Доверенность как форма передачи полномочий

838

Интерес к такому, на первый взгляд простому, вопросу, как оформление и учет доверенностей, объясняется, прежде всего, активным развитием рыночных отношений во всех сферах экономической деятельности. Отношения в бизнесе выстраиваются посредством заключения предпринимательских договоров, в т. ч. представительской (агентской) группы. В них участвуют уже три стороны, одна из которых - поверенный или представитель. Но доверительные отношения возникают не только в случае заключения договоров, когда в процессе участвуют наравне с организацией и третьи лица. Отношения, связанные с передачей полномочий, возникают и в процессе организационно-управленческой деятельности внутри организации. Так, руководитель организации - доверитель - передает посредством доверенности часть своих полномочий отдельным работникам организации. Это позволяет распределить объем, разграничить ответственность участников управленческой деятельности. Все чаще используется сегодня привлечение специалистов для решения конкретных вопросов организации (юристов, специалистов по ценным бумагам и др.) путем передачи им отдельных полномочий для представления интересов организации.

Понятие доверенности, правовое регулирование

ДОВЕРЕННОСТЬ - письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

Пункт 1 ст. 185 ГК РФ На практике применительно к доверенности часто используются такие определения, как "генеральная доверенность", "разовая доверенность", "специальная доверенность". В законе нет понятий указанных выше разновидностей доверенностей, кроме общего понятия "доверенность". Доверенность создается доверителем в одностороннем порядке в виде письменного документа, т. е. является односторонней сделкой. К ней применяются общие правила, установленные для такого рода сделок. Не требуется согласия представителя на выдачу доверенности. Но в то же время представитель имеет право либо использовать доверенность, либо отказаться от нее. В доверенности от имени юридического лица указываются организационно-правовая форма и наименование организации, местонахождение руководящего органа и должностное положение лица, подписавшего доверенность с обязательным приложением печати организации. Доверенность от имени юридического лица может подписать его руководитель или иное лицо, уполномоченное на это его учредительными документами.

Пункт 5 ст. 185 ГК РФ

Необходимо обратить особое внимание на то, что полномочия иного лица должны быть отражены в учредительных документах организации - уставе и учредительном договоре либо уставе, а также ином документе, являющемся учредительным для организации в зависимости от ее организационно-правовой формы. Из этого следует, что приказ либо распоряжение, подписанные руководителем исполнительного органа, являясь лишь организационно-распорядительным актом, не могут создавать полномочия для лица, указанного в этом документе. Нотариальное удостоверение такой доверенности не требуется. В случае если юридическое лицо изъявит желание о нотариальном удостоверении доверенности, оно вправе это сделать и нотариус обязан совершить такое удостоверение. При этом нотариус проверяет правоспособность организации и полномочия должностного лица, подписавшего доверенность. Обязательным условием правильного оформления доверенности, выданной юридическим лицом и связанной с движением товарно-материальных ценностей (в т. ч. платежей), является наличие также второй подписи - главного бухгалтера (при условии, что такая должность предусмотрена в штатном расписании организации).

Виды доверенностей Получение материальных ценностей является неотъемлемой частью предпринимательской деятельности любой организации. Для получения материально-товарных ценностей необходимо использовать доверенности формы М-2 и М-2а, утвержденные постановлением Госкомстата России от 28.01.02 № 71. Эти доверенности применяются для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению. Доверенность оформляется бухгалтерией организации и выдается под расписку получателю. Выдача доверенностей лицам, не работающим в организации, не допускается. Доверенность должна быть полностью заполнена и иметь образец подписи лица, на имя которого выписана. Срок, на который выдается такая доверенность, составляет, как правило, 15 дней.

Образец доверенности формы № М-2

Доверенность как форма передачи полномочий

Оборотная сторона формы № М-2

Доверенность как форма передачи полномочий

Согласно п. 4 ст. 185 ГК РФ организации предоставлено право удостоверять доверенности на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, на получение вознаграждения авторов и изобретателей, пенсий, пособий и стипендий, вкладов граждан в банках и на получение корреспонденции, в т. ч. денежной и посылочной. Доверенности на вышеназванные действия, выдаваемые в порядке передоверия, как исключение из общего правила, не подлежат обязательному нотариальному удостоверению.

Доверенность как форма передачи полномочий

Срок действия доверенности

Важный момент, на который следует обращать внимание при выдаче доверенности, - указание срока ее действия. Законодательством установлен максимальный срок выдачи доверенности - 3 года. Если доверенность выдается на более длительный срок, то действует она все равно только 3 года. Выдавая доверенность, не следует указывать, что доверенность выдана на неопределенный срок либо на время работы сотрудника организации - представителя по доверенности Если в доверенности не указан срок, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Отсюда следует, что существенным условием при подготовке доверенности является дата ее совершения, которая указывается прописью. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.

Передоверие

По общему правилу лицо, которому выдана доверенность, должно лично совершить те действия, на которое оно уполномочено, но ему также предоставлено право передоверить их совершение другому лицу, если оно уполномочено на это доверенностью либо по представлении доказательств того, что оно оказалось вынуждено к этому силой обстоятельств для охраны интересов выдавшего доверенность и не имеется возможности получить согласия доверителя. В случае прекращения действия основной доверенности теряет силу и передоверие Передоверие полномочий осуществляется путем выдачи надлежащим образом оформленной доверенности первоначальным представителем новому представителю. До этого представитель должен получить согласие лица, выдавшего доверенность, на передоверие, с указанием необходимой информации о новом лице. Уведомление о передоверии и сведения о личности нового представителя направляются доверителю немедленно. При передоверии обязателен нотариальный порядок независимо от формы основной доверенности. Доверенность, выданная в порядке передоверия, должна соответствовать основной доверенности по содержанию и по срокам действия. Срок действия доверенности, выданной в порядке передоверия, не может превышать срока действия доверенности, на основании которой она выдана. Доверенность в порядке передоверия не должна содержать в себе больше прав, чем предоставлено по основной доверенности.

Прекращение действия доверенности

  • истечения срока доверенности;
  • отмены доверенности лицом, выдавшим ее;
  • отказа лица, которому выдана доверенность;
  • прекращения юридического лица, от имени которого выдана доверенность;
  • прекращения юридического лица, которому выдана доверенность;
  • смерти гражданина, выдавшего доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим;
  • смерти гражданина, которому выдана доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.

К тому же лицо, выдавшее доверенность, может в любое время отменить ее, а лицо, которому выдана доверенность, - отказаться от нее. Соглашение об отказе от этих прав ничтожно.

  • лицо, которому выдана доверенность;
  • известных третьих лиц, для представительства перед которыми дана доверенность.

Такая же обязанность возлагается законом и на правопреемников лица, выдавшего доверенность, в случаях ее прекращения по основаниям, названным пп. 4 и 6. ст. 188 ГК РФ. При прекращении действия доверенности лицо, которому она выдана, или его правопреемники обязаны немедленно вернуть доверенность, чтобы она не могла быть в дальнейшем неправомерно использована. Можно порекомендовать следующую форму справки при отмене доверенности:

Доверенность как форма передачи полномочий

Необходимо подчеркнуть, что полномочиями действовать от имени организации, в т. ч. представлять ее интересы и совершать сделки без доверенности, закон наделяет единоличный исполнительный орган (генерального директора, президента и др.). Ему же предоставлено право выдавать доверенности на право представительства от имени организации. Помимо ГК РФ, Федеральных законов "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью", эти полномочия закрепляются и в учредительных документах организаций. Руководители представительств и филиалов юридического лица назначаются на должность юридическим лицом и действуют на основании доверенности. Поэтому при проверке правильности оформления документов, подписанных руководителями представительств и филиалов, следует обращать внимание, имеется ли ссылка на его правомочия в соответствии с доверенностью.

Например: "Иванов И.И. - руководитель филиала, действующий на основании доверенности № __ от 15 мая 2001 года".

В условиях современного хозяйственного оборота для многих организаций нередки обращения в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права. Как правило, интересы организации в суде представляет лицо, уполномоченное руководителем. Это может быть как работник организаций, так и третье лицо. Доверенность на представление интересов в суде должна быть составлена в соответствии с требованиями закона, а именно ст. 50 АПК РФ и ст. 46 ГПК РСФСР. Если доверенность выдается на совершение сделки, требующей нотариальной формы (договор об ипотеке, рента, уступка требования), значит, и доверенность подлежит нотариальному удостоверению.

Учет доверенностей

В соответствии с типовой должностной инструкцией, разработанной Минтрудом России, одной из основных функций секретаря является обеспечение приема, учета, регистрации, контроля исполнения документов и хранение документной информации. Исходя из этого, именно секретарь должен вести учет выданных и аннулированных доверенностей, а также доверенностей, срок действия которых истек. Исключение могут составлять доверенности на отпуск товарно-материальных ценностей, выдачу и учет которых осуществляет бухгалтерия организации. Учет доверенностей может осуществляться в специальном журнале либо в электронном виде. Поскольку обязательной формы учета доверенностей нет, можно разработать ее самостоятельно. При этом необходимо предусмотреть следующие моменты: дату выдачи, Ф.И.О. представителя, срок действия, дату возврата, дату уведомления контрагента об аннулировании доверенности (если это вытекает из существа доверенности).

Примерная форма учета доверенностей

Дата выдачи Ф.И.О. представителя Срок действия Дата возврата Дата уведомления контрагента об аннулировании доверенности
17.07.2002 Федосов А.С. Три года 17.07.2005 --

В силу должностных обязанностей секретарь должен контролировать правильность составления, согласования и утверждения документов. Применительно к доверенности необходимо обращать внимание на обязательное проставление даты выдачи доверенности, обозначенной прописью; полномочия лица, подписавшего доверенность; наличие печати на доверенности; штамп о нотариальном удостоверении, если доверенность выдана в порядке передоверия. При подписании документов от имени организации лицом, уполномоченным на это доверенностью, следует проверять полномочия этого лица на подписание конкретного документа.

Так, например, приказ об увольнении работника подписывает в отсутствие президента (генерального директора) руководитель отдела кадров организации, которому такие полномочия не представлены. В случае спора суд признает такой приказ ничтожным и работник будет восстановлен на работе.

Уполномоченное лицо организации может быть наделено полномочиями в подписании договоров, связанных с отчуждением имущества, стоимость которого не должна превышать определенного размера. Если такое отчуждение будет произведено на основании документа, подписанного уполномоченным лицом по доверенности, по требованию заинтересованных лиц сделка может быть признана ничтожной.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
      Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»




      Вопрос - ответ

      Отвечаем на Ваши вопросы

      Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
      Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
      Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
      Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
      Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

      PRO Делопроизводство
      Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64197 от 25.12.2015


      E-mail: document@sekretariat.ru

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

      Регистрация бесплатная и займет всего минуту!

      После регистрации вы сможете:

      • читать любые статьи по Делопроизводству и Документообороту на нашем сайте
      • бесплатно подписаться на ежедневные новости для секретарей и офис-менеджеров
      • участие в онлайн вебинарах и возможность задавать вопросы экспертам

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Всего один шаг - и документ Ваш!

      Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль