text
Секретариат

Что должен знать специалист ДОУ о проектах МЭДО и СМЭВ

  • 11 апреля 2016
  • 2061

В конце ХХ века по всему миру стало распространяться понятие e-government, что в переводе на русский язык означает «электронное правительство». В концепции электронного правительства лежит идея использования современных информационных технологий и систем электронного документооборота в работе государственных структур. По степени внедрения этой идеи экспертами ООН оценивается уровень развития страны. Россия, по данным рейтинга 2012 года, занимает 27 место.

Внедрение автоматизированных систем в государственных структурах

Учитывая мировую тенденцию, достижения в области информационных технологий и коммуникаций, внедрение СЭД в государственные структуры, низкий рейтинг России, руководство страны обратило внимание на вопросы автоматизации работы государственного аппарата. Встал вопрос о переходе к полноценному электронному документообороту в государственном масштабе.  

Что должен знать специалист ДОУ о проектах МЭДО и СМЭВ

Поэтому не случайно на первом заседании Совета по развитию Информационного общества, состоявшемся в феврале 2009 г., Президент (в те годы Д.А. Медведев) поставил задачу создать за два года информационные и институциональные предпосылки для интеграции в глобальное информационное общество. Работы в области информатизации общества привели к созданию в России проекта электронного правительства – Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 - 2010)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 (изменения вносились в 2004, 2006, 2009 и 2010 гг.).   

Следует отметить, что внедрение автоматизированных технологий и систем в государственных структурах проходило не теми темпами, которые требовались для реализации задач электронного правительства.  

Например, одна из них – организация процесса передачи документов между организациями для межведомственного взаимодействия. Несмотря на то что при наличии локальных сетей созданный документ может быть согласован в электронной форме и подписан электронной цифровой подписью, согласование проводилось традиционными методами. Президент призвал Администрацию Президента РФ стать примером для Правительства РФ в вопросе межведомственного взаимодействия и информационной открытости.  

Резюмируя вышеизложенное и оценивая результаты проектов начального этапа реализации ФЦП «Электронная Россия» (с 2002 по 2010 гг.), следует отметить, что была создана основа методологической и нормативной базы для полномасштабного применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обществе, бизнесе, деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Дальнейшее развитие проекта «Электронная Россия» и системы межведомственного электронного документооборота нашло отражение в распоряжении Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р (ред. от 20.07.2013) «О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)"». Среди целевых индикаторов и показателей государственной программы есть и такой: долю электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота к 2015 г. планируется довести до 70% (См.: Целевые индикаторы и показатели государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020 годы)». Приложение № 1 к государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020 годы)»).        

В рамках реализации ФЦП «Электронная Россия» интенсивно развиваются два масштабных проекта – система межведомственного электронного документооборота (МЭДО) и система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). За проект МЭДО отвечает Федеральная служба охраны (ФСО), а за СМЭВ – Министерство связи и массовых коммуникаций.  

Что такое система МЭДО?

Система МЭДО представляет собой федеральную информационную систему для автоматизированного обмена электронными документами в защищенном режиме между Администрацией Президента, Аппаратом Правительства, федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) и органами исполнительной власти субъектов РФ, а также информирование высших органов государственной власти о ходе исполнения поручений. Целью создания МЭДО является повышение эффективности управления в органах государственной власти за счет сокращения времени прохождения документов между организациями и ведомствами, минимизации затрат на обработку и отправку документов, мониторинга исполнения поручений. То есть МЭДО – это некоторая среда, через которую органы исполнительной власти могут и должны обмениваться документами в электронной виде.

Для реализации цели повышения эффективности управления в органах государственной власти принимается ряд нормативных правовых актов, регулирующих основы МЭДО:

Положение о системе межведомственного электронного документооборота, утв. постановлением Правительства РФ от 22.09.2009 № 754 (в ред. постановлений Правительства РФ от 01.08.2011 № 641,от 06.09.2012 № 890, от 06.04.2013 № 305).

Это основной документ, определяющий само понятие МЭДО и участников этой системы. В положении говорится, что система не только должна обеспечить возможность передачи документов между системами СЭД Администрации Президента и Правительства РФ, а также федеральных органов по защищенным каналам связи, но и разработать программные модули (адаптеры), обеспечивающих взаимодействие системы МЭДО и ведомственных СЭД.  

  • Технические требования к организации взаимодействия системы межведомственного документооборота с системами электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти, утв. распоряжением Правительства РФ от 02.10.2009 № 1403-р. В них описаны требования к компонентам организации взаимодействия: СЭД, шлюз, адаптер и т.д.
  • О правилах делопроизводства в Федеральных органах исполнительной власти, утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477.  

Настоящие Правила устанавливают единый порядок делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти. Действие Правил не распространяется на организацию работы с документами, содержащими государственную тайну. На основе указанных Правил федеральные органы исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области архивного дела издают инструкции по делопроизводству.  

Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 697.  

Описаны требования к Министерству связи и массовых коммуникаций по обеспечению ведения единой СМЭВ, требования к федеральным органам исполнительной власти (ФОИС), рекомендации органам государственной власти субъектов РФ и пр.

  • Программа РФ «Информационное общество (2011-2020 годы) » (в ред. посл. от 20.07.2013 № 606), утв. распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р. В Программе определен ответственный исполнитель – Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. Соисполнители программы: Министерство здравоохранения и социальной защиты РФ, Министерство культуры РФ и др. Определены задачи программы, объем бюджетных ассигнований на программу, оценены состояние и прогноз развития информационных и телекоммуникационных технологий РФ и пр.
  • ГОСТ Р 53898-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы электронного документооборота Взаимодействие систем управления документами. Требования к электронному сообщению, утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 26.10.2010 № 327-ст. В стандарте было закреплено общее правило взаимодействия между ведомственными СЭД.
  • Пункт 3 раздела 3 Протокола заседания Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления от 29.06.2010 № СС-П10-18пр.  

В этом документе ставились вопросы об единой системе справочников и классификаторов в целях предоставления государственных услуг в электронном виде, о готовности ведомственных систем электронного документооборота к работе в рамках МЭДО и т.д.  

В настоящее время МЭДО предусматривает взаимодействие не только информационных систем федеральных органов исполнительской власти, но и иных органов государственной власти. Хотя основными участниками МЭДО определены федеральные органы власти, уже есть опыт подключения к МЭДО в качестве абонентов ряда органов власти субъектов РФ. Интерес к МЭДО со стороны таких органов, а также органов местного самоуправления неуклонно растет. Таким образом, федеральные органы власти являются обязательными (в соответствии с решением Правительства) участниками МЭДО, а органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут стать участниками МЭДО по собственной инициативе и на добровольной основе. Т.е. в соответствии с Положением о системе межведомственного документооборота участниками межведомственного электронного документооборота (участниками МЭДО) являются (рис.1):

  • Администрация Президента РФ;
  • Аппарат Правительства РФ;
  • федеральные органы исполнительной власти;
  • иные федеральные органы государственной власти.

Что должен знать специалист ДОУ о проектах МЭДО и СМЭВ

Рис. 1. Схема участников МЭДО  

Обмен электронными сообщениями

Как было указано выше, МЭДО – федеральная информационная система, предназначенная для организации взаимодействия систем электронного документооборота (СЭД) участников межведомственного электронного документооборота. Под взаимодействием СЭД понимается обмен между участниками МЭДО электронными сообщениями в виде:

  •  электронных документов;
  •  уведомлений – информации о ходе рассмотрения и исполнения документов по МЭДО.

Алгоритм обмена электронными сообщениями приведен на рис. 2.

Что должен знать специалист ДОУ о проектах МЭДО и СМЭВ

Рис. 2. Алгоритм обмена электронными сообщениями

Алгоритм обмена предусматривает не только передачу документа, но и уведомление о его получении; отслеживается ход исполнения документа и т.д. Таким образом, каждый участник МЭДО имеет возможность оперативного получения направляемых в его адрес документов, может минимизировать время и трудозатраты на их ввод и последующую обработку в СЭД, на подготовку исходящих документов к отправке. Также у отправителя появилась возможность получения оперативной информации о состоянии работы с отправленными по МЭДО документами у их получателя (разумеется, если получатель также входит в число участников МЭДО).

За проект МЭДО (см. постановление Правительства РФ от 22.09.2009 № 754) отвечает Федеральная служба охраны (ФСО) РФ.

В функции ФСО в рамках создания и развития МЭДО входят: организационное и методическое обеспечение, ведение адресных справочников, создание и обеспечение эксплуатации технико-технологической инфраструктуры МЭДО, а также поддержание ее в рабочем состоянии, обеспечение информационной безопасности МЭДО.

Для этого специалистами ФСО были разработаны следующие основные документы:

  • Регламент обмена документами в электронном виде между органами государственной власти РФ с использованием системы межведомственного электронного документооборота (утв. руководителем спецсвязи ФСО России 11.11.2011);
  • Технические требования по сопряжению региональных систем электронного документооборота с защищенной системой межведомственного электронного документооборота;
  • Организационно-технические условия по размещению на объектах органов исполнительской власти комплекса сопряжения ведомственных и региональных систем электронного документооборота с системой межведомственного электронного документооборота.
  • План-график сопряжения региональных систем электронного документооборота с системой МЭДО (2011 – 2014 годы).

Для обеспечения взаимодействия СЭД в рамках единой системы МЭДО федеральной службой охраны разработан формат обмена электронными документами в органах государственной власти России. Каждая СЭД ФОИВ, являясь участником МЭДО, должна формировать исходящие документы в этом формате для отправки в систему МЭДО, а также обрабатывать поступившие в этом формате из МЭДО документы.

В целях обеспечения сопряжения в каждой СЭД федеральных органов исполнительной власти реализована возможность автоматического преобразования документов СЭД ФОИВ в формат документов МЭДО при подготовке и отправке исходящих документов и входящих документов формата МЭДО в документы формата СЭД ФОИВ.

Таким образом осуществляется возможность обмена документами между СЭД ФОИВ и МЭДО, а также данными о ходе исполнения документов. За счет фиксации реквизитов и содержания документов происходит информирование сторон о факте создания карточки входящего документа, его регистрации или отказа от регистрации, назначение ответственных исполнителей по входящему документу, подписание и регистрация исходящего документа, подготовленного в ответ на входящий. Подключение федеральных органов исполнительной власти к МЭДО обеспечивает повышение эффективности и управляемости их внутренних бизнес-процессов, полноценный обмен информацией между участниками МЭДО, позволяет автоматически отслеживать исполнение поступивших, например, из Аппарата Правительства РФ в ФОИВ документов и наоборот – запросов ФОИВ, направленных в Аппарат Правительства.

Реализация проекта МЭДО

В основу реализации проекта МЭДО легли следующие технические решения:

1. Все участники МЭДО используют единый формат обмена электронными сообщениями. Реквизиты документа – файл формата XLM определенной структуры с указанным составом элементов и их атрибутов.

Электронное сообщение содержит следующий набор реквизитов:  

тип электронного сообщения, регистрационный номер исх. документа, дата исх. документа, данные о лице, подписавшем документ, подразделение – ответственный исполнитель документа, краткое содержание документа, количество страниц документа и приложения, адрес документа, связанные документы, файлы электронного документа.  

2. Каждый участник МЭДО использует программно-технический компонент (так называемый шлюз), обеспечивающий обмен электронными сообщениями между своей СЭД и МЭДО (прием и отправка сообщений, их хранение, просмотр, поиск, выгрузка (загрузка) электронных сообщений и пр. В составе шлюза развертывается комплексное программное обеспечение «Почтовая служба».

3. Каждый участник МЭДО использует специализированное программное обеспечение, предназначенное для преобразования передаваемых или получаемых данных, входящих в состав электронных сообщений, в формат представления данных, используемых в СЭД, или в стандартный формат данных при обмене электронными сообщениями.

То есть адаптер обеспечивает:

  • для поступающих по МЭДО документов – их прием и преобразование из единого формата обмена во внутренний формат СЭД для обеспечения дальнейшей обработки;
  • для поступающих по МЭДО уведомлений – их прием и обработку, включая ввод информации из уведомления в СЭД;
  • для исходящих по МЭДО документов – их подготовку к передаче, преобразование из внутреннего формата СЭД в единый формат обмена;
  • для исходящих по МЭДО уведомлений – их формирование в едином формате обмена и подготовки к передаче.  

Основной принцип и технические решения МЭДО – интеграция имеющихся СЭД участников МЭДО и транспортной системы (почтовой службы), обеспечивающей в автоматизированном режиме защищенный обмен электронными сообщениями между участниками межведомственного электронного документооборота (рис. 3).

Что должен знать специалист ДОУ о проектах МЭДО и СМЭВ

Рис. 3. Организационно-технические решения МЭДО

На сегодняшний момент обеспечен информационный обмен между Администрацией Президента РФ и Аппаратом Правительства РФ, реализована рассылка в органы государственной власти и организации следующих документов:

  • актов Президента и Правительства РФ;
  • резолюций Председателя Правительства РФ и его заместителей;
  • протоколов совещаний в Правительстве РФ;
  • писем структурных подразделений Аппарата Правительства РФ.  

В настоящее время по МЭДО циркулируют уведомления следующих видов:

  • о регистрации;
  • об отказе в регистрации;
  • о принятии к исполнению;
  • о подготовке доклада;
  • о направлении доклада;
  • об изменении в ходе исполнения.  

Чтобы стать участником МЭДО, организация или ведомство должны быть включены в список участников МЭДО и обеспечены технико-технологической инфраструктурой для подключения используемой СЭД к МЭДО. Для реализации указанных требований нужно официально обратиться в ФСО с просьбой о включении в состав участников МЭДО и создании необходимой технико-технологической инфраструктуры; обеспечить сопряжение используемой СЭД с МЭДО – т.е. реализовать возможность обработки в СЭД сообщений, поступающих по МЭДО в едином формате обмена, а также возможность подготовки к отправке исходящих сообщений в этом формате. Для реализации данного требования следует получить у ФСО информацию по формату обмена документами и уведомлениями, по составу передаваемых сообщений, а также требования к реализации взаимодействия СЭД с МЭДО.

 

После этого можно обратиться к разработчику СЭД, предоставить ему полученную в ФСО информацию для выполнения разработчиками работ по реализации сопряжения СЭД с МЭДО (т.е. по разработке адаптера).

В соответствии с утвержденными Правительством РФ планами перехода к электронному документообороту между участниками МЭДО на начальном этапе подключения организаций к МЭДО обмен электронными документами осуществляется с дублированием их на бумажном носителе. По мере отработки технологии обмена электронными сообщениями предполагается отказ от направления документов на бумажном носителе при передаче этих документов с помощью МЭДО.

Внедрение МЭДО

Само внедрение МЭДО осуществляется поэтапно:

1 этап – подготовительный, который проводит ФСО России (включение организации в состав участников МЭДО, назначение организации адреса МЭДО, установка и настройка).

2 этап – адаптация модуля сопряжения, в рамках которого осуществляется сопряжение СЭД с МЭДО, и разработка документации по установке, настройке и использованию модуля сопряжения.

3 этап – внедрение.

В МЭДО уже сегодня работают все федеральные органы исполнительной власти, и обмен между ними и Аппаратом Правительства происходит только в электронном виде.

Задачи и функции СМЭВ

Параллельно с развитием МЭДО развивается и система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). СМЭВ обеспечивает прямой доступ к информационным ресурсам любого федерального органа к любому федеральному органу, входящему в состав межведомственного взаимодействия. Само понятие СМЭВ, цели и участники системы определены в Положении о единой системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) (утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 697).  

В соответствии с указанным документом единая система межведомственного электронного взаимодействия – это федеральная государственная информационная система, предназначенная для организации информационного взаимодействия между информационными системами участников СМЭВ в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме. То есть СМЭВ обеспечивает технологическое информационное взаимодействие.  

СМЭВ предназначена для решения следующих задач:

  • исполнение государственных и муниципальных функций в электронной форме;
  • предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием универсальной электронной карты и федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;
  • обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций.

Основными функциями СМЭВ являются:

  • передача запросов от заявителя (документов и сведений), поданных через единый портал, для получения государственных и муниципальных услуг, в подключенные к СМЭВ информационные системы, обязанные предоставлять государственные услуги;
  • обмен электронными сообщениями между информационными системами, подключенными к СМЭВ;
  • передача на единый портал информации для заявителя, в том числе информации (о ходе выполнения запросов), обработанной в информационных системах, подключенных к СМЭВ.

В целях исполнения своих функций СМЭВ обеспечивает участников МЭДО:

  • доступом к электронным сервисам информационных систем, подключенных к СМЭВ;
  • дает возможность использования централизованных баз данных и классификаторов информационных систем, подключенных к СМЭВ;
  • обеспечивает получение, обработку и доставку электронных сообщений в рамках информационного взаимодействия участников СМЭВ, фиксирование времени передачи, целостности и подлинности сообщений, указание их авторства и возможности предоставления сведений, позволяющих проследить историю движения электронных сообщений;
  • обеспечивает защиту передаваемой информации от несанкционированного доступа, искажения или блокирования с момента поступления указанной информации в СМЭВ до момента передачи ее в подключенную к СМЭВ информационную систему;
  • ведет реестры электронных сервисов информационных систем, подключенных к СМЭВ.

Примечание. Электронные сообщения, составляющие государственную тайну, не подлежат обработке в СМЭВ.

Как оператор, СМЭВ (согласно постановлению Правительства РФ от 08.06.2011 № 451) осуществляет функционирование системы в соответствии с законодательством РФ в области информации, информационных технологий и защиты информации, отвечает за координацию деятельности по подключению к СМЭВ, обеспечивает функционирование СМЭВ.

Интеграция информационных систем в рамках СМЭВ проходит в соответствии с Техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия (утв. приказом Минкомсвязи РФ от 27.12.2010 № 190). Это требования к сетевым протоколам, электронным сервисам, проверке ЭЦП электронного сообщения, к интерфейсу информационных систем, подключаемых к СМЭВ, и т.д. Собственно СМЭВ представляет собой набор стандартов и решений, позволяющих информационным системам своих участников взаимодействовать между собой, а также с единым порталом.

Особенности использования СМЭВ и подключения к ней информационных систем отдельных органов и организаций определяются соглашениями между этими органами или организациями и Минкомсвязи России.

Чтобы стать участником СМЭВ, органу или организации, предоставляющей государственные и муниципальные услуги и исполняющей государственные и муниципальные функции, необходимо:

1. Обеспечить разработку электронных сервисов и интерфейсов взаимодействия используемой информационной системы и СМЭВ.

Для этого следует обратиться к поставщику или разработчику этой информационной системы для выполнения им работ по реализации задействованных требуемых сервисов и интерфейсов. При необходимости – получить в Минкомсвязи России информацию по требованиям к электронным сервисам и интерфейсам. Данные работы выполняются разработчиком информационной системы в сотрудничестве с ОАО «Ростелеком», которое распоряжением Правительства РФ от 21.03.2011 № 453-р назначено исполнителем работ по развитию СМЭВ в рамках мероприятий государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020 годы)».  

2. Предоставить электронный сервис в Минкомсвязи России для проведения регистрации и внесения в реестр электронных сервисов.

Для этого следует официально обратиться в Минкомсвязи России и предоставить паспорт электронного сервиса, методику испытаний и руководство пользователя электронного сервиса, а также обеспечить доступность электронного сервиса для проведения его приемки.  

3. Обеспечить наличие защищенного канала связи между используемой информационной системой и СМЭВ.  

Внедрение СМЭВ

Как и всякий крупный проект, развитие СМЭВ осуществляется поэтапно.

1 этап. Размещение информации об услуге (функции) в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (далее – Единый портал).

2 этап. Размещение на Едином портале форм заявлений и иных документов, необходимых для получения услуг, и обеспечение доступа к документам для их копирования и заполнения в электронном виде.

3 этап. Обеспечение возможности для заявителей представлять документы в электронном виде с использованием Единого портала.

Сроки реализации указанных этапов зависят от конкретных участников СМЭВ, видов государственных и муниципальных услуг и функций, видов документов и информации, циркулирующей между участниками процесса оказания услуги или исполнения функции, и определены следующими нормативными и распорядительными документами:

  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2011. № 1184 «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде»;
  • Планом перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти (распоряжение Правительства РФ от 17.10.2009 № 1555-р);
  • Сводным перечнем первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями и организациями (распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р).

4 этап. Обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала мониторинг хода предоставления услуги.

5 этап. Обеспечение получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале, если это не запрещено федеральными законами МВД, МИД, Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства России и др.

В заключение еще раз отметим, что развитие системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО) и системы межведомственного взаимодействия (СМЭВ) – одна из основных задач в рамках создания электронного правительства и государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020 годы)». Решение поставленных задач повлияет не только на имидж страны в мировом сообществе, но и увеличит эффективность национальной экономики, будет содействовать укреплению военного и научно-технического потенциала, повышению социальной и политической стабильности общества.

Серова Г.А., проф. РГГУ         

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Вы — делопроизводитель? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи по делопроизводству на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по делопроизводству;
  • участвовать в вебинарах;
  • задавать вопросы экспертам.

Оставайтесь с нами!
с заботой о вас, портал PRO-Делопроизводство

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.