Как взаимодействовать с коллегами

358
Работа в коллективе — это постоянное общение. Как наладить контакты и найти общий язык с абсолютно разными людьми? Как эффективно взаимодействовать с коллегами и руководством? Не дожидайтесь первых конфликтов. Начните работать над отношениями уже сегодня.

Культура общения на работе

Для многих людей работа без преувеличения становится вторым домом. Значительную часть своей жизни работающий человек проводит в офисе, общаясь с сослуживцами, подчиненными, руководством, деловыми партнерами и клиентами. Как взаимодействовать с коллегамиИменно поэтому атмосфера в коллективе имеет огромное значение. Иногда люди уходят из компании только потому, что их взаимоотношения с коллегами оставляют желать лучшего. Некоторые высококвалифицированные специалисты, обладая потрясающими знаниями в деловой сфере, совершенно не умеют общаться. В большинстве случаев это происходит от того, что все их внимание сосредоточено на карьере, и они просто не задумываются над тем, как вести себя с коллегами на работе. Тем не менее, над взаимодействием в коллективе нужно работать постоянно. Только так можно создать комфортную атмосферу и избежать множества конфликтов.

В основе культуры делового общения лежит 6 базовых принципов:

Принцип № 1.

Пунктуальность

Это черта человека, который ценит свое время и распределяет его рационально. Пунктуальность характерна для дальновидных и собранных людей, которые легко приспосабливаются к обстоятельствам. Соблюдение данного принципа в деловом общении на работе — это способ проявления уважения.

Принцип № 2.

Вежливость

В основе этого принципа лежит доброжелательность и признание ценности другого человека. Вежливость во взаимодействии с коллегами и руководителем может проявляться в корректности, учтивости, любезности и деликатности. Такое поведение помогает выказать уважение, произвести хорошее впечатление и завоевать доверие.

Принцип № 3.

Тактичность

Во взаимодействии с коллегами важно соблюдать дистанцию: не задавать неприятных, компрометирующих вопросов, проявлять чувство меры, не акцентировать внимание коллектива на допущенных кем-то ошибках, не делать резких публичных заявлений.

Принцип № 4.

Целесообразность

Наиболее рациональным при выборе линии поведения в команде считается соблюдение принципа целесообразности.  Любое предписание деловой этики служит определенным целям: сделать общение удобным для всех его участников.

Принцип № 5.

Эстетическая привлекательность поведения

Данный принцип предполагает соответствие поведения и внешнего вида внутреннему содержанию человека, его личным качествам. Деловая этика не допускает совершения поступков, оскорбляющих эстетические чувства других членов коллектива.

Принцип № 6.

Учет традиций и обычаев

При взаимодействии с коллегами важно помнить, что команду объединяют общие цели, для достижения которых нужно создать комфортный для всех работников климат. Так, например, принадлежность к разным культурам или следование разным обычаям не должно мешать деловому общению.

Взаимодействие с коллегами и руководством: типичные ошибки

Хорошие взаимоотношения с коллегами и руководством — результат долгого и кропотливого труда. В современной бизнес-среде много хороших специалистов, профессионалов своего дела. Однако для карьерного роста недостаточно просто овладеть своей профессией в совершенстве. Если человек неприятен окружающим, он вряд ли будет востребован. Для этого нужно уметь общаться, поддерживать связи, выстраивать отношения.

В деловом общении можно выделить три основных правила эффективного взаимодействия с коллегами и руководством:

Правило № 1.

1.Любые действия должны быть осознанными

В бизнесе недопустимо принимать решения и действовать исходя из собственного настроения. Каждый сделанный шаг должен быть осознан. Большую часть конфликтов и неудобных ситуаций можно предотвратить, выработав для себя ряд универсальных принципов взаимодействия.

Правило № 2.

2.Принимайте коллег такими, какие они есть

Основная ошибка многих профессионалов — попытка перевоспитать сослуживцев, перестроить их поведение в соответствии с собственными убеждениями. Такие попытки чаще всего заканчиваются взаимными обидами или открытыми конфликтами. Эффективное взаимодействие с коллегами требует уважения и признания их достоинств, умения достигать взаимовыгодных компромиссов в спорных вопросах.

Правило № 3.

3.Не сокращайте дистанцию без необходимости

Сплетни — один из злейших врагов любого коллектива. Излишняя откровенность может спровоцировать ненужные разговоры. Прежде чем делиться с сослуживцами бытовыми новостями или обсуждать семейные дела нужно подумать, не станет ли это причиной неудобной ситуации в дальнейшем.

Любой профессионал не понаслышке знает, что для быстрого роста важно принимать решения, допускать ошибки и набираться опыта. Это правило распространяется и на культуру общения на работе. Могут пройти годы до того как человек освоится в команде, научится эффективному взаимодействию с коллегами и определит оптимальную линию поведения.

Приведем примеры наиболее распространенных ошибок, допускаемых в деловом общении:

Типичная ошибка

Почему нельзя ее допускать

Как исправить положение?

Панибратство

Не стоит вторгаться в личное пространство без согласия другой стороны. Вольности могут привести к болезненной реакции.

Для взаимодействия с коллегами достаточно вежливости и корректности. Важно поддерживать удобную для всех дистанцию.

Покровительство

Навязчивые попытки воспитания больно бьют по самолюбию. Такое поведение заставляет целенаправленно выискивать у наставника недостатки и ловить его на ошибках.

Опытом лучше делиться ненавязчиво, не унижая менее подготовленных людей покровительственным тоном.

Безразличие к работе

Показное безразличие к общему делу может раздражать тех членов коллектива, которых оно действительно увлекает.

Даже в рутинных занятиях можно найти новые интересные задачи.

Излишняя эмоциональность

В деловом взаимодействии нет места бурным проявлениям эмоций. Со временем они начинают просто раздражать окружающих.

Умение контролировать эмоции, признавать ошибки и вовремя просить о помощи — важный навык разумного сотрудника.

Некультурная речь

Важный признак интеллектуальной зрелости — грамотная речь. Если человек не способен внятно выразить свою мысль, собеседник может сделать неприятные выводы о его интеллекте.

Деловая этика не допускает использования ненормативной и подчеркнуто бытовой лексики. Ораторское мастерство и общая эрудиция способствуют эффективному взаимодействию.

Как себя вести на новой работе

Начало работы в новом коллективе — это неизбежный стресс, с которым сталкиваются все профессионалы. Процесс адаптации неизбежен, но его можно сократить, наладив взаимоотношения с коллегами с самого начала сотрудничества. Существуют общепринятые рекомендации, как вести себя на новой работе, чтобы быстрее влиться в коллектив.

Что нужно делать?

Чего делать нельзя?

Соблюдать принятые в данной среде правила взаимодействия с коллегами: манеры общения, дресс-код, нюансы рабочего процесса

Устраивать революции, пытаться заставить коллектив играть по своим правилам      

Поддерживать открытый и доброжелательный настрой

Избегать общения, закрываться, прятаться за неотложными делами

Попробовать выделить неформального лидера и наладить с ним доверительные отношения

Проявлять надменность и высокомерие даже для того, чтобы скрыть волнение

Обустроить рабочее место в соответствии с собственными профессиональными привычками

Стараться понравиться всем сразу

Проявлять себя в знакомых сферах, использовать свои достоинства

Попадаться на провокации, бурно реагировать на неприятные ситуации

Научиться вежливо отказывать с самого начала, чтобы избежать конфликтов в дальнейшем

Пренебрегать правилами делового этикета, терять чувство меры при взаимодействии с коллегами

В каждом коллективе, как правило, существует своя культура общения на работе, общепринятые правила взаимодействия. В первое время стоит придерживаться политики ненавязчивого наблюдения, чтобы освоиться на новом месте самому и дать сослуживцам привыкнуть новому сотруднику. Непривычная поначалу обстановка может стать интересным этапом жизни, а незнакомцы — превратиться в надежных напарников и даже друзей.

Читайте также:

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения» Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
      Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»




      Вопрос - ответ

      Отвечаем на Ваши вопросы

      Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
      Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
      Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
      Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
      Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

      PRO Делопроизводство
      Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      E-mail: document@sekretariat.ru

      
      • Мы в соцсетях
      Всего один шаг - и документ Ваш!

      Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль