text
Секретариат

Кодекс корпоративного управления

  • 24 февраля 2018
  • 2826

Что такое кодекс корпоративного управления и нужен ли он современной компании? Можно ли сплотить коллектив, выработать командный дух и повысить эффективность работы с помощью обычного свода правил?

В современном бизнесе корпоративная культура считается одним из наиболее эффективных инструментов управления. Большинство опытных руководителей понимают, что иногда недостаточно просто создать позитивный имидж и привить коллективу определенные правила поведения. Важно не просто говорить о моральных и этических нормах, но и регламентировать их соблюдение. Именно для этого и разрабатывают корпоративный кодекс организации — свод правил и убеждений, разделяемых и принимаемых всеми работниками. Если составить этот документ правильно, с учетом мнения коллектива и эмоционального состояния компании в целом, можно значительно повысить эффективность труда и упорядочить многие бизнес-процессы.

Обязательно ли разрабатывать кодекс корпоративной этики в современной компании?

Прежде всего, необходимо понимать, что в современной теории управления существует несколько различных видов кодексов, регулирующих нормы корпоративного поведения. Каждый из них является сводом правил и затрагивает ту или иную сферу деятельности компании.Кодекс корпоративного управления

Кодекс корпоративного управления содержит ряд добровольно принимаемых норм и стандартов, которые устанавливают и регулируют информационные отношения организации с внешней средой: ее акционерами, партнерами и другими заинтересованными сторонами. Он может быть разработан на государственном уровне, как это сделано, например, в Великобритании, Франции и США.

Корпоративный кодекс компании концептуально отражает ее миссию, цели, видение и основные принципы работы. Он включает те нормы и убеждения, которые разделяют и которым следуют все без исключения работники организации. С его помощью регламентируются существующие модели поведения, стандарты отношений и коллективной деятельности.

Корпоративный этический кодекс можно считать разновидностью этого документа. Он освещает более узкий круг вопросов и касается моральных и этических норм, базовых правил бизнес-этики.

Цели корпоративного кодекса

Зачем фиксировать нормы и убеждения на бумаге и составлять отдельный нормативный акт, если все правила поведения известны и очевидны всем работникам? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать, что организационная культура существует в любом коллективе, вне зависимости от того, прописаны ли ее принципы в официальном документе или нет. Она представляет собой уникальную совокупность ценностей и установок, формальных и неформальных норм поведения. Именно она во много определяет отношения персонала с руководителями, клиентами, самим предприятием и его конкурентами. Культура пронизывает все уровни управления и связывает в единое целое всех сотрудников, мотивируя их на решение общих задач.

Основной целью разработки кодекса корпоративной культуры можно считать фиксацию ее образов, регламентацию ценностей, норм и стандартов общения, порядка обмена информацией. Все это нужно для того, чтобы упорядочить работу и повысить ее эффективность, создав у членов бизнес-команды единство духовного и эмоционального процесса. Концентрация на идеологических принципах помогает членам коллектива чувствовать свою причастность к важному общему делу, что положительно сказывается на их мотивации.

Читайте также:

Функции корпоративного кодекса

Данный документ помогает решить несколько важных вопросов, неизбежно возникающих в управлении любым предприятием:

Создание положительного имиджа и повышение уровня доверия. Эта функция выполняется как в отношении коллектива, так и в отношении клиентов и партнеров. Первые больше доверяют собственному руководству, понимая, что они разделяют общие ценности. Вторые видят политику, ориентированную на выпуск качественной продукции и удовлетворение потребностей потребителей, и увеличивают размер собственных инвестиций.

Решение конфликтов. Общие для всех этические нормы помогают продуктивно решать возникающие споры, а иногда и вовсе избегать их.

Развитие коллективной идентичности, сплочение коллектива. Каждый член команды понимает и принимает «правила игры», обретает уверенность в коллегах и руководстве, с которыми разделяет общие убеждения.

Адаптация новичков. Наличие четкого свода правил помогает новым сотрудникам быстрее влиться в команду, сориентироваться в непривычной обстановке.

Из чего состоит кодекс корпоративного поведения?

Разрабатывая кодекс корпоративной этики организации, необходимо помнить о том, что его содержание будет зависеть от специфики существующей организационной культуры. К этому моменту ее различные аспекты уже могут быть зафиксированы в отдельных нормативных актах, регламентирующих служебное поведение, информационный обмен, дресс-код. Если подобные акты уже существуют, их содержание можно положить в основу единого документа.

Важно также учесть, что перечень правил должен оставаться живым, постоянно пополняющимся документом, а его содержание необходимо подвергать постоянному анализу. Для того чтобы точно определить «правила игры», необходимо опросить коллектив. Для опроса подойдет небольшая анонимная анкета. Такой способ проведения опроса поможет сделать результаты более объективными.

Для разработки корпоративного кодекса компании подойдет пример анкеты, приведенный здесь

Справка

Общие принципы идеологической составляющей, как правило, отражаются в следующих разделах:

  1. миссия компании, ее ценности и цели;
  2. базовые принципы организационной культуры;
  3. имидж компании;
  4. правила и нормы деловой этики;
  5. правила взаимодействия с акционерами, партнерам, конкурентами, коллегами;
  6. механизмы применения акта и профилактика его нарушений;
  7. контрмеры в отношении коррупции;
  8. охрана безопасности труда;
  9. дресс-код.

Кодекс корпоративной этики компании: образец структуры

Поскольку кодекс считается локальным нормативным актом компании, он должен быть оформлен как официальный документ с соблюдением всех соответствующих требований. Его структура может включать много частей, но основными в любом случае остаются:

  • Титульный лист. В число обязательных реквизитов включены: наименование компании, грифы согласования и утверждения, название документа, место и год издания. Документу присваивается регистрационный номер в соответствии с действующей номенклатурой дел.
     
  • Содержание. Поскольку данный нормативный акт является многостраничным, необходимо вынести в содержание номера и заголовки разделов, указать соответствующие им номера страниц.
     
  • Введение. Раскрывает основное назначение документа
     
  • Общие положения. Определяют сферу применения акта.
     
  • Основной текст. Содержит положения, сгруппированные по рассматриваемым вопросам.
     
  • Заключительные положения. Порядок утверждения и внесения изменений.

Основные принципы разработки корпоративного кодекса

Одним из важнейших инструментов современного управления считается мотивация. Позитивное отношение к установленным в компании этическим нормам способствует повышению лояльности персонала. Сотрудники больше доверяют руководству и друг другу, если знают, что ценности коллег соответствуют их собственным. Именно поэтому нельзя навязывать эти ценности и правила сверху.

В процессе внедрения кодекса корпоративной этики образцом соответствия морально-этическим нормам должно выступить руководство компании. Так руководители не только покажут правильный пример, но и положительно повлияют на многие управленческие процессы организации.

При разработке и внедрении данного нормативного акта необходимо следовать следующим принципам:

Основные положения определяются в соответствии со спецификой работы предприятия. Нельзя навязывать сотрудникам оторванные от действительности нормы.

Корпоративный кодекс нельзя рассматривать как догму. Документ не охватывает все возможные ситуации и не является непреложной нормой.

Чтобы документ эффективно работал, его нужно транслировать персоналу. Доступ к акту должны иметь все сотрудники, в том числе вновь пришедшие.

Вывод

Кодекс корпоративного управления — один из важнейших внутренних актов любой организации. Он во многом определяет ее идеологию, взаимоотношения с внешней средой и внутри коллектива. Он позволяет эффективно презентовать компанию клиентам и партнерам, создать позитивный имидж. Кодекс корпоративного управления служит эффективным инструментом мотивации и управления, поскольку регламентирует организационную политику. Если с самого начала внимательно отнестись к его разработке, он сможет стать незаменимым помощником в будущем.

Читайте также:

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

Регистрация бесплатная и займет всего минуту!

После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи по Делопроизводству и Документообороту на нашем сайте
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости для секретарей и офис-менеджеров
  • участие в онлайн вебинарах и возможность задавать вопросы экспертам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.