Хранение договоров

2231
Рассказываем, какие существуют виды договоров, а также как происходит процесс их регистрации и хранения.

Договора заключаются в каждой существующей организации – это неотъемлемая часть жизнедеятельности компании. Имея абсолютно разные задачи, они также имеют и разные сроки хранения в организации. Рассмотрим, какие могут быть виды данных деловых бумаг и как долго их необходимо хранить в организации.

Наиболее распространенные виды договоров

Встречаются довольно разные формы. Но существует определенная структура, которая относится одинаково ко всем типам. В нее входит:

Хранение договоров

  • Вводная часть документа (преамбула);
  • Основная часть. В ней указывается предмет договора (о чем конкретно договариваются стороны), а также права и обязанности каждой из сторон, включая сроки выполнения своих обязательств;
  • Перечисление основных и прочих условий;
  • Реквизиты и подписи обеих сторон (заключительная часть).

В момент заключения сделки компания может применять определенный шаблон для заполнения. Но все же множество организаций занимаются разработкой собственных типовых форм, которые создаются в зависимости от специфики деятельности компании.

Справка

В каждом договоре обязательно содержится одна и та же база информации. К ней относится:

  1. наименование документа;
  2. место и дата подписания;
  3. наименование сторон (обязательно с указанием фамилии, имени, отчества и должности каждой стороны);
  4. предмет;
  5. условия соглашения сделки;
  6. сроки работы (начало и окончание работы), или период действия самого документа;
  7. стоимость работ и расчеты по нему;
  8. сроки и порядок сдачи-приемки работ;
  9. ответственность каждой из сторон;
  10. гарантии, страхование, возможные риски и случаи форс-мажора;
  11. юридические адреса и полные реквизиты (включая банковские) каждой стороны.

Как уже было сказано раннее, на данный момент имеется множество видов деловых бумаг, фиксирующих факт сделки. Но есть всего лишь несколько категорий, с которыми секретарям приходится сталкиваться чаще. К ним относятся трудовые договоры, оказания услуг, найма, пользования и т.д. Рассмотрим разницу между ними.

В первую категорию входят документы, которые отвечают за передачу собственности другому лицу (отчуждения). Их характерной особенностью является то, что они связаны со сделками о купле и продаже, также деловая бумага такого плана заключается при обмене собственности.

Второй наиболее часто встречающийся вид – о предоставлении услуг. Стоит отметить, что в этом случае услуги могут быть совершенно разные: от перевозок, до страхования жизни.

И последняя популярная категория – договоры пользования. В эту категорию входят деловые бумаги об аренде (квартир, зданий, машин или какого-либо оборудования), а также по кредитам.

Важно знать, что нумеровать деловые бумаги разных категорий нужно по отдельности. Допустим, что в организации создается трудовой договор с новым сотрудником. Он оформляется под номером 18 (№18). Тогда следующему трудовому договору будет присвоен номер 19 (№19). Остальные бумаги по сделкам в компании имеют отдельную нумерацию по своим категориям.

Классификация (таблица)

Категория

Вид договора

Отчуждения

Продажи

Мены

Дарения

Факторинга

Пользования

Найма

Аренды

Лизинга

Лицензии

Франшизы

Временного пользования строением

Безвозмездного пользования

Займа и выдачи кредита

Страхования

Страхования

Поддержки

Пожизненной ренты

Содержания с иждивением

Компромиссные

Компромиссный

Оказания услуг

Поручения

Подряда

Маклерский

Агентский

Комиссии

Платежное поручение

Расчетного счета

Об оказании медицинских услуг

Перевозки

Справка

Регистрация договоров

Регистрация договоров нужна в первую очередь для облегчения работы с различными бумагами, чтобы избежать лишней путаницы и иметь удобный учет документов. Кроме бумаг по сделкам, которые создаются внутри компании и являются внутренними документами, в организации также могут присутствовать и входящие, которые были заключены с другими компаниями.

Например, если организация заключает договор с определенной компанией на поставку канцтоваров, то компания-поставщик обязательно должна предоставить свой экземпляр контракта по оказанию услуг в двух экземплярах. Один заполненный экземпляр в дальнейшем будет у поставщика, а другой – обязательно останется на хранении в компании. Стоит учесть, что после поступления в организацию необходимо сделать отметку в журнале регистрации входящих документов, если он имеется.

Договоры такого типа необходимо хранить в организации до того момента, как истечет их срок действия, до их расторжения (но не менее года), а также после окончания их срока они должны продержаться около 5 лет.

Читайте также:

Хранение договоров

Каждой организации необходимо организовать правильное хранение данных деловых бумаг. Хранение договоров в организации имеет разные сроки. Всё зависит от вида. В этом случае, длительность хранения зависит от того, будут ли документы поступать в государственный или муниципальный архив на дальнейшее хранение или нет. Так, к примеру, срок хранения трудовых договоров, личных дел сотрудников и прочих документов составляет 75 лет или же они хранятся до окончания жизнедеятельности самой компании.

При последующем хранении документов в муниципальном или государственном архиве, договоры отчуждения имеют постоянный срок хранения. В противном случае документ должен храниться не менее 10 лет.

Нельзя убрать договоры из архивов без какой-либо на это причины. Поэтому необходимо всегда смотреть на срок хранения в организации и удостовериться в том, что он прошел. Сам процесс хранения документов в компании нужно организовать таким образом, чтобы затрачивалось как можно меньше времени.

На данный момент существует более простой вариант хранения документов, а именно регистрация договоров в электронном архиве. Такой способ избавляет секретаря от бумажной волокиты. Электронный архив сэкономит время и тем самым повлияет на эффективность работы. На момент работы с документами могут происходить различного рода ошибки при заполнении документа или вовсе можно потерять оригинал. В этом случае регистрация в электронном архиве как раз помогает избежать таких проблем.

После того, как истечет срок хранения, на протяжении последующих пяти лет должны храниться следующие соглашения:

  • возмездного оказания услуг;
  • на поставку товаров, оказания услуг и выполнение работ;
  • о правах и обязанностях;
  • коммунального обслуживания;
  • контрактации;
  • на обслуживание жилых помещений;
  • управление многоквартирными домами;
  • банковского счета;
  • договоры мены, займа и кредита;
  • найма;
  • материальной ответственности;
  • аренды транспорта и услуг перевозки;
  • о медицинском обслуживании;
  • а также об оказании прочих видов услуг.

У некоторых деловых бумаг имеется отметка о том, с какого момента начинается срок их хранения. Предположим, договор о материальной ответственности содержит пункт, в котором прописано, что срок хранения начинается с момента официального увольнения лица, который несёт материальную ответственность. Необходимо знать, что официально срок хранения начинается с 1 января нового года. И если действие окончилось в октябре 2016 года, то срок его хранения начинается не ранее, чем с 1 января.

Читайте также:

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения» Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
      Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»




      Вопрос - ответ

      Отвечаем на Ваши вопросы

      Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
      Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
      Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
      Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
      Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

      PRO Делопроизводство
      Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64197 от 25.12.2015


      E-mail: document@sekretariat.ru

      
      • Мы в соцсетях
      Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

      Регистрация бесплатная и займет всего минуту!

      После регистрации вы сможете:

      • читать любые статьи по Делопроизводству и Документообороту на нашем сайте
      • бесплатно подписаться на ежедневные новости для секретарей и офис-менеджеров
      • участие в онлайн вебинарах и возможность задавать вопросы экспертам

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Всего один шаг - и документ Ваш!

      Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль