде всего давайте разделим эти две категории. Личный помощник первого лица – это совершенно отдельная категория, о ней скажу чуть позже. А позиции секретарей и офис-менеджеров удается “закрыть” за 1–2 дня. Причем не потому, что клиенты стали менее взыскательны и капризны. Просто количество откликов так велико, что в этом море легко найти любой типаж, любой возраст, любые дополнительные знания и умения.А люди осознали, что ситуация изменилась? Вот недавно Ваша коллега рассказывала мне, что в их кадровое агентство обратился очень солидный клиент – представительство западной компании, причем приглашали секретаря с перспективой роста, но соискательницы – три тщательно отобранные агентством молодые женщины с подходящим опытом – отнеслись к этому весьма легкомысленно: две вообще не приехали в назначенный им день, а третья приехала, но вела себя так, будто делает своим визитом одолжение потенциальному работодателю.
Увы, необязательность административного персонала обсуждаемого уровня, особенно распространившаяся в период прошлых двух-трех лет острого дефицита кадров и роста зарплат, сохраняется. По-прежнему могут не только не приехать в назначенное время, но и не сообщить о своем отказе от предлагаемой должности. Приходится приглашать десять человек, чтобы приехали хотя бы пять. Отправлять клиенту пять соискательниц, чтобы быть уверенным, что двое-трое до него доедут. Кстати, это оборачивается против них не только упущенным шансом, но и отношением работодателей. Они тоже для подстраховки иногда делают предложения нескольким кандидатам сразу, а принимают кого-то одного из них. Кстати, люди с других рынков лучше понимают изменение ситуации на рынке труда и разумно скорректировали свои ожидания. Особенно те, кто помыкался в безуспешных поисках работы. Они отказались от непомерных аппетитов в зарплатных ожиданиях.

На небольшие, но стабильные деньги готовы согласиться большинство соискателей. Уже нет такой разборчивости по району, удобству транспорта и т. п.
Линейному административному персоналу пора осознать эти изменения и играть по новым правилам.Понятно, что хорошие кадровые агентства просто обязаны отлично чувствовать и даже предчувствовать всякое изменение рынка. Предкризисный период характеризовался шквалом заказов: агентства отказывались от них и часто переадресовывали заказы просто из-за физической невозможности принять в работу все. Многие стали специализироваться на определенных рынках, на определенном уровне профессий. Насколько я знаю, “ВИЗАВИ Консалт” подбирал персонал только высшего и среднего звена. А сейчас приходится ли вам подбирать секретарей или личных помощников?
Давайте вернемся к различию между этими группами. Личный помощник относится к уникальным позициям. Нужен опыт правильно выстраиваемых коммуникаций с людьми, занимающими очень высокое положение. В большинстве своем эти люди – владельцы или совладельцы бизнеса, создавшие свои состояния буквально “с нуля” – очень талантливые, но необычные, сложные в общении. Учесть не только специфику бизнеса и компании, но и особенности такой крупной личности при подборе личного помощника – это реально очень сложная профессиональная задача, но наши специалисты с ней справляются.
Сейчас, к сожалению, действительно потребность в приеме персонала резко снизилась количественно, именно поэтому такие большие сокращения произошли в рядах специалистов по подбору и учету кадров. В кадровые агентства обращаются с запросом на уникальных и редких специалистов, на топ-менеджмент. Что касается секретарей и офис-менеджеров, то я уже сказала, какое огромное количество откликов приходит на такие вакансии. Там, где осталась хоть в каком-то объеме служба персонала, такие позиции закрывают без помощи агентств. Иногда через кадровое агентство cекретарей подбирают компании, полностью отказавшиеся от специалистов по подбору персонала в своем штатном расписании.
Возвращаясь к личным помощникам, хотелось бы отметить, что на этом рынке весьма востребованы и мужчины. Зарплата здесь также остается практически на том же уровне, что и до кризиса. Роль личного помощника первого лица такова, что на них экономят в последнюю очередь. К сожалению, на секретарей и офис-менеджеров эта стабильность не распространилась: их доходы заметно упали. Снизились оклады, сокращены или отменены социальные пакеты (оплата мобильного телефона, питания, медстраховки, спортивных занятий и т. п.).Скажите, а усилилась ли в этой ситуации дискриминация?
Нет, пожалуй. Она всегда была, например, в отношении женщин, особенно молодых, в связи с опасением, что они захотят родить ребенка и надолго выпадут из рабочего процесса. Может быть, сложнее стало некоторым категориям, которые были временно востребованы в связи с нехваткой кадров последних нескольких лет.

Например, раньше на маленькие деньги (18–20 тыс. руб.) не могли найти никого, кроме учащейся молодежи. Теперь есть выбор, поэтому от студентов многие компании поспешили избавиться, чтобы не отпускать на сессию, не соглашаться на строго фиксированное окончание рабочего дня у студентов-вечерников.
Менее охотно стали принимать на секретарскую работу людей без высшего образования. При равных прочих образование, конечно, является преимуществом. Но не следует это понимать как невозможность получить работу специалисту с профильным средним образованием. Просто им нужно проявлять больше активности, обязательности, заинтересованности.А не снизились ли шансы более взрослой части соискателей? Не получается ли, что при нынешнем изобилии выбора работодатели нанимают на секретарские должности только молодых красавиц до 25 лет?
Если мы говорим только о серьезном профессиональном рынке, то ослепительная модельная внешность может стать даже негативным фактором для хорошей компании. На рабочем месте совсем не нужны разбитые сердца и семьи, роковые страсти и т. п. атрибуты сериалов, которые и в жизни сопровождают каких-то уж совсем потрясающих красавиц. Более того, на ответственные участки часто предпочитают брать секретарей 35–40 лет.

Во-первых, в этом возрасте меньше неожиданных уходов в декретный отпуск, во-вторых, секретарь, уже проработавший на секретарской работе десять-пятнадцать лет, как правило, ориентирован именно на эту работу, у него нет амбиций, заставляющих относиться к профессии секретаря только как к первой ступеньке дальнейшего карьерного роста.
Лояльность и прогнозируемость персонала очень важны для солидной и надежной компании. Что же можно посоветовать нашим читателям в это непростое время? Во-первых, как мы говорили, осознать изменившуюся ситуацию и привести свои ожидания в соответствие с нынешним рынком. При этом необязательность вообще недопустима, особенно на этом рынке, в любые времена. Во-вторых, никогда не следует забывать, что пути Господни неисповедимы. Нельзя предугадать, какой шанс вы приобретете или, наоборот, навсегда потеряете, поэтому человек, ищущий работу, всегда и везде должен быть в форме, оставаться доброжелательным и внимательным к окружающим. Я знаю жизненные ситуации, когда случайная встреча в очереди или в транспорте приводила к неожиданному и очень удачному трудоустройству. И уж тем более делайте все, зависящее от вас, чтобы произвести самое благоприятное впечатление в компании, куда вы приглашены на собеседование. Даже если вам не понравилась компания и вы не хотели бы в данное время здесь работать, даже если вы поняли, что работодатель уже сделал свой выбор. Цель собеседования – получить приглашение на работу. Принимать его или не принимать – задача следующего этапа.

Случается, и нередко, что работодатель обращается к запомнившемуся кандидату через некоторое время или даже вспоминает о хорошем профессионале, переходя на другую работу.
Вообще очень важно не сжигать за собой мосты ни при каких обстоятельствах. Даже если с вами несправедливо обошлись на предыдущем месте работы, постарайтесь расстаться максимально корректно. Это всегда на пользу в нравственном плане и часто приносит вполне конкретные плоды.
И еще одно важное напоминание: психологи убеждены, что в общении наиболее важны первые 40 секунд и последние 40 секунд, так называемый эффект края. Многие слышали и читали о важности первого впечатления, но и завершение встречи должно быть абсолютно позитивным. Не следует возвращаться к извинениям за опоздание или оправданиям. Только позитив. Удачи вам, друзья!И мы желаем Вам и Вашей компании успехов во всем и будем рады новым встречам с Вами на страницах нашего журнала.

С Ольгой Петровой беседовала
независимый эксперт и постоянный автор журнала
“Справочник секретаря и офис-менеджера”
Юлия Яновская


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Рассылка




Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Вы - делопроизводитель? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи по делопроизводству на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по делопроизводству
  • участвовать в вебинарах
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал PRO - делопроизводство

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль