Что такое профессионализм?

229
Как может выглядеть формула профессионализма? Стадии формирования и прохождения человеком профессионального пути. Таблица для самоизучения. Распространенные заблуждения на тему профессионализма

Под профессионализмом в современной науке понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Из чего складывается это свойство? Специалисты утверждают, что профессионализм – это не только знания, умения и навыки, но и особый способ организации мышления. Профессионал мыслит и выстраивает свою жизнь таким образом, чтобы максимально использовать свои природные задатки и возможности для решения задач, поставленных профессией, с учетом ситуации, в которой он находится. Это и образ мыслей, и стиль жизни, подкрепляющий и поддерживающий высокий уровень профессионального поведения на каждом следующем этапе.

Формула профессионализма

Предположим, что можно создать формулу профессионализма. Как она могла бы выглядеть? Когда мы хотим достаточно хорошо описать какое-нибудь явление, очень важно учесть элементы, из которых это явление состоит, и то, что делает это явление значимым.

В чем значение профессионализма? В экономии времени и в неизменно высоких результатах.

Элементы, обеспечивающие возможность появления профессионализма, – человек, работа, действия человека.

Человек должен иметь от природы какие-то свойства, обеспечивающие ему возможность наименьших физических, эмоциональных и психологических затрат при выполнении определенной работы, развивая эти свойства, он становится способным. Назовем этот элемент способности.

Работа ставит перед человеком задачи и предоставляет ресурсы для их решения. Но и человек влияет на условия работы. Получаем второй компонент нашей формулы: создание и использование сложившихся условий.

Третьим элементом будут действия человека, максимально подходящие под данные условия и приводящие к результату, следовательно, эффективные действия.

Итак, наша формула профессионализма:

Способности + создание и использование сложившихся условий + эффективные действия = долгосрочный результат за минимальное время

Складывается ли эта формула раз и навсегда? Нет, конечно: профессиональная деятельность – процесс, протяженный во времени, живой. Условия жизни человека, организации, постоянно меняются. Постоянно меняются и требования к результату.

А зависят ли требования, которые предъявляет организация и ее руководитель к работнику, от того, какой человек выполняет функцию секретаря, и от того, развивался ли этот человек профессионально, выполняя свою работу, или нет? Давайте представим этот вопрос в виде ситуации, когда работодатель предъявляет невысокие требования к работе офис-менеджера.

Вы готовы выполнять нужную работу за меньшее количество времени, чем это заложено в вашем рабочем расписании. В этом случае вам приходится прикладывать дополнительные усилия для обеспечения себя занятостью. Или брать дополнительные обязанности. Как только вы берете дополнительные обязанности, в лучшем случае вас больше ценят, но постепенно привыкают. И к сотруднику, пришедшему на ваше место (например, в результате вашего повышения), уже изначально будут предъявляться требования, сложившиеся в рамках вашей деятельности. Так, благодаря вашей активности и профессиональному росту, изменились представления о нормах работы сотрудника на данной позиции.

А в худшем случае? Если в организации принято бегать от работы, а не делать ее, можно получить негативное отношение к себе со стороны коллег, как только коллеги заметят стремление и результаты. Также возможны обвинения в корыстных умыслах (“выслуживается”, “больше всех надо” и т. д.), что будет говорить о групповых установках “не выделяться”, “не светиться”. Такие установки возможны в подразделениях компании, остановившихся в профессиональном росте или имеющих лидера, останавливающего любое развитие сотрудников во избежание угрозы его единовластию. Столкнувшись с подобными трудностями, важно не вступать в противоборство, поскольку в борьбе с групповыми установками отдельно взятые люди чаще всего проигрывают, а продемонстрировать уважение к праву каждого выполнять свою работу так, как он считает нужным, если это соответствует правилам и нормам и приводит к нужному для организации результату.

Профессиональное развитие, как и любое активное изменение, дело хлопотное, не лишенное риска, требующее внимательного изучения и использования окружающей нас действительности. В начале пути развитие обусловлено тем, что нас окружает и оказывает влияние, а при осуществлении наших преобразований само наше изменение начинает менять и окружение, и все то, что на нас влияло раньше.

Например, в компании N долго не было секретаря, а секретарские функции выполняли все сотрудники по очереди: кто ближе оказался к телефону, тот и отвечал, кому поручили проследить за проектом, тот и оформлял документы. Когда взяли на работу Наталью, казалось, все стало на свои места. Наталья не задавала лишних вопросов, отвечала на все звонки, передавала информацию и исправно подавала нужную документацию на подпись руководителю. Однако Наталье недоставало решительности. “Можно к Вам обратиться?”, – спрашивала она вежливо руководителя, сосредоточенно глядящего в окно. “Давайте минут через пять”, – так же вежливо отвечал ей Петр Петрович, поворачивая у себя в голове так и эдак занимавший его сложный вопрос построения премиальной системы в компании. Через пять минут Петру Петровичу позвонили, через десять позвонили Наталье, а через пятнадцать Петр Петрович с очень озабоченным видом собрался на переговоры к партнерам в другой город. Наталье было неловко отвлекать его. Работа в компании кипела, все были заняты, и бумаги, которые приходили по факсу, долго ждали удобного случая, прежде чем попадали к адресату.

В результате эта должность стала еще одним этапом бумажной волокиты, поскольку Наталья не могла самостоятельно принимать решения и ожидала, когда часто уезжавший в командировки руководитель сможет уделить ей время, чтобы решить, к кому из сотрудников стоит обратиться для заполнения той или иной документации.

Оксана при выходе на работу чувствовала себя неуверенно, переспрашивала, вдавалась в детали, чем заслужила немало нареканий. “Ты отвлекаешь меня третий раз!” – гневался начальник. “Прошу прощения, это было необходимо, – с извиняющейся, но твердой интонацией отвечала Оксана. – Я хотела уточнить, кто будет иметь право подписи во время вашего отсутствия и кому мне направлять бумаги по сделке с нашими партнерами”. Получив ответ, Оксана быстро ретировалась и направилась к сотруднику, указанному начальником. Сотрудник не проявил особой радости, попросил подойти позже. “Через какое время мне подойти?” – задала вопрос Оксана. Сотрудник буркнул: “Сейчас я занят”. Оксана подумала минутку и спросила: “Через 15 минут вас устроит?”“Вот настырная… Что вы хотели?”. Оксана выяснила, что в компании много запутанного, сотрудники отсылали ее друг к другу, посмеиваясь над ее въедливостью. Однако полученную информацию Оксана смогла использовать. Она составила перечень документов, нуждающихся в визировании, предложила порядок оформления документов в случае отъезда руководителя, что при небольшом раздражении со стороны руководства было принято.

Система начала работать, клиенты и коллеги заметили, что вся организация изменилась, время высвободилось и появилось ощущение четкости, налаженности механизма при оформлении сделок и проведении переговоров.

Стадии формирования и прохождения профессионального пути

Как правило, люди достигают наибольших результатов именно там, где изначально столкнулись с трудностями и им пришлось долго искать решение. Таким образом, в процессе овладения профессией и реализации себя в профессии люди не только развивают природные способности, но и создают новые.

В одночасье профессионалом не станешь. Уходят многие годы на формирование лучших качеств. Западные исследователи выделяют несколько стадий формирования и прохождения профессионального пути.

Первая стадия – “пробуждение”, основное содержание которой зависит от того, как ребенок воспринимает себя и как соотносит эти представления о себе с окружающими его людьми, носителями определенных профессиональных ролей.

Этапы этой стадии: “фантазии” (доминирование детских потребностей в возрасте 4–10 лет), “интересы” (проигрывание профессиональных ролей в воображении, 11–12 лет), “способности” (их проявление и соотношение с внешними требованиями, 13–14 лет).

Самоизучение

Вспомните, что с вами обычно происходило в эти годы, в какие игры вы играли, о чем мечтали, что для вас было самым интересным, а что вы совсем не любили делать. Обобщение своих воспоминаний в двух-трех словах занесите в таблицу (см. ниже). Например, в возрасте 12 лет вы очень любили устраивать дни рождения и готовить коллективные поздравления для своих друзей. Что можно записать в таблицу? Главным будет или слово “праздник”, или “творчество”, или словосочетание “организация других людей”, в зависимости от того, что вам в этих делах казалось самым интересным. Выделяя общие идеи и ценности каждого возрастного периода, вы можете поразмышлять, как эти идеи реализовались или будут реализовываться в той деятельности, которой вы сейчас занимаетесь.

Стадия “исследование”, во время которой происходит реальное воплощение ролей в жизнь.

Включает этапы: “эксперимент” (предварительный профессиональный выбор и его апробация, 15–17 лет), “переход” (выработка представлений о себе, своих способностях и потребностях, влияющих на успешность в работе, 18–21 год) и “проба” (овладение составом профессиональной деятельности, 22–24 года).

Стадия “консолидация”, целью которой является нахождение устойчивой профессиональной позиции.

Включает этапы: “проба” (самоутверждение в поле выбранной деятельности или выбор другой профессии, 25–30 лет) и “стабилизация” (направление всех усилий в одно русло, 31–44 года).

Стадия “сохранение” характеризуется стремлением сохранить статус (45–64 года).

Стадия “уход” представляет собой уход из профессиональной жизни.

Мы можем использовать такой подход для составления собственной истории профессионального становления с точки зрения преобладающих идей и ценностей на каждом жизненном этапе.

Таблица для самоизучения профессионального развития по стадиям

Другие подходы к управлению профессиональной деятельностью

Рассмотрим другой подход к исследованию профессионального развития. Российские ученые изучали особенности управления собственной деятельностью в процессе работы. И вот к каким выводам они пришли.

Вначале человек изучает и усваивает правила, обеспечивающие выполнение той профессиональной задачи, которую перед ним ставят. Основой управления деятельностью на этом уровне будет закон соответствия принятым правилам выполнения. Здесь характерны следующие мысли: “Правильно – это так, как меня научили, как здесь принято делать”.

Первый уровень управления своей профессиональной деятельностью характеризуется стремлением изучить и сохранить те нормы, которые приняты. Главное: соответствовать принятым правилам.

По мере того, как человек осваивает профессию, развиваются его способности и усиливаются его возможности. Стремление узнать правила удовлетворено и появляется другое желание: понять смысл работы, увидеть ее значение, оценить свой вклад.

Второй уровень является переходным от “соответствия” к “созданию нового”. На этом уровне характерны метания, сомнения. “Разумно ли это правило? Так ли нужно это делать? Могу ли я внести что-то новое, имею ли право что-то менять? Так ли это правильно?”

Этот уровень эмоционально не комфортен и многие возвращаются в предыдущую стадию: делать ровно столько, сколько требуется, и не задумываться о правильности требований к работе. На размышления могут уйти от двух недель до двух лет.

Если же человек настроился двигаться дальше, преодолевая трудности, узнавая новое, впереди – переход на третий уровень.

На третьем уровне знания о себе и о той деятельности, которую человек выполняет, позволяют создавать новые условия для эффективности. Пропущенная через собственный опыт информация используется для создания новых правил деятельности или закрепления старых, уже проверенных и выбранных как наилучших.

На этом уровне работник ведет себя как хозяин на территории выполнения своих профессиональных обязанностей. Работа доставляет ему радость и желание двигаться дальше, осваивая новое и преодолевая непредвиденные обстоятельства.

Опровергая мифы

Миф первый: профессионал  всегда во всем уверен.

Это не так. Профессионал начинает с сомнений, проверки и только потом на основе анализа уверенно принимает решения, это не исключает перепроверку правильности решения на каждом этапе реализации и, следовательно, наличие контроля и учета изменяющихся обстоятельств, если таковые имеются.

Доверяй себе, но проверяй.

Миф второй: профессионал не совершает ошибок.

Все люди совершают ошибки и на ошибках учатся. Профессионал все время пытается совершенствовать свою деятельность. Но любые изменения всегда сопряжены с риском, поэтому люди, которые рискуют развиваться, больше совершают ошибок и большего достигают.

Миф третий: профессионалом можно стать, только имея хорошее профильное образование.

Во-первых, часто люди получают высшее образование, еще не зная своего призвания.

Во-вторых, если человек любит свою профессию, то он постоянно открывает в ней что-то новое. Профессионализм приобретается только в практической деятельности с обязательным самообучением.

Миф четвертый: профессионал не проявляет эмоций.

Как правило, профессионализм рождается от страсти к полюбившейся профессии. Профессионалы эмоциональны, но, конечно, стараются проявлять только те эмоции, которые помогают решать профессиональные задачи. Этому способствует эмоциональная компетентность, неотъемлемая часть личности любого успешного профессионала.

Миф пятый: профессионал живет своей работой, это самое главное в его жизни.

Стрессоустойчивость на рабочем месте сильно зависит от умения разделять профессиональные и личные отношения. Большую роль в этом играет четкое представление о своей профессиональной функции, ее возможностях и ограничениях и уважение к деятельности, которой человек занимается. Уходя с работы, важно становиться самим собой, чтобы лучше отдохнуть и набраться сил для новых свершений.

Главное в работе – это ценности деятельности, а не сама деятельность. Ценности, то есть то, что нам по-настоящему важно и интересно, распространяются и на личную жизнь, в ней формируются и набирают силу.

Умение быть вежливым и настойчивым одновременно, навыки разрешения сложных конфликтных ситуаций, способность быстро реагировать и понимать с полуслова, легкое создание непринужденной атмосферы в нужный момент, призвание быть незаменимым, нужным и ценным организатором – все это и многое другое может быть вашим личным в обычной жизни. А совершенствовать этот свой багаж вы будете на рабочем месте, выполняя свои функции на высоком профессиональном уровне.

Статья опубликована в журнале "Справочник секретаря и офис-менеджера" (№9 2009), а также на сайте электронной версии журнала, где вы сможете распечатать ее, оставить свои заметки, задать вопрос экспертам.

Посмотреть обучающий флэш-ролик вы можете здесь

Оформить подписку на печатную версию журнала,

на электронную версию

Что такое профессионализм?

Журнал "Справочник секретаря и офис-менеджера" – ведущий ежемесячный журнал по повышению квалификации для секретарей, помощников руководителей, референтов, делопроизводителей и офис-менеджеров.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
      Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»




      Вопрос - ответ

      Отвечаем на Ваши вопросы

      Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
      Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
      Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
      Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
      Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

      PRO Делопроизводство
      Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64197 от 25.12.2015


      E-mail: document@sekretariat.ru

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

      Регистрация бесплатная и займет всего минуту!

      После регистрации вы сможете:

      • читать любые статьи по Делопроизводству и Документообороту на нашем сайте
      • бесплатно подписаться на ежедневные новости для секретарей и офис-менеджеров
      • участие в онлайн вебинарах и возможность задавать вопросы экспертам

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Всего один шаг - и документ Ваш!

      Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль