Коммуникативные навыки: глаголом жечь сердца людей

161
Коммуникативные навыки дают массу преимуществ: наша работа становится эффективнее, мы экономим время, общаясь со всеми сотрудниками одновременно. Как научиться эффективной коммуникации? Об этом расскажем в настоящей статье.

Какие коммуникативные навыки нужны при публичном выступлении

Хорошая подготовка – это основа успеха. Без нее невозможно выступить на должном уровне. К тому же, тщательно готовясь к выступлению, вы демонстрируете уважение к публике. Кому понравится, если докладчик путается в объяснениях и не разбирается в теме?

Мы не призываем не спать всю ночь перед выступлением. Подумайте, что уже вы знаете по данной теме. Затем реально оцените то, что еще необходимо изучить.

Выбирайте интересную вам тему. Тогда вам самой захочется узнать о предмете побольше. А если тема вам задана и интереса не вызывает? Найдите в ней нечто по-настоящему увлекательное. Например, новые данные или полезные практические примеры.

Какая у вас цель? 

Выступление существует не ради самого выступления. Оно позволяет достигать определенных целей. Для начала задайте себе вопросы:Коммуникативные навыки: глаголом жечь сердца людей

  • Для кого я выступаю?
  • Какую основную мысль хочу донести до слушателей?
  • Какие есть подводные камни у моего выступления?
  • Какие доводы помогут мне убедить аудиторию?
  • Что интересно узнать людям, перед которыми я выступаю?

Ваша задача – донести до слушателей информацию по результатам работы за какой-либо период. Ваша цель – понятно и доступно рассказать об этом. Тогда вероятность того, что выступление будет успешным, выше. У вас возникнет контакт с аудиторией. Не надо думать, как вы выглядите со стороны. Так вы будете сильно волноваться, и выступление окажется менее удачным.

Итак, сформулируйте главную мысль выступления в виде короткого предложения. Например: «Наша компания успешно выполнила план за II квартал текущего года». Продумайте аргументы, которые доказывают тезис. Запишите их на бумаге или в ментальной карте. Выберите из них самые подходящие.

ПРИМЕР

Тезис: «Все сотрудники должны принять участие в субботнике». Есть вероятность, что кто-то будет против. Поэтому при подготовке выпишите аргументы «за» и «против».

Почему нужно участвовать в субботнике?

Аргументы «за»

Аргументы «против»

все пойдут

по закону субботник – мероприятие добровольное

так хочет начальник

наказывать людей, не пришедших на субботник, нельзя

после субботника будет чище

в выходные надо отдыхать и восстанавливать силы

субботник способствует сплоченности коллектива

я не хочу

руководитель обещал премию и фуршет всем, кто примет участие

у меня есть другие дела

Проработка аргументов «за» и «против» позволит подготовиться к возможным возражениям слушателей.

Возьмем возражение: «В выходные надо отдыхать и восстанавливать силы». Расскажите, как важен для компании командный дух. Субботник раз в году, а выходных больше. Участников субботника ждут поощрения и т. д. Приводите аргументы, которые невозможно оспорить. Избегайте недостоверных и не подкрепленных фактами сведений. Их легко опровергнуть или поставить под сомнение.

Есть ли у вас план? 

Основная часть выступления.

Основная часть состоит из ключевых блоков – «ступеней». Согласно закону восприятия количество этих блоков – 7±2, то есть от 5 до 9. Большее количество ступеней слушатель воспринимает хуже.

Очень мощный прием – метафоры. Свойства одного объекта переносите на другой. Этот прием часто применяется не только в бизнесе, но и в науке. Альберт Эйнштейн объяснял теорию относительности с помощью образа человечка, сидящего верхом на световом луче.

Справка

Рекомендуем!

С помощью секундомера определите скорость речи. Так вы рассчитаете количество страниц текста, которое нужно подготовить.

Трудности при написании основной части выступления бывают такими:

  • связанные с нехваткой материала: добавьте в текст больше практических примеров;
  • материала слишком много. Тогда вы рискуете не уложиться в отведенное время. Найдите баланс между необходимой и достаточной информацией.

Подготовка вступления и заключения

Вы уже написали основную часть выступления? Приступайте к составлению вступления и заключения.

Главная задача вступления и заключения – создание благоприятной атмосферы. Цель вступления – «разогреть» публику. А цель заключения – сформировать у слушателей положительный эмоциональный фон в конце выступления. Поэтому нельзя пренебрегать этими частями.

Наполнить вступление и заключение можно с помощью: интересных статистических данных; шутки, анекдота; примера из жизни; призыва к действию (для заключения) и т. д.

Читайте также:

Какие коммуникативные навыки нужны при проведении презентации

Не нужно «изобретать велосипед». Всегда пользуйтесь презентациями, которые уже есть в компании. Особенно это актуально, когда речь идет об использовании единых данных, информации о компании, корпоративном дизайне.

Для небольшого совещания достаточно 10 слайдов. Включая открывающий слайд с темой выступления и закрывающий, в котором вы благодарите всех за внимание. Не надо гнаться за количеством слайдов!

Типичные ошибки в слайдах:

  1. Много информации на одном слайде. Пользуйтесь приемом 6×6 – шесть слов и шесть строчек. Старайтесь к этому стремиться.
  2. Слишком много самих слайдов. Вы не успеете за отведенное время дойти до конца презентации и удержать внимание аудитории.
  3. Нет иллюстраций – схем, графиков, диаграмм, рисунков, фотографий и т. д.
  4. Нелогичность аргументации на слайдах. Сначала идет сильный аргумент, потом – самый сильный, затем – средний и наконец – еще один сильный в конце. Слабых аргументов в презентации быть не должно!

Справка

Совет

Если нет времени работать с PowerPoint, подойдет и обычный флипчарт. Рисуйте на нем схемы. Распечатайте картинки на листах А4 и прикрепите их на доску.

Как преодолеть страх во время коммуникации

Страху публичного выступления в той или иной степени подвержен каждый человек. Время от времени его испытывают даже известные актеры и ораторы. Бояться публичного выступления – это нормально. Осознавайте это состояние. А эмоциональный подъем используйте для привлечения и удержания внимания аудитории.

Вы никогда не выступали или боитесь выступать публично? Поработайте со страхами до разработки плана выступления.

1. Избавьтесь от придуманных страхов

Что страшного может случиться во время выступления? Вы забудете слова? Не сможете связать мысли? Начнете заикаться, краснеть, бледнеть, трястись? Вас забросают помидорами? Теперь подумайте, насколько реалистичны эти страхи. Есть ли помидоры там, где вы будете выступать? Нет? Значит, помидорами не забросают. Чтобы не потерять нить повествования, вы подготовите презентацию. Слайды и подписи к ним помогут изложить все связно.

2. Репетируйте

С какими проблемами сталкивается неопытный выступающий? Он не знает, куда деть руки, как ходить по сцене и т. д. Потренируйтесь дома перед зеркалом. Запишите свое выступление на диктофон или на видео. Видеокамера, конечно же, предпочтительнее. Почему мы советуем прибегнуть к помощи записывающей аппаратуры?

  • Вы не будете отвлекаться от выступления, общаясь с отражением в зеркале.
  • Люди боятся камеры гораздо больше, чем зеркала.
  • Запись можно впоследствии пересмотреть, чтобы оценить прогресс.

3. Прогоните из головы мыслевирусы

Гоните прочь мысли типа: «У меня не получится!», «Я на это не способна» и т. д. Замените их на позитивные установки: «Этому можно научиться», «Каждый человек это может» и т. д. Примените технику «Как если бы». Притворитесь хотя бы на полчаса, что вы умеете выступать публично. Внушите себе, что вы отличный оратор, и вы почувствуете себя другим человеком.

4. Дайте себе право на ошибку

Многие начинающие ораторы сравнивают себя с артистами или дикторами. Но даже у дикторов на телевидении случаются оговорки. Разрешите себе ошибаться. Тогда вероятность сделать ошибку снизится в разы.

5. Расслабьте тело

Сначала напрягите все мышцы, начиная с мышц лица и заканчивая кончиками пальцев на ногах. Удерживайте максимальное напряжение в течение нескольких минут. А затем резко расслабьтесь.

6. Перестаньте фантазировать

Не придумывайте себе особенного «вредного слушателя», который будет вас критиковать. Думайте о тех слушателях, которым вы симпатичны.

Проработка перечисленных техник улучшит качество выступления. Если у вас сразу не получится – пробуйте дальше. Навык вырабатывается постепенно. Работайте со страхами, пока не станете выступать увереннее.

Секреты эффективных коммуникативных навыков

Что в первую очередь видит аудитория? Как выглядит оратор. Сначала человек «включает» визуальное восприятие, потом – аудиальное. И только на третьем месте находится логическое осмысление.

Справка

Hа заметку!

Наряд и аксессуары должны работать на вас, а не мешать. Узкий пиджак ограничивает движения, браслет скользит по руке при жестикуляции. Крупная брошь отвлекает внимание слушателей.

Одежду для выступления выбирайте строгую и классическую. Нарушение этикета не будет способствовать вашему успеху.

На что еще обращают внимание пришедшие на выступление?

Походка. Чем увереннее и спокойнее походка, тем лучшее впечатление вы производите на публику.

Поза и жесты. Время от времени «сканируйте» свое тело. Расслабляйте напряженные участки. Жесты должны быть открытыми. Не перекрещивайте руки и ноги. Не держите руки в карманах и за спиной и т. д.

Мимика. Выражение лица должно быть доброжелательным и излучать готовность к общению. Поддерживайте постоянный зрительный контакт. Мягкая улыбка также способствует позитивной атмосфере.

Звучание голоса, дикция, темп речи. Голос – это визитная карточка человека. Он не должен «царапать» или убаюкивать. С другой стороны, он не должен звучать чересчур громко и агрессивно. Многое зависит и от скорости речи.

Человек, который говорит слишком медленно, раздражает. Быстрая речь приписывается легкомысленным болтунам или просто невнимательным людям. Учитесь управлять темпом речи. Говорите четко и понятно, чтобы было слышно всем присутствующим.

Читайте также:

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
      Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»




      Вопрос - ответ

      Отвечаем на Ваши вопросы

      Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
      Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
      Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
      Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
      Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

      PRO Делопроизводство
      Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64197 от 25.12.2015


      E-mail: document@sekretariat.ru

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

      Регистрация бесплатная и займет всего минуту!

      После регистрации вы сможете:

      • читать любые статьи по Делопроизводству и Документообороту на нашем сайте
      • бесплатно подписаться на ежедневные новости для секретарей и офис-менеджеров
      • участие в онлайн вебинарах и возможность задавать вопросы экспертам

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Всего один шаг - и документ Ваш!

      Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль