Как вести себя в конфликтной ситуации, чтобы всегда оставаться победителем

278
Конфликты свойственны любому коллективу. Кого-то они выводят из себя, кого-то вдохновляют. Сценарии поведения, тесты, советы и рекомендации, как вести себя в конфликтной ситуации, - все это в материале статьи.

Как реагировать на конфликтную ситуацию в коллективе: изучаем на примерах

Сотрудник саботирует распоряжение руководителя

Работник отдела был замечен в саботаже. При этом он настраивает коллег против руководителя. До этого таких ситуаций не было. Как понять, почему он так поступает?

Причины такого поведения могут быть разные. Нередко сотрудником движет личная обида. Например, его не повысили в должности, не оценили результаты работы, и подобным поведением он мстит руководителю. Но бывает и так, что саботажем сотрудник выражает неравнодушие. Например, стремится достучаться до руководства, когда не согласен с политикой компании. В этом случае саботаж несет в себе конструктивную составляющую. Внимательно выслушав работника, можно принять меры, чтобы улучшить ситуацию в компании.Как вести себя в конфликтной ситуации, чтобы всегда оставаться победителем

Рекомендуем поговорить с саботажником. Выясните его мотивы. Попытайтесь договориться с ним, чтобы предотвратить конфликтную ситуацию. Откровенный разговор по душам позволит сотруднику «выпустить пар» и начать вести с руководителем конструктивный диалог. Оптимально, чтобы такая беседа проходила не в кабинете руководителя, а на нейтральной территории. Поговорите и с остальным коллективом. Спросите, чем они недовольны и как видят способы урегулирования ситуации.

Посоветуйте руководителю регулярно общаться с подчиненными. Проводить опрос для изучения атмосферы в коллективе (образец ниже) или удовлетворенности условиями труда (образец ниже). Выслушивать каждого работника и корректно предоставлять ему обратную связь по результатам труда. Проводить разъяснительную работу в отношении политики руководства и принимаемых в компании решений. Это лучший способ профилактики саботажа.

Как вести себя в конфликтной ситуации, чтобы всегда оставаться победителем 

Как вести себя в конфликтной ситуации, чтобы всегда оставаться победителем

Коллеги враждуют между собой

Сотрудники сильно поругались. Непосредственный руководитель не стал вмешиваться. Однако ситуация ухудшилась. Они втянули в конфликт других работников отдела. В итоге сложились две враждующие группировки, которые постоянно выясняют друг с другом отношения. Как наладить отношения в отделе?

Методы разрешения конфликтов:

Побеседуйте с каждой из сторон конфликта отдельно. Постарайтесь донести до враждующих сотрудников, что ссора создает негативную атмосферу в коллективе, что повлияет на результаты командной работы. Сохраняйте нейтралитет. Не поддерживайте одну из враждующих сторон, не давайте оценку действиям и словам и не поучайте.

Попытайтесь разобраться в причинах спора и понять, почему стороны ведут себя так, а не иначе. Предложите сторонам поменяться ролями, поставить себя на место оппонента. Выяснив все детали, найдите возможные способы решения конфликтной ситуации.

Может оказаться и так, что конфликт носит личностный характер. Например, он обусловлен психологической несовместимостью сотрудников или столкновением двух неформальных лидеров. В этом случае помогите сторонам высказать претензии друг к другу без эмоционального накала и перехода на личности. И выработайте совместно стратегию поведения в конфликтной ситуации.

Как вести себя в конфликтной ситуации, чтобы всегда оставаться победителем

Читайте также:

Совещание в отделе закончилось скандалом

В отделе финансов на совещании произошел конфликт между руководителями проектов. Они никак не могли распределить ресурсы. Словесный спор перешел в оскорбления. Вовремя вмешался руководитель подразделения. Что делать, чтобы такая ситуация не повторилась?

Если на совещании возник спор, можно применить технику «обмен позициями». Попросите оппонентов поменяться местами и взглянуть на предмет спора с другой стороны. Если достичь согласия не получится, то вынесите вопрос на голосование. Итоги обсуждения закрепите письменно. Для этого с самого начала назначьте одного из участников совещания ответственным за ведение протокола. В конце совещания зачитайте основные положения.

Если ситуация зашла далеко и эмоциональный накал высок, то перенесите совещание на другое время. Это позволит участникам «остыть» и начать мыслить рационально. В перерыве между совещаниями отдельно обсудите возникшую ситуацию с каждой стороной конфликта. Сформулируйте позицию сторон в письменном виде, выделите отдельно источник несогласия и способы решения конфликта.

Не стоит совмещать проблемное совещание с другими видами собраний, чтобы участники не перескакивали с одного вопроса на другой. Если в повестке совещания затронуты несколько острых моментов, то необходимо сначала обсудить простые, а затем сложные. Чтобы снизить напряженность, подобное совещание можно заранее объявить мозговым штурмом, дискуссией и провести его в непринужденной обстановке (другие советы в схеме ниже).

Как вести себя в конфликтной ситуации, чтобы всегда оставаться победителем

Справка

Итак:

  1. Лучший способ профилактики саботажа – регулярное общение с подчиненными и опросы на предмет атмосферы в коллективе.
     
  2. Выступая посредником в конфликте, сохраняйте нейтралитет. Не поддерживайте одну из враждующих сторон, не давайте оценку действиям и словам.
     
  3. Если на совещании возник спор, примените технику «обмен позициями». Попросите оппонентов поменяться местами, чтобы они взглянули на предмет конфликта с другой стороны.

Как справиться с эмоциями в конфликтной ситуации

Научитесь управлять своим эмоциональным состоянием. Немногие из нас умеют жить по принципу «мне не нужно расслабляться, потому что я не напрягаюсь». В большинстве случаев мы реагируем на конфликт, и это выводит нас из состояния эмоционального равновесия. В итоге мы неадекватно реагируем на события, слова, замечания и т. д. Существует множество методик, которые позволяют управлять своим эмоциональным состоянием в конфликтной ситуации. Но лучше известного способа «посчитать до десяти» так и не придумано. Эмоция – сродни автомобилю, который катится с горы. Как только почувствуете, что «набираете скорость», жмите на внутренние тормоза.

Главное, помните об элементарном правиле: на работе надо работать, это означает, что в течение рабочего дня вам нужно сосредотачиваться только на производственных задачах. Понимаем, что у вас могут быть важные личные дела, которые надо решить в рабочее время. Как это совместить? Если рабочий график позволяет, то организуйте свой рабочий день таким образом: в течение каждого часа с 00 минут до 50 минут занимайтесь рабочими вопросами, а в период с 50 минут до 59 минут – личными.

Полноценно отдыхайте и восстанавливайтесь. Начните с малого – эффективно отдыхайте, даже если у вас есть всего 5–10 минут. Чтобы выработать привычку концентрироваться на отдыхе, используйте данные об эффективности отдыха с точки зрения пользы для организма и проставляйте себе баллы за отдых в течение дня.

На заметку

Эффективность отдыха с точки зрения пользы для организма:

  1.  1 балл – на рабочем месте, в той же позе, глядя в компьютер и читая что-то не по работе в Интернете;
     
  2.  2 балла – на рабочем месте, отвернувшись от компьютера, поговорить с коллегой на нерабочие темы;
     
  3.  3 балла – отойти от рабочего места в другой отдел, на другой этаж и т. д., обсудить там рабочие и нерабочие вопросы, выпить чаю с коллегами;
     
  4.  4 балла – выйти из офиса на улицу, полюбоваться на природу, полностью отключиться от офисной среды;
     
  5.  5 баллов – выйти на улицу, походить, размять суставы, дать отдых уставшим от монитора глазам, полностью забыть обо всех рабочих проблемах.

Подробнее о способах выхода из конфликтной ситуации читайте в статье "Секреты эффективного взаимодействия с руководителем"

Как защититься от стресса в конфликтной ситуации

Научитесь снижать важность происходящего. 

Не стоит работать там, где вы постоянно испытываете психологическое давление, даже если ваше финансовое положение крайне затруднено. Пренебрежение психологическим здоровьем может привести к заболеваниям. Придется лечиться, а это только усугубит ваши проблемы.

Выбирая работу, каждый мысленно оценивает ее плюсы и минусы. Вам кажется, что плюсы на работе перевешивают? Тогда приложите все усилия, чтобы не реагировать на стресс излишне эмоционально.

Дома, в спокойной обстановке, потренируйтесь в… безразличии.

Есть такой психологический прием, который называется «якорение». Сядьте на стул, расслабьтесь. Вспомните те ситуации, когда вам было что-то безразлично.

Безразличие — наиболее подходящая для ситуации эмоция. Безразличие даст вам контроль над собственным телом и мыслями. При этом оно не будет сильно дисгармонировать с происходящим.

Вживитесь в те случаи, когда вы сохраняли безразличие и не вовлекались эмоционально. Можно закрепить свое психологическое состояние, например, используя определенный жест. Жест должен быть естественным и незаметным стороннему наблюдателю. И в то же время он должен быть «уникальным», иначе якорь быстро «сотрется».

Тренируйте расслабление тела и правильное дыхание. 

Во время стресса мышцы непроизвольно сжимаются. Когда чувствуете, что возникает конфликтная ситуация, расслабьте тело и следите за дыханием. Мысленно пройдитесь по своему телу сверху вниз, от макушки до кончиков пальцев на ногах. Максимально расслабьтесь (и удерживайте такое состояние). Наблюдайте за дыханием — оно должно быть плавным и медленным.

Например, вы можете дышать на 4 счета — вдох 4 счета, выдох 4 счета. Между вдохом и выдохом можно делать дополнительные паузы тоже на 4 счета.

Оцените масштабы проблемы. Сделайте анализ конфликтной ситуации.

Например, вы опоздали на работу. И что? Обычно это не является поводом для крика, но ситуации случаются разные. Вы совершили ошибку. Во сколько она обошлась компании? Даже если сумма гигантская, криком проблему не решить. Надо думать, как исправить ситуацию. Нередко крик руководителя во время конфликтной ситуации несоразмерен вашему проступку. Обратите на это внимание (свое собственное, не руководителя). Когда начальник кричит на подчиненного, он хочет подавить его волю и способность думать. А еще — наказать и получить удовольствие за счет возвышения себя и унижения другого.

Как быть, если проблема не стоила выеденного яйца, но при этом вызвала неадекватную реакцию? Стратегией разрешения данного конфликта может стать попытка простить вашего начальника. У него могут быть психологические проблемы, которые он вымещает на подчиненных. Если есть возможность, оцените ваш проступок в деньгах (материалах, времени и т. д.). Это поможет вам на следующих этапах, когда вы будете аргументированно отвечать.

Подробнее о методах изучения и решения конфликтов читайте в статье "Что делать, если начальник на вас кричит? (Школа практической психологии)".

Читайте также:

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
      Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»




      Вопрос - ответ

      Отвечаем на Ваши вопросы

      Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
      Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
      Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
      Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
      Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

      PRO Делопроизводство
      Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64197 от 25.12.2015


      E-mail: document@sekretariat.ru

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

      Регистрация бесплатная и займет всего минуту!

      После регистрации вы сможете:

      • читать любые статьи по Делопроизводству и Документообороту на нашем сайте
      • бесплатно подписаться на ежедневные новости для секретарей и офис-менеджеров
      • участие в онлайн вебинарах и возможность задавать вопросы экспертам

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Всего один шаг - и документ Ваш!

      Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль