Как развить навыки эффективной коммуникации

590
Многие менеджеры, секретари, руководители и предприниматели уверены, что коммуникация - это умение спорить, отдавать распоряжения и оправдываться. Однако все это не имеет никакого отношения к эффективной коммуникации. Как развить навыки эффективного общения, читайте в настоящей статье.

Навыки эффективной коммуникации

Начнем, с определения того, что является, а что не является эффективной коммуникацией.

Неэффективная коммуникация - это спор и пререкания с собеседником, единственная цель которых - отстаивание собственной точки зрения. Общение понимается как борьба, в которой обязательно должен быть победитель и побежденный. Истоки такого понимания коренятся в черно-белом мировоззрении, состоящем из оппозиций: свой-чужой, правильно-неправильно, победа-поражение, друг-враг, хорошо-плохо и т.д.Как развить навыки эффективной коммуникации

В таком мировоззрении нет полутонов и оттенков. Есть только одна истина, и другой быть не может. Задача общения, таким образом, сводится к выражению и отстаиванию собственного мнения. Если собеседник замолчал и временно смирился с вашим напором - это считается победой. В итоге, разногласия, другие точки зрения, иные взгляды не обогащают и не расширяют ваш кругозор, а становятся источником постоянного напряжения и конфликта.

Эффективная коммуникация строится на стремлении понять чужую точку зрения, учесть и принять иное мнение, чувства и взгляды. Основой такого общения становится умение слушать другого, а результатом - не победа одного и поражение другого, а выигрыш обоих.

Этот выигрыш заключается во взаимном обогащении, налаживании сотрудничества и достижении совместных результатов. Успех такого общения выражается не в том, чтобы заставить другую сторону замолчать, а добиться от нее слов: «Я рад, что вы меня поняли».

Читайте также:

Навыки эффективной коммуникации проявляются в том, что владеющий ими позволяет сосуществовать противоположным мнениям, он стремится понять чужую точку зрения и найти компромисс. Выяснение отношений, спор, о том, кто прав и кто виноват, ни к чему не приводят. Основной смысл эффективной коммуникации - наладить отношения и найти общий язык.

Когда вы проявляете искренне желание выслушать оппонента, понять его позицию и переживания, вы не изменяете себе, вы не отказываетесь от своей точки зрения, вы просто внимательно слушаете. В результате на переговорах создается благоприятная атмосфера безопасности, взаимопонимания и доверия, что значительно повышает вероятность подписания выгодного договора или заключения перспективной сделки.

Активное слушание: техника и преимущества

Преимущества техники активного слушания ярче всего проявляются на переговорах, при общении секретаря с руководителем и в работе отдела по обслуживанию клиентов.

Справка

Выделяют следующие приемы активного слушания:

  1. Пауза - просто перерыв в речи. Вы молчите, не перебиваете собеседника и даете ему возможность обдумать следующие слова. Иногда после такой паузы собеседник говорит нечто такое, о чем и не собирался говорить. Умение делать паузу и переключать внимание на собеседника - один из главных и самых трудных навыков активного слушания.
     
  2. Уточнение - не бойтесь попросить собеседника разъяснить что-либо из сказанного. Наоборот, человеку будет приятно, что вы интересуетесь деталями.
     
  3. Пересказ - попытайтесь своими словами повторить то, что вы только что услышали от своего собеседника. Постарайтесь выделить главное и расставить акценты. Пересказ даст вашему собеседнику возможность оценить, насколько правильно вы его поняли и в случае необходимости -скорректировать сказанное. Пересказ - отличный способ подведения итогов разговора. Ваш собеседник будет иметь возможность убедиться, что вы действительно его слушали и правильно поняли.
     
  4. Повтор - в отличие от пересказа, повтор является дословным повторением сказанного вашим собеседником. Не бойтесь, что собеседник подумает, что вы его передразниваете. Дословный повтор демонстрирует, что вы очень внимательны к тому, что сказал ваш визави и цените каждое его слово.
     
  5. Развитие мысли -  попытайтесь подхватить мысль слушателя и развить ее, придать ей новый импульс. Имейте в виду, что этот прием лучше использовать в разговоре с собеседником, которого вы знаете.
     
  6. Оценка собеседника -  по ходу беседы вы делитесь с собеседником своим впечатлением, которое он и его слова производят на вас: «Я понимаю, как вам трудно говорить об этом»; «Мне кажется, что эта тема очень близка вам».
     
  7. Оценка самого себя - вы сообщаете своему партнеру по коммуникации, как изменилось ваше состояние в ходе беседы: «Мне так приятно слышать это от вас»; «Мне поразила ваша история».
     
  8. Оценка самой беседы -  вы сообщаете собеседнику свое мнение по поводу состоявшегося разговора: «Я очень рад, что мы поговорили об этом»; «Думаю, что после этого разговора нам будет проще решить нашу проблему».

Приемы и правила эффективной коммуникации

Правило № 1.

Говорите по делу

Уважайте время своих собеседников. Говорить нужно только то, что от вас хотят услышать. Цель общения, как правило, предопределяет характер и объем информации, которую нужно сообщить. Если вы вам задают вопрос, отвечайте только на него. Никаких «кстати», «между прочим» и «от себя могу добавить».

Правило № 2.

Не говорите банальностей и не перегружайте данными

Уважайте своих слушателей. Не стоит рассказывать то, что им известно и без вас. Готовясь к встрече, к выступлению, к важной беседе постарайтесь соблюсти пропорцию между новой информацией и той, которая слушателям уже известна. Слишком большой объем новых сведений, обилие данных, особенно чисел, приведет к тому, что ваши собеседники утратят нить повествования и перестанут вас воспринимать. С другой стороны, если вы начнете сообщать факты, которые уже известны вашим слушателям, им попросту станет скучно.

Правило № 3.

Будьте гибким и изменчивым

Не стоит говорить с всеми одинаково. Меняйте жанр, стиль, лексический состав своего сообщения в зависимости от образования, возраста, социального статуса своих собеседников. Имейте в виду, что устная и письменная речь - это два совершенно разных языка, со своими законами, грамматикой, лексикой и синтаксисом. Даже идеально написанное выступление при произнесении вслух будет звучать неестественно. Особенно это касается юридических, экономических и финансовых текстов. Письменные тексты создаются для чтения. Поэтому старайтесь всегда это учитывать и переформулировать такие тексты еще на стадии подготовки к выступлению или встрече.

Правило № 4.

Говорите правду

Ваш собеседник воспринимает не только что вы говорите, но и как вы это делаете. Есть много мелочей, которые вы просто не можете контролировать, а ваш собеседник улавливает их бессознательно - интонация, жесты, выражение глаз, направление взгляда, цвет лица, количество непреднамеренных пауз, повторы, темп речи, выбор слов. Большинство людей неосознанно понимает, когда их собеседник искренен, а когда нет. Поэтому совет один и очень простой - говорите правду - не запутаетесь. Это главное условие содержательной и эффективной коммуникации.

Правило № 5.

Говорите просто

Очевидный факт, но многие о нем забывают: информация лучше воспринимается, когда излагается простыми и доходчивыми средствами. Очень часто малообразованные люди пытаются скрыть недостаток образования путем насыщения своей речи длинными, умными, чаще всего заимствованными словами. Это сразу выдает их. Обратите внимание, что хорошо образованные люди, когда понимают, о чем они говорят, излагают свои мысли очень просто и доходчиво. На самом деле, такая простота стоит больших усилий. Изложить сложную мысль коротко и ясно с помощь простых слов очень трудно. Гораздо проще простую и банальную мысль изложить сложным и заумным языком. Когда вы говорите четко и ясно, это демонстрирует собеседнику, что вы и мыслите так же.

Правило № 6.

Помните о контексте и ситуации

Любой ситуации общения должны соответствовать свои средства языкового выражения.
Сравним слова: быстро, стремительно, в темпе, полным ходом, опрометью, пулей, стрелой, рысью, во весь опор, что есть духу, сломя голову, мигом.
Смысл, который передается этими словами, примерно одинаков. Но использовать их можно далеко не во всех ситуациях. При выборе слов, всегда помните, что для вас важнее - сообщить собеседнику информацию или произвести впечатление.

Читайте также:

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения» Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
      Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»




      Вопрос - ответ

      Отвечаем на Ваши вопросы

      Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
      Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
      Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
      Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
      Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

      PRO Делопроизводство
      Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      E-mail: document@sekretariat.ru

      
      • Мы в соцсетях
      Вы - делопроизводитель? Зарегистрируйтесь!

      Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
      После регистрации вы сможете:

      • читать любые статьи по делопроизводству на нашем сайте!
      • бесплатно подписаться на ежедневные новости по делопроизводству
      • участвовать в вебинарах
      • задавать вопросы экспертам

      Оставайтесь с нами!
      с заботой о Вас, портал PRO - делопроизводство

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Всего один шаг - и документ Ваш!

      Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль