Письмо-претензия

425
Письмо-претензия является одной из разновидностью делового письма. Законодательством не регламентирована унифицированная форма претензии, поэтому письма подобного рода пишутся в свободной форме. Важно при этом учитывать общие стандарты составления деловых писем.

Как подготовить письмо-претензию

Для начала определимся с терминами. Как определят претензию ГОСТ? «Претензия - выражение неудовлетворенности:

  • продукцией;
  • работой компании;
  • процессом управления претензиями в ситуации, когда явно или неявно ожидается ответ или решение».

В случае, когда имеет место выражение претензии одной компании к другой, важно, чтобы ваш деловой партнер Письмо-претензиядействительно что-то нарушил: договор, соглашение, условия поставки, правила, предписания или закон. В таком случае ваше претензия будет обоснованной. Основанием станет требование соблюсти нарушенные обязательства.

Это очень важный момент. При подготовке документа нужно четко представлять себе, какие права были нарушены,  какой пункт соглашения не был соблюден, какое условие не выполнено. В противном случае, ваша претензия не будет иметь никакого смысла.

Еще один практический совет. Письмо лучше всего писать «по горячим следам», т.е., сразу после того, как был зафиксирован факт нарушения обязательств партнером. Это нужно делать, по крайней мере, по двум причинам:

Если виновная сторона признает свою вину и хочет ее исправить, то в этом случает более высока вероятность решить проблему с минимальными потерями.

Если вина не признается, то процесс может затянуться и превратиться в судебную тяжбу, поэтому чем раньше вы его начнете, тем лучше.

Прежде чем начинать составлять письмо, подготовьте весь необходимый фактический материал и документацию. Это могут быть договор или соглашение с партнером, нарушившим условия, судебные предписания, которые обязывают его предпринять соответствующие меры и т.д. Подготовьте копии всех этих документов. Позже вы приложите их к основному письму. Если в тексте вы будете ссылаться на статьи нормативно-правовых актов, то заранее подготовьте все эти ссылки.

Даже если вы пишите по горячим следам, и вас переполняют эмоции, в тексте письма это никак не должно отразиться. Стиль документа должен быть деловым, лаконичным и абсолютно нейтральным. Не следует опускаться до грубостей и угроз. Возможно, ваша проблема стала просто  недоразумением, неблагоприятным стечением обстоятельств или результатом недопонимания, и ваш партнер согласится пойти на уступки. В таком случае, отсутствие грубости поможет вам сохранить хорошие отношения.

Читайте также:

Как составить письмо претензию

Не смотря на то, что претензия пишется в произвольной форме, она является деловым письмом, имеющим определенную структуру и правила составления.

Справка

В самом общем виде любое деловое письмо состоит из следующих элементов:

  1. Адресат;
  2. Тема письма;
  3. Заголовок;
  4. Обращение;
  5. Преамбула;
  6. Основная часть;
  7. Резюме;
  8. Приложения;
  9. Дата;
  10. Подпись.

Все эти элементы будет содержать и данный документ. Рассмотрим их по порядку.

Адресат. Как правило, им выступает непосредственный руководитель организации, к которой предъявляется претензия. Не стоит адресовать ее начальникам отделов, руководителям служб или иным лицам. Генеральный директор самостоятельно переадресует письмо тем лицам, которые будут заниматься этим вопросом.

Тема письма. Она должна быть максимально конкретной и информативной. Хорошо если уже в самой теме будет присутствовать название и номер документа, которые стали основанием для написание письма:

О несоблюдении условий договора №34 от 23.05.2017;
О ненадлежащем качестве услуг по договору №45 от 26.06.2017;
О задержке поставки по договору №56 от 01.07.2017.

Не стоит обозначать тему претензии как «Претензия».

Заголовок письма. Он может быть кратким - ПРЕТЕНЗИЯ. Обратите внимание, что этот заголовок обязательно должен фигурировать в письме. Не стоит начинать сразу с обращения к руководителю. Почему это важно? Дело в том, что такой заголовок даст основания рассматривать это письмо именно как претензию и соответствующим образом реагировать на нее согласно ГОСТу.

Преамбула и основная часть в претензии, как правило, совпадают.

Преамбула: «Направляем вам претензию в отношении…; Выражаем претензию в связи…; Предъявляем претензию по поводу…» и в этом же предложении дается изложение сути проблемы, т.е., основной части, в которой дается ссылка на документы, положения которых были нарушены.

В итоге, преамбула и основная часть будут выглядеть примерно так:

Направляем претензию по поводу поставки полиграфической продукции компании «Рекламные технологии» (рекламных буклетов), поставленных Вами 23.06.2017 по накладной №Н-885577 согласно договору№ 34-С. Из двух тысяч рекламных буклетов двести единиц оказались ненадлежащего качества: изображение на 38 странице не пропечатано полностью.

Резюме. В этой части письма излагаются ваши требования: возмещение убытков, поставка дополнительных экземпляров продукта - это зависит от условий договора. Можно, но не обязательно, сообщить о своем намерении отстаивать интересы в судебном порядке:

Убедительно просим возместить ущерб, причинный в результате несоблюдения условий договора, в размере 33 тысяч рублей. В случае отсутствия реакции с Вашей стороны мы будем стоять перед необходимостью защиты своих интересов в судебном порядке.

Приложение является обязательной частью данного вида писем. Копии всех документов, упоминаемых в тексте, накладные, чеки, акты, договоры должны быть приложены к тексту. Чем больше бумаг, подтверждающих вашу правоту, тем лучше. Разумеется, что не нужно прикладывать тексты законов, на которые есть ссылка в документе. Достаточно указать название закона, статьи и пункты.

Оформление приложение осуществляется стандартным образом:

Приложения:
Копия договора №34-С на поставку рекламных буклетов от 17.06.2017 на 3 л. в 1 экз.;
Копия накладной №Н-885577;
Копия платежного поручения№ 345 от 23.06.2017 и т.д.

     Подпись. Ее должен поставить генеральный директор. Возможен вариант, что подписать документ может главный юрист организации, при условии, что его должность не ниже начальника отдела. В случае, если должность юриста окажется ниже или в штате вашей компании всего один юрист, то продемонстрировать его наличие можно, подписав письмо следующим образом:

Юрисконсульт высшей категории И.Я. Соломенный
Генеральный директор З.Г. Рукавишников.

Причины, по которым нужно продемонстрировать наличие в вашей компании юриста, очевидны.

Как отправить письмо-претензию

Письмо-претензия отправляется обычной почтой в бумажном виде. Это должен быть оригинал письма. Не следует пользоваться в данном случае факсом и электронной почтой. Еще лучше отвезти претензию лично и сдать в канцелярию.

Если вы отправляете претензию почтой, то сделать это нужно заказным письмом с уведомлением о вручении. Почтовое уведомление с подписью о получении станет знаком того, что документ доставлен.

Если вы доставляете претензию лично, то таким знаком станет входящий номер письма на экземпляре, который останется у вас.

Работник канцелярии или секретарь не имеет права не принять претензию на фирменном бланке с подписью генерального директора вашей организации. Иногда может возникнуть ситуация, что вам предложат оставить письмо, а зарегистрировать его позже в течение трех дней. Так поступать работники канцелярии могут только в случае приема претензии от физических лиц. В вашем случае следует настаивать на немедленной регистрации документа.

Образец претензии представлен ниже:

Образец претензии

Читайте также:

Анонсы будущих номеров

    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения» Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
      Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

      Рассылка




      Вопрос - ответ

      Отвечаем на Ваши вопросы

      Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
      Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
      Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
      Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
      Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

      PRO Делопроизводство
      Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      E-mail: document@sekretariat.ru

      
      • Мы в соцсетях
      Всего один шаг - и документ Ваш!

      Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль