Этика делового общения

593
Да, подчиненные иногда раздражают, а начальники порой бесят. Как держать свои эмоции в рамках? И где эти рамки? Кем установлены? Разберемся с понятиями этика и культура делового общения.

Понятия

Что же такое этика? Это совокупность нравственных норм правил, по которым регулируется поведение индивидов. Соответственно, этика в деловом общении будет регулировать поведение и отношения людей между собой в процессе производственной деятельности и при решении различных бизнес-задач. Этика делового общенияРазумеется, этика и культура делового общения присутствует не только в бизнесе, но и в сферах управления, образования, государственной службы , здравоохранения и т.д.

Правила делового общения бывают как негласные, так и оформленные в виде определенных норм поведения, закрепленных локальным нормативным актом (т.е. гласные).

К негласным относятся те, которые вроде бы понятны большинству людей не только в рамках делового общения. Определенные рамки воспитания прививают людям такие негласные правила, как проявление уважения к собеседнику, недопустимость оскорблений, грубости, ненормативной лексики. Предполагается, что сотрудник, занимающий должность в компании, где необходимо выстраивать коммуникации с коллегами, клиентами, подчиненными и руководством, обладает базовыми навыками этики и этикета в общении.

Некоторые компании считают важным прописывать правила этики делового общения в своих локальных нормативных актах.

Рассмотрим основные принципы этики делового общения.

Базовые принципы

Независимо от того, закреплены ли как-то нормы поведения в локальном акте компании, к базовым относятся следующие:

Проявление уважения (соблюдение личного пространства, удержание от вопросов личного характера и выяснения проблем, корректность в общении и др.)

Доброжелательный тон в беседе (всем известные моменты, что собеседника надо дослушать до конца и не перебивать, не повышать голос, не использовать грубые слова и ненормативную лексику и др.)

Контакт с глазами собеседника при личных беседах и иные.

Если компания решит закрепить все же принципы и нормы делового этикета применительно к своей деятельности, то делается это, как правило, в таком документе как кодекс деловой этики. Хотя называться локальный нормативный акт может и по-другому, например, положение или инструкция. В ней компания прописывает правила поведения, которые ожидаются от сотрудников и выполнения которых компания вправе требовать.

Подробнее о том, как составить такой документ и что в него включить, описано здесь

Общение по вертикали

В любых бизнес-коммуникациях сотруднику приходится выстраивать общение как со своими подчиненными (если речь идет о руководителе любого звена), так и с начальниками (любого уровня).

Этика и поведение делового общения руководителя строится на принципах доверия сотрудникам. Как правило, то, как ведет себя руководитель, во многом определяет и поведение подчиненных. Именно руководитель задает атмосферу в коллективе, предоставляет образец для взаимоотношений между сотрудниками.

Справка

Базовыми принципами делового общения руководителя являются такие:

  1. не следует критиковать личность подчиненного, а исключительно его поступки и его действия;
     
  2. истерикам, повышенным тонам, крикам и унижениям не должно быть места в деловой среде (да и в любой другой тоже);
     
  3. выдавая распоряжения и приказы, желательно учитывать личность своего подчиненного работника;
     
  4. четкое и ясное изложение своих мыслей и намерений – залог того, что поручение будет исполнено наилучшим образом; если нужно - необходимо повторить и разъяснить свои распоряжения;
     
  5. всегда защищать своих сотрудников перед третьими лицами, а внутри своего коллектива быть справедливым;
     
  6. одинаковое отношение ко всем своим подчиненным – залог здоровой атмосферы.

Профессиональная этика делового общения подчиненного с руководителем строится на иных немного принципах. Например:

навязывание своей точки зрения, агрессия, командный тон, упрямство – все это не является этичным по отношению к руководителю;

соблюдение иерархии, установленной в организации, является признаком хорошего тона в плане этики делового общения. Иными словами, не обращайтесь к более высокому по статусу руководителю, минуя иных руководителей ниже его по иерархии - это недопустимо при деловом общении;

максимально деликатные и прямые формулировки своих просьб, пожеланий и соображений исключат недопонимания и шероховатостей при общении.

Подробнее про общение с руководителем читайте здесь

Читайте также:

Общение по горизонтали

С коллегами этика и этикет делового общения начинается также – с взаимного уважения в первую очередь. Без этого никуда. И здесь желательно помнить о том, какие цели вообще преследует деловое общение. В первую очередь, это решение бизнес-задач, а, следовательно, протекать диалоги должны именно в данном русле.

Если выстраивается коммуникация с сотрудниками одной компании, то здесь важна корпоративная культура, общая атмосфера в коллективе. Сотрудник, чувствующий себя комфортно, оцененный по достоинству, вряд ли будет «строить козни» специально своему коллеге. Общность интересов, понимание стратегии компании, ощущение ценности каждого сотрудника – основы правильной и здоровой коммуникации между коллегами.

Справка

Базовые принципы этики делового общения по горизонтали, между коллегами:

  1. надо стремиться к тому, чтобы круг прав и обязанностей сотрудников был максимально определен и не пересекался;
     
  2. не стоит давать обещаний, если в выполнении их не уверен на сто процентов, и преувеличивать возможности;
     
  3. лезть человеку в душу – не этично, среди коллег  не принято выяснение обстоятельств личных дел и проблем;
     
  4. в коммуникации для достижения наибольшего результата важно видеть в коллеге в первую очередь личность, а не средство достижения целей и удовлетворения своих амбиций.

О том, как не ошибиться в выборе тактики общения с коллегами, читаем здесь

Этика телефонных переговоров и деловой переписки

Этика и культура делового общения применима не только при личных переговорах. Современные реалии позволяют вести бизнес, осуществлять решение текущих бизнес-задач даже удаленно. Такие средства деловой коммуникации, как электронная переписка, видео-конференции, постановка задач с помощью специальных программных продуктов и даже применение электронно-цифровой подписи предоставляет все больше возможностей уходить в сферу виртуального общения и в бизнесе тоже. Поэтому все те принципы этики делового общения, нормы применимы и в общении виртуальном.

Аналогичным образом недопустима грубость в переписке и во время онлайн-встреч. Если в компании отсутствует свод принятых правил этики, то сотрудники придерживаются общих базовых принципов деловых коммуникаций.

При телефонном общении принято называть наименование компании, свою должность и имя. Доброжелательный тон беседы и внимание к вопросу – залог создания благоприятного впечатления и поддержание хорошего имиджа компании.

Справка

Обучение этике и этикету делового общения

Знания в этой сфере и навыки деловых коммуникаций уже давно входят в базовый набор компетенций профессионального сотрудника. Разумеется, если должность предполагает ведение деловых переговоров, достижение результата в бизнесе через общение и деловые коммуникации – эти профессиональные качества выходят на первый план и иногда даже перекрывают требования по уровню образования или иные.

Современный спрос на такого рода информацию и компетенции рождает и предложение. Любой стремящийся вверх по карьерной лестнице сотрудник в том или ином варианте знаком с понятием «этика делового общения», курсы предлагаются многими тренерами и коучами. В настоящее время программа «этика делового общения» доступна как в онлайн режиме, так и на очных обучающих программах. Недостатка в информации и способах обучения нет. Кроме того, эта тематика стала предметом огромного количества книг, статей, интервью, поэтому информация доступна и для самостоятельного изучения и ознакомления.

Читайте также:

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
      Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»




      Вопрос - ответ

      Отвечаем на Ваши вопросы

      Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
      Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
      Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
      Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
      Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

      PRO Делопроизводство
      Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64197 от 25.12.2015


      E-mail: document@sekretariat.ru

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

      Регистрация бесплатная и займет всего минуту!

      После регистрации вы сможете:

      • читать любые статьи по Делопроизводству и Документообороту на нашем сайте
      • бесплатно подписаться на ежедневные новости для секретарей и офис-менеджеров
      • участие в онлайн вебинарах и возможность задавать вопросы экспертам

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Всего один шаг - и документ Ваш!

      Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль