Речевой этикет в деловом общении

1205
Речевой этикет в деловом общении является тем инструментом, использование которого позволит монетизировать общение не только с коллегами, но и с конкурентами по бизнесу, смягчая те противоречия, которые существуют. Деловой этикет и культура речевого общения — приобретаемые умения, которые никогда не будут лишними и позволят получить сильнейшее конкурентное преимущество в бизнес-кругах.

Роль речевого этикета в деловом общении

Этикет — слово французского происхождения. Это общее обозначение совокупных признаков принадлежности к социальному кругу определенного, довольно высокого, уровня. Среди этих признаков манера двигаться, одеваться, а самое главное — умение вести себя и разговаривать в соответствии с установленными  в этом кругу нормами общения. Существует этикет бытового и делового общения, правила которых по большей части дублируют друг друга. Как и в быту, речевой этикетРечевой этикет в деловом общении в сфере делового общения играет роль своеобразного «маячка», сигнала о том, что человек, знакомый и придерживающийся этих правил общения, принадлежит к «своим», к деловым людям.

Это объясняется тем, что речевой этикет в деловом общении по большей части предполагает использование готовых, сложившихся речевых штампов. Для каждого конкретного эпизода бизнес-взаимодействия существуют универсальные наборы таких штампов, которые, конечно, могут варьироваться, изменяться и дополняться. Уровень владения такими наборами штампов, как правило, определяет и возможности беспроблемного взаимодействия в деловом мире — с коллегами по работе и бизнесу, партнерами и заказчиками — настоящими и будущими.

При этом умение придерживаться делового этикета само по себе не является целью. Речевой этикет в деловом общении — это эффективный инструмент, помогающий расположить к себе коллег и бизнес-партнеров, вызвать их доверие, убедить их в необходимости чего-либо и, в конечном итоге, добиться для себя максимальных преференций, то есть, увеличить свою прибыль.

Справка

Общие правила:

Деловой этикет и культура делового общения неразделимы. В бизнес-общении в большей степени, чем в бытовом, повышаются требования к  сдержанности, вежливости, умению слушать и слышать собеседника. Чтобы деловое общение было максимально эффективным, необходимо придерживаться таких общих правил:

  • ровное, доброжелательное, вежливое отношение к собеседнику, отсутствие в речи ярко выраженных отрицательных или положительных эмоций и категоричных суждений;
  • минимальное использование местоимения «я»;
  • полный отказ от навязывания собственного мнения, неуместной настойчивости при уже полученном отрицательном решении;
  • выбор тем для общения уместных в данной конкретной ситуации и, желательно, с учетом того, насколько собеседник расположен к их обсуждению и понимает их;
  • демонстрация внимания, заинтересованности в предложенной собеседником теме, поддержание разговора краткими замечаниями по его теме;
  • изложение сути кратко и логично, отслеживание соответствия сделанных выводов и изначальному посылу обсуждения, того, чтобы сохранялась причинно-следственная связь;
  • уважение ко времени и терпению собеседника, не нужно забывать о том, что период максимального смыслового восприятия и концентрации внимания у людей ограничен;
  • выбор языковых средств с учетом выбранной тональности произносимого и той ситуации, в которой происходит деловое общение;
  • контроль невербальных сигналов коммуникации — жестов, мимики, поз.

Существуют самые различные практические ситуации, когда используется речевой этикет в деловом общении: доклад на конференции, презентация нового товара, короткий спитч перед общей встречей, просто диалог бизнес-партнеров. Средства речевого этикета используются для оформления самых разных по жанру, иногда совершенно противоположных по смыслу, сообщений:

поздравление и похвала;

благодарность, извинение и рекламация;

выражение согласия и отказ, возражение.

Читайте также:

Функции речевого этикета в деловом общении

Основная функция, которую выполняет речевой этикет в деловом общении — это установление контакта, создание настроя на продуктивное и взаимовыгодное взаимодействие. С помощью языковых средств в самое кратчайшее время можно привлечь внимание, расположить собеседника и обеспечить максимально доброжелательное восприятие того, о чем будет говориться в беседе. Этот инструмент используется в качестве основного средства информационного обмена, предваряющего дальнейшие попытки организации сотрудничества, построения совместной деятельности

Кроме этого, к числу важных функций речевого этикета в деловом общении относится минимизация конфликтных ситуаций, снятие напряжения и агрессии. Если собеседники ведут разговор в спокойных тонах, избегая резких оценок и, не пытаясь навязать свое мнение друг другу, если они готовы выслушать все доводы, такое взаимодействие будет приятным для всех сторон. Вежливая сдержанность и уважительное отношение — залог того, что в дальнейшем такие деловые контакты могут быть продолжены, даже если в данном конкретном случае к единому мнению собеседникам прийти не удалось.

Чтобы речевой этикет в деловом общении стал действительно эффективным инструментом и мог выполнять свои функции, говорящему следует:

следить за правильностью применяемых речевых оборотов, избегать двусмысленностей и стилистических ошибок;

использовать в речи только те термины, которые понятны самому и в правильном употреблении которых он уверен;

избегать использования слов-паразитов;

применять только те речевые обороты, которые соответствуют этическим нормам общения между людьми.

Речевой этикет: принципы этикета делового общения

Человек не рождается со знанием всех тонкостей использования речевого этикета в деловом общении. И, если речевой этикет на бытовом уровне может быть привит с детства, в семье, этикету делового общения многим приходиться учиться уже в зрелом возрасте.

К счастью, как и всякому умению, при желании можно овладеть и навыками речевого этикета, принципы этикета делового общения несложно усвоить. К ним можно отнести следующие:

Принцип уместности — необходимо четко понимать, какие речевые обороты,даже если они являются общеупотребительными штампами, можно использовать в той или иной обстановке, которая может быть как официальной, так и неофициальной;

Принцип иерархической дифференциации — деловой этикет и культура речевого общения учитывают статусные различия между собеседниками: кто из них находится в роли начальника, а кто — подчиненного. Так, например, перебивать вышестоящего собеседника, не дослушав его, является грубейшим нарушением речевого этикета;

Принцип национальной дифференциации — деловое общение всегда необходимо строить с учетом разницы национальных менталитетов слушателей и их религиозных представлений. В некоторых случаях то, что является приемлемым в общении среди людей одной религиозной группы, может быть совершенно недопустимым для тех, кто к этой группе не принадлежит;

Принцип позитивности — даже если собеседники обсуждают неприятную для них тему и даже если в ходе беседы к общему мнению им прийти не удалось, от общения друг с другом у них должно остаться позитивное впечатление. Достигается это не только за счет неизменной корректности и доброжелательности, но и за счет полного «табу» на разного рода попытки разжалобить собеседника ссылками на тяжелые экономические обстоятельства или сетованиями на неурядицы в личной жизни;

Принцип уважения чужой точки зрения — на свое мнение имеет право каждый и каждый вправе высказать это мнение. Важно выслушать человека и, попытаться переубедить, но только если в наличии имеются действительно весомые аргументы и доказательства его неправоты. Не стоит переубеждать человека, упорствующего в своих заблуждениях — это занятие неблагодарное и способное свести на «нет» все взаимопонимание, которое удалось достичь до этого;

Принцип предсказуемости — следование установленному протоколу особенно важно в деловом общении. Это позволяет собеседникам выстраивать свое взаимодействие в соответствии с негласными правилами этикета и, тем самым, избегать нелепых и неприятных ситуаций.

Таким образом, придерживаясь этих принципов речевого этикета в сфере делового общения можно оказывать благоприятное впечатление даже на тех членов бизнес-сообщества, что являются конкурентами и изначально настроены не совсем доброжелательно. Умелое использование этого эффективного инструмента существенно облегчит и сократит сроки достижения стратегических бизнес-целей.

Читайте также:

Анонсы будущих номеров

    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения» Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
      Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

      Рассылка




      Вопрос - ответ

      Отвечаем на Ваши вопросы

      Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
      Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
      Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
      Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
      Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

      PRO Делопроизводство
      Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      E-mail: document@sekretariat.ru

      
      • Мы в соцсетях
      Вы - делопроизводитель? Зарегистрируйтесь!

      Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
      После регистрации вы сможете:

      • читать любые статьи по делопроизводству на нашем сайте!
      • бесплатно подписаться на ежедневные новости по делопроизводству
      • участвовать в вебинарах
      • задавать вопросы экспертам

      Оставайтесь с нами!
      с заботой о Вас, портал PRO - делопроизводство

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Всего один шаг - и документ Ваш!

      Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль