Ваш персональный стиль восприятия информации (Эффективная работа с информацией)

205
В предыдущих статьях рубрики «Эффективная работа с информацией» мы рассмотрели универсальные приемы скорочтения, развития памяти и внимания. Они подходят практически каждому человеку и приносят пользу (конечно же, если применять их на практике). Каждый из нас обладает также индивидуальными особенностями. Они оказывают существенное влияние на восприятие информации и работу с ней. В этой статье мы разберем модальности (репрезентативные системы). Этими терминами в нейролингвистическом программировании называют способ восприятия информации. Выделяют четыре типа людей в зависимости от ведущей модальности: визуалы, аудиалы, кинестеты (кинестетики), дискреты (дигиталы). Познакомимся с ними и их особенностями.

Визуалы

Представители этого типа лучше всего воспринимают и запоминают информацию глазами. Их можно узнать по следующим ключевым словам и фразам:

  • красиво;
  • смотреть;
  • наблюдать;
  • на первый взгляд;
  • как видите;
  • ярко, красочно.

Аудиалы

Их сильный канал восприятия – слух. Аудиалы крайне чувствительны к шуму. В речи представителей данного типа часто встречаются слова и фразы:

  • тихо;
  • звучит интересно;
  • послушайте;
  • обсуждать;
  • громко;
  • благозвучно.

Кинестеты

Воспринимают информацию через осязание, обоняние, вкус. Также отличаются эмоциональностью. Их ключевые слова и фразы:

  • удобно;
  • комфортно;
  • чует мое сердце;
  • вкусно;
  • схватывать;
  • эмоционально.

Дискреты

В отличие от представителей предыдущих модальностей, дискреты воспринимают информацию не через органы чувств, а через смыслы. Они – прирожденные логики, как правило, любят работать с цифрами. Дискреты используют в своей речи следующие выражения:

  • полезно;
  • логично;
  • во-первых, во-вторых;
  • это значит;
  • из этого следует;
  • рационально.

Как определить модальность?

Для этого следует понаблюдать за человеком в быту. Рассмотрим проявление репрезентативных систем в двух ситуациях: при покупке обуви и выборе еды в ресторане.

Покупка обуви

Визуал отдаст предпочтение самой красивой и стильной обуви, даже если она будет не слишком практичной. Это тот самый случай, когда девушка отправляется за осенними сапогами, а домой приносит туфли на шпильке – ведь они такие очаровательные!

Аудиал обязательно пройдется в обуви и проверит – не скрипит ли подошва. Многие аудиалы не переносят цоканья каблуков вплоть до физического отвращения.

Для кинестета на первом месте стоит комфорт. Пускай туфли эти не самые модные, зато в них удобно и нигде не жмет.

Дискрет отдаст предпочтение наиболее оптимальному варианту. В оценке он может опираться на надежность, долговечность, соотношение цены и качества или другие параметры.

Выбор еды в ресторане

Визуал посмотрит на картинки в меню, а еще лучше – на витрину. И закажет что-нибудь красивое. Ну и что, что оказалось невкусно? Зато глаз порадовало.

Аудиал привередлив не столько в еде, сколько в выборе ресторана. Он откажется принимать пищу в шумном месте и особенно там, где играет музыка, которая ему не нравится. Некоторые аудиалы всегда ходят в наушниках, чтобы оградить себя от неприятных звуков.

Кинестет, конечно же, выберет самое вкусное. Очень часто – сладкое. И нередко – в больших количествах.

Дискрет закажет самое полезное блюдо. Иногда – даже если не будет в восторге от его вкусовых качеств. А некоторые дискреты еще и калорийность подсчитают.

Возможно, эти зарисовки помогли вам определить свою ведущую репрезентативную систему. Или несколько: ведь окружающая действительность предъявляет к нам высокие требования. И чтобы преуспеть, нам приходится задействовать Ваш персональный стиль восприятия информации (Эффективная работа с информацией)разные стили поведения и модальности.

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть свои догадки, пройдите специальный тест.

Тест на определение репрезентативной системы

Перед вами незаконченные высказывания, размещенные в семи блоках. Для каждого высказывания даны четыре окончания. Обозначьте каждое из окончаний цифрами от 1 до 4, где «4» – то окончание, которое вам больше всего подходит, а «1» – то окончание, которое подходит меньше всего.

1. Для вас самое простое...

подобрать оптимальные громкость и звучание

(А)

работать с текстом, выбирая наиболее удачные места

(Д)

выбрать удобную мебель

(К)

подобрать оптимальные сочетания цветов или форм

(В)

2. Лучше всего вы запоминаете...

мелодии и звуки

(А)

логические построения и последовательности

(Д)

ароматы и вкус

(К)

лица, цвета, картины.

(В)

3. Вы принимаете важные решения, опираясь на...

свои ощущения

(К)

то, что вам говорит ваш внутренний голос

(А)

то, как вы видите ситуацию

(В)

въедливое изучение абсолютно всех обстоятельств, условий и перспектив

(Д)

4. Во время конфликта с человеком на вас сильнее всего влияет (-ют)...

можете ли вы ясно представить себе, что человек имеет в виду

(В)

тон и интонации голоса

(А)

логика его аргументации

(Д)

эмоции и переживания оппонента

(К)

5. Вы проще всего понимаете, что происходит с вами, когда...

выражаете это словами

(Д)

смотрите на себя внимательно в зеркало и видите свое отражение

(В)

ловите свои ощущения

(К)

прислушиваетесь к тону своего голоса

(А)

6. Вы...

настраиваетесь на звуки в своем окружении

(А)

хорошо умеете осмысливать новые факты и данные

(Д)

очень чувствительны к тому, как ткань, из которой сшита одежда, воздействует на вашу кожу

(К)

всегда обращаете внимание на цвет помещения, в котором оказываетесь

(В)

7. Вас больше всего раздражает...

резкий неприятный звук

(А)

отсутствие логики в событиях или действиях людей

(Д)

грубая, колющаяся и неприятная на ощупь одежда

(К)

«кислотные», резкие и неприятные цвета

(В)

Каждое из окончаний относится к одной из групп: (А), (К), (В), (Д). Посчитайте сумму баллов по каждой группе и сравните результаты.

Сколько баллов набрала каждая из групп:

(А)

Аудиал

(В)

Визуал

(Д)

Дискрет

(К)

Кинестет

Большее число баллов соответствует вашей ведущей системе восприятия. Чуть меньше – вспомогательной, то есть той, которая тоже довольно активно участвует в сборе информации. На третьем и четвертом местах окажутся модальности, которые вы задействуете реже.

Бывает, что две или более репрезентативные системы набирают одинаково высокое количество баллов. Это говорит о том, что вы в ходе социализации и обучения развили их (хотя от природы доминирующей все равно является одна из них).

Рекомендации по работе с информацией

Итак, вы определили ведущие модальности и те, которые развиты в меньшей степени. Существует соблазн приняться за переделку своей природы и начать подтягивать те системы, которые пока отстают. Это не самый эффективный подход.

Гораздо продуктивнее при восприятии информации делать упор на свои сильные стороны и при желании подтягивать менее развитые. Давайте рассмотрим приемы, которые подойдут представителям каждой модальности, а также то, чего им следует по возможности избегать.

Визуал

Рекомендуется:

  • Смотреть на собеседника, лектора – это улучшает восприятие информации.
  • Во время чтения текста образно представлять его.
  • Для повторения текста быстро перечитать основную информацию, применяя скорочтение.
  • Рисовать, чтобы лучше запомнить данные.
  • Составлять интеллект-карты

Не рекомендуется:

  • Аскетичное рабочее пространство и скучные, невыразительные цвета.
  • Визуалам желательно расположить на рабочем столе хотя бы несколько цветных предметов. Можно – желтых, они способствуют активизации внимания.

  • Обучаться на аудиокурсах и вебинарах (в случае, если они не сопровождаются слайдами или раздаточными материалами).
  • Вести традиционный конспект без использования разных цветов, пиктограмм и рисунков.

Аудиал

Рекомендуется:

  • Слушать аудиокниги. Обучаться на очных или онлайн-тренингах, семинарах.
  • Для улучшения запоминания пересказывать информацию вслух, обсуждать ее с окружающими.
  • Вести аудиоконспект, записывая свой голос на диктофон.
  • Во время обучения включать приятную фоновую музыку без слов.

Желательно – классическую (например, Моцарта или Чайковского), но можно и современную: композиции Эннио Морриконе, Говарда Шора и других композиторов.

Не рекомендуется:

  • Работать в шумном помещении. Купите беруши или наушники и используйте их, когда нужно сконцентрироваться.
  • Смотреть на собеседника, лектора – это препятствует восприятию.
  • Перечитывать книги для повторения материала.

Гораздо эффективнее наговорить на диктофон важную информацию и затем прослушать аудиозапись.

Кинестет

Рекомендуется:

  • Эмоционально реагировать на информацию. Проводить ассоциации с личным опытом.
  • Вести любой вид конспекта, главное – от руки, чтобы задействовать моторную память.
  • «Записывать» ключевые данные пальцем одной руки на ладони другой.
  • Делать самомассаж ступней для активизации памяти, а также выполнять упражнение «Кулачки»

Не рекомендуется:

  • Воспринимать информацию логически, выключив эмоции.
  • Запоминать только глазами или ушами.

Если нет возможности вести конспект, подключите жестикуляцию (можно барабанить пальцами по колену). Затем, повторяя движения, воссоздайте в памяти нужные данные.

  • «Сидеть сиднем», запрещать себе или ребенку-кинестету микродвижения, манипуляции с ручкой, карандашом и другими мелкими предметами.

Дискрет

Рекомендуется:

  • Выделять в массиве данных ключевые слова и смысловые связи.
  • Рисовать схемы, интеллект-карты.
  • Переводить информацию в слова и цифры.

Например, дискрету проще запомнить сюжет картины или фильма, пересказав его словами.

Детально прорабатывать тезаурус (словарный запас в определенной теме).

  • Без понимания смысла отдельного слова дискрет не сможет запомнить текст.

Не рекомендуется:

  • Включать эмоции во время восприятия информации.
  • Пытаться запоминать информацию образно.

Многие дискреты не видят образов либо визуализируют их довольно расплывчато.

  • Запоминать бессвязную информацию.

Если же вам придется иметь с ней дело (к примеру, для сдачи экзамена), постарайтесь разглядеть хотя бы слабую логику в изложении материала.

Познание себя – процесс невероятно интересный. Обращайте внимание на то, как вам проще усваивать информацию, а как – труднее. Пробуйте новые методы и приемы. Укрепляйте ведущую модальность и подтягивайте отстающие. Это гарантированно принесет вам и пользу, и удовольствие.

Желаем вам успехов!

Татьяна Бадя, эксперт по эффективной  работе с информацией



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Рассылка




Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Вы - делопроизводитель? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи по делопроизводству на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по делопроизводству
  • участвовать в вебинарах
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал PRO - делопроизводство

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль