Профстандарты секретаря

767
В каждой организации в задачи секретаря входит разный круг функционала. Обязательно ли применение профстандарта? Как его использовать во благо?

Профстандарты секретаря – это описание навыков, которыми должен обладать секретарь, описание функциональных обязанностей, требований по образованию и уровню квалификации, набора должностных обязанностей.

Так как действующее законодательство пошло по пути формализации (нормативного закрепления) круга обязанностей по различным должностям, то это коснулось и такой должности как секретарь. Документ с вышеописанным содержанием принят на уровне нормативного акта (ст. 195.2 ТК РФ) – Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 мая 2015 г. N 276н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией"

Содержание стандарта

Как видим, в наименовании документа и самого стандарта слово «секретарь» отсутствует. Называют эту должность специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией.

Но проблема в том, что секретарь в каждой конкретной компании выполняет порой совершенно разный набор функций. А в некоторых крупных организациях так вообще созданы целые отделы секретарей, где функционал разделен. Поэтому применить профстандарт секретаря буквально, описав четко его в должностной инструкции работника в соответствии с Приказом – практически нереально.Профстандарты секретаря

Работу секретаря можно разделить на несколько направлений:

  • работа непосредственно с руководителем (организация его деятельности, помощь, ведение его документации, планирование и т.д.) – тогда мы будем применять профстандарт секретаря руководителя;
     
  • работа с документацией и делопроизводством (в трудовые обязанности по данной должности зачастую входит работа с входящей и исходящей документацией, регистрация, хранение, ведение различных журналов, оформление документации по сфере деятельности); в этом случае говорим про профессиональный стандарт делопроизводителя.

В документе (профстандарте) трудовые функции скомпонованы как раз исходя из разных направлений: организационное обеспечение, документационное обеспечение, информационно-аналитическая деятельность и сочетания их.     

Справка

Профстандарты секретаря, согласно Приказу, содержат, например, такие трудовые функции:

  1. Организация телефонных переговоров руководителя;
  2. Организация работы с посетителями в приемной руководителя;
  3. Составление и оформление управленческой документации;
  4. Обеспечение руководителя информацией;
  5. Организация деловых контактов и протокольных мероприятий и др.

К каждому описанному трудовому действию прилагается описание необходимых навыков, умений и знаний. Указываются также требования к опыту, уровню образования.

Для работы секретарем необходимо наличие среднего специального либо неоконченного высшего образования. Помимо этого, в профстандартах секретаря 2016 года указано, что необходим опыт практической работы. Именно наличие опыта работы для секретаря является обязательным условием, в виду того, что планирование и организация деятельности руководителя в каждой компании по своему уникальна и во многом зависит от деятельности и направленности предприятия.

Следует отметить, что навыки и умения секретаря по профессиональным стандартам достигаются путем получения профессионального опыта. Таким образом, можно сделать вывод, что длительный срок работы секретаря на занимаемой должности является одним из главных путей достижения соответствия профессиональным стандартам.

Профессиональные стандарты секретаря руководителя содержат такой функционал:

организация подготовки, проведения и обслуживания конферентных мероприятий (совещаний, заседаний, переговоров, конференций и т.п);

осуществление контроля исполнения поручений руководителя;

организация и поддержание функционального рабочего пространства приемной и кабинета руководителя;

составление и оформление организационных документов.

Справка

Профессиональный стандарт делопроизводителя указывает на такие трудовые функции:

  1. организация работы с документами;
  2. организация текущего хранения документов в организации;
  3. организация обработки дел для последующего хранения.

Обязательность использования профстандарта

Данный документ обязаны использовать в работе государственные и муниципальные учреждения, а также компании, где более половины собственности принадлежит государству. Коммерческие организации используют его по желанию.

Никаких требований в части того, что описанным требованиям должен соответствовать один человек, как и выполнять весь описанный функционал, не установлено. Один человек вправе совмещать несколько направлений (т.е. быть и секретарем руководителя и специалистом по документообороту, например), либо функционал может быть распределен среди нескольких сотрудников секретариата.

Читайте также:

Порядок применения профстандарта

Итак, как же могут применить на практике описанный функционал и требования по должности коммерческие структуры, для которых внедрение его необязательно? В любом случае, в компании должна быть разработана должностная инструкция, а при ее разработке профстандарты секретаря – лучший помощник. Оттуда вполне можно взять формулировки трудовых функций, понять, подходят ли они к специфике данной конкретной компании. Возможно расширять или наоборот сужать функции, примеряя на свою сферу деятельности, на свою структурную организацию, свои задачи. Это наиболее правильный путь использования данного документа.

С профстандартом руководитель коммерческой структуры может сверить уровень квалификации своих секретарей, проверить, обладают ли они навыками, умениями, знаниями, которые предъявляет профстандарт к данной должности. При необходимости может быть принято решение о повышении квалификации, обучении, перераспределении обязанностей и т.д.

Как вводить профстандарт

Процедура введения требует длительных подготовительных действий. Если же вы решитесь заняться внедрением ПС, то рекомендуем вам делать это в соответствии с алгоритмом. Для начала рекомендуем создать рабочую группу, которая будет заниматься процедурой введения профессиональных стандартов. Далее следует назначить ответственное лицо или группу лиц в обязанности которых будет входить отслеживание обязательных к применению ПС. Согласовать штатное расписание организации с ПС и определить, работа каких сотрудников должна вестись в согласовании с ПС. На данный момент может отправить любого сотрудника на экзаменацию для определения соответствия его навыков профстандартам его должности. В случае несоответствия рекомендуем направить работника на обучение либо оформить перевод на должность, соответствующую знаниям и навыкам.

Читайте также:

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
      Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»




      Вопрос - ответ

      Отвечаем на Ваши вопросы

      Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
      Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
      Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
      Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
      Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

      PRO Делопроизводство
      Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64197 от 25.12.2015


      E-mail: document@sekretariat.ru

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

      Регистрация бесплатная и займет всего минуту!

      После регистрации вы сможете:

      • читать любые статьи по Делопроизводству и Документообороту на нашем сайте
      • бесплатно подписаться на ежедневные новости для секретарей и офис-менеджеров
      • участие в онлайн вебинарах и возможность задавать вопросы экспертам

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Всего один шаг - и документ Ваш!

      Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль