Столовый этикет как часть общей культуры секретаря

1080
Знание основ правил поведения в обществе и столового этикета — показатель не только общей культуры секретаря,но и его профессионализма. Об основных правилах столового этикета мы расскажем в статье.

Этические проблемы современности: столовый этикет

Когда-то столовый этикет, правила поведения за общим столом были отдельным предметом, который был обязательным при получении общего образования. Каждый грамотный человек получал представления об этике поведения в обществе, основах взаимодействия в социуме уже на этапе домашнего обучения или же на бытовых примерах.Столовый этикет как часть общей культуры секретаря

Сегодня правила приличия и хорошие манеры, к сожалению, знакомы не всем, но интерес общества к этикетной культуре в последнее время значительно возрос. Объясняется это активизацией бизнес-общения, при котором этикет является показателем общей культуры и универсальным инструментом, нивелирующим объективную разницу менталитетов всех взаимодействующих сторон. Кроме того, соблюдение столового этикета, правил пользования столовыми приборами — это демонстрация уважения и к окружающим, и к себе. Современный человек, живущий в социуме должен уметь вести себя за столом эстетично.

Это умение важно даже на бытовом уровне, что уж тогда говорить о деловых встречах, которые иногда проходят в ресторане, в форме делового ужина или в стенах принимающей делегацию компании в форме фуршета. Именно поэтому недостаток знаний в области столового этикета деловые люди стремятся восполнить, обращаясь в разнообразные «школы столового и делового этикета», изучая популярные издания и энциклопедии о правилах поведения. Многие компании заказывают курсы подобные обучения для своих сотрудников, особенно тех, что принимают участие в переговорах, представляют компанию на статусных мероприятиях.

Читайте также:

Правила этикета за столом: столовые приборы

При всем многообразии столовых приборов, которые можно увидеть на столе перед тем, как будут поданы блюда, разобраться с тем, как ими пользоваться и для чего они предназначены, довольно просто. Эстетичность и функциональность — те принципы, которые определяют столовый этикет, столовые приборы это инструменты, которые помогут вам выглядеть за столом достойно.

В соответствии с правилами этикета, в ресторане столовые приборы будут располагаться так, как показано на рисунке.

Столовый этикет как часть общей культуры секретаря

В центре композиции располагается декоративная тарелка, которая, как правило, не используется для еды — ее используют как подставку под тарелки для супа и горячих блюд. Слева от декоративной тарелки располагаются вилки, справа — ложка для супа и ножи, предназначенные для салата, мяса и рыбы. Салфетка может стоять на декоративной тарелке или же ее кладут слева, рядом с вилками. Согласно этикету, в ресторане столовые приборы, предназначенные для десерта, чая или кофе кладут по центру, над декоративной тарелкой.

Столовый этикет предполагает, что приборы лежат в той последовательности с которой будут подаваться блюда. При этом, если первыми будут поданы закуски, для них используются приборы, лежащие крайними с левой и правой стороны, расположенные дальше всех от декоративной тарелки. Когда в меню включен суп, справа крайней будет лежать ложка для него.  Чтобы ничего не перепутать, внимательно ознакомьтесь с той схемой расположения приборов, которая представлена на верхнем рисунке и постарайтесь запомнить ее.

Справка

Cтоловые приборы для рыбных блюд

Отдельного упоминания заслуживают правила этикета и столовые приборы, предназначенные для рыбных блюд. Нож, предназначенный для рыбы, чаще всего тупой и по форме больше напоминает лопатку. Им не режут рыбу, а просто разделяют ее на волокна и кусочки. У рыбной вилки зубчиков меньше, чем у той, что предназначена для мяса — всего три или четыре. И они более короткие, чем у «мясной» вилки.

Чашки и блюдца для кофе и чая чаще всего подают потом, вместе с напитками по завершении трапезы, но в некоторых случаях их ставят на стол сразу, это не будет считаться нарушением правил столового этикета.

Справа или по центру могут стоять бокалы для напитков. Поскольку наливать их будет, скорее всего, официант, можно не бояться, что вы перепутаете предназначение каждого из них. Но на всякий случай следует знать, что бокалы для различных алкогольных напитков все имеют разную форму.

Правила этикета за столом: столовые приборы после еды

Столовый этикет предполагает, что приборы после еды должны располагаться на тарелке определенным образом — это знак официанту, что вы закончили есть данное блюдо и тарелку можно унести или заменить.

Существуют определенные правила взаимодействия с официантом при помощи расположения столовых приборов на тарелке. Так, если вилка с ножом положены под углом друг к другу, это означает, что вы сделали перерыв в трапезе и немного погодя вернетесь к ней. Приборы, положенные на тарелку крест-на-крест, тоже являются сигналом для официанта, что убирать их еще рано. Согласно этикету, столовые приборы после еды, положенные на тарелке параллельно друг другу — дают понять обслуживающему персоналу, что ваша трапеза завершена.

Как пользоваться столовыми приборами по этикету

И, конечно, важно не только знать, как располагаются столовые приборы, но и то, как правильно ими пользоваться в соответствии с правилами столового этикета. К основным требованиям относятся:

на бокалах нельзя оставлять ни следов пищи, ни, желательно, следов губной помады;

при использовании ножа или вилки, контролируйте, чтобы пальцы не касались ни лезвия ножа, ни зубчиков вилки;

использованные или ненужные столовые приборы не следует класть на скатерть — их нужно положить на край тарелки;

если подано блюдо, которое не едят при помощи ножа, нож следует положить, оперев на правый край тарелки, чтобы он не мешал вам пользоваться вилкой.

Как не нарушить столовый этикет, используя столовые приборы неправильно

Хлеб никогда не режут ножом и не используют вилку для того, чтобы взять его с общего блюда. Кусочки хлеба берут с него рукой, аккуратно, стараясь не задеть остальные. После этого хлеб кладут на специальную тарелку и едят, отламывая рукой кусочки. Бутерброды из нарезанного хлеба делать нельзя — колбасу и ветчину кладут на тарелку и едят, нарезая ножом и заедая хлебом. Это же касается и паштетов — их едят вилкой. Допускается только намазать масло на маленький кусок хлеба, чтобы заесть им, например, икру, положенную на тарелку.

Когда едят суп, наклонять тарелку, чтобы съесть все без остатка не нужно. По правилам столового этикета, в ней должно остаться немного супа на дне. Ложку, после того, как суп съеден, оставляют в тарелке.

В соответствии с правилами этикета, в ресторане столовые приборы не используются, если подается бульон в специальных чашках. Ложкой можно воспользоваться только тогда, когда из бульона требуется достать и съесть яйцо или гренку.

Рыбу в тарелке, как правило, разделывают специальной вилкой. Нож подается только в том случае, когда рыба специального приготовления и имеет плотную консистенцию, как, например, малосольная или маринованная селедка. В некоторых случаях к рыбе подаются две вилки — одной из них придерживают основной кусок, второй — отделяют косточки и кусочки поменьше, которые нужно съесть.

Раньше столовый этикет допускал, что птицу можно было есть руками. Теперь для этого используются вилки и ножи для мяса.

Когда едят мясо, кусочки отрезают по одному, а не сразу разрезают основной кусок на части. В этом случае, пока блюдо не будет съедено, вилку и нож из рук не выпускают. Блюда, приготовленные из рубленного мяса, едят без помощи ножа, держа вилку в правой руке. Натуральные котлеты, а также котлеты «по-киевски», едят как и обычное мясо, отрезая по кусочку ножом.

Для спагетти используется вилка и ложка. При помощи вилки наматывают порцию макарон, а ложкой отрезают ее от остальной части.

Столовый этикет: правила поведения за столом

Непринужденная обстановка, бокал вина — вовсе не повод для того, чтобы расслабиться, тем более, когда ужин носит деловой характер. За столом во время трапезы, согласно правилам столового этикета, необходимо сидеть прямо, на откидываясь на спинку стула и не наваливаясь грудью на стол. Локти на стол можно ставить только во время перемены блюд, ногу на ногу во время еды тоже класть не следует.

Салфетка используется только для того, чтобы предохранить одежду от пятен. В течение ужина она должна лежать на коленях, заправлять ее за воротник не нужно. Также нельзя пользоваться салфеткой для того, чтобы вытереть пот со лба или поправить «потекшую» косметику. Если салфетка упадет на пол, поднимать ее не следует — попросите официанта принести новую.

Конечно, не следует забывать о том, что ужин или встреча носить деловой характер, и злоупотреблять алкоголем. Достаточно будет выпить один-два бокала легкого вина в течение вечера. Если алкоголь в данный момент вам противопоказан по причинам медицинского характера, нет необходимости оповещать присутствующих, что вы находитесь «на диете» или проходите курс лечения. Столовый этикет не допускает обсуждения подобных вопросов.

Обратите внимание! За столом не допускается поправлять прическу или макияж, тем более — пользоваться расческой. Для этого есть туалетная комната.

Не набрасывайтесь на еду, даже когда очень голодны. Ешьте в размеренном ритме, не быстро, и не медленно. Телефон следует отключить или, если вы ждете важный звонок, перевести его в беззвучный режим. На столе аппарат лежать не должен. Все телефонные разговоры следует вести вне стола, выйдя из-за него, извинившись перед присутствующими.

Участвуйте в беседе — встреча в ресторане, даже если она деловая, предполагает некоторую неформальность общения  и свободу высказывания. Но и в разговоре следует придерживаться правил столового этикета. Темы бесед должны быть нейтральными — ни в коем случае не следует принимать участия в разговорах, касающихся политики или религии.

Прислушивайтесь к тому, о чем говорят присутствующие за столом. Если тема вам близка, примите участие в ее обсуждении. Демонстрируйте свой интерес к тому, о чем говорит собеседник, оказывайте ему знаки внимания, уважения.

Знание несложных, но обязательных правил столового этикета поможет вам достойно представлять компанию даже вне ее стен. Эти правила должны выполняться на автоматическом уровне, чтобы вы всегда могли чувствовать себя уверенно в любой, даже самой пафосной обстановке. Но помните, что они не должны вам мешать и сковывать — используйте их как инструмент для налаживания общения.

Читайте также:

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
      Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»




      Вопрос - ответ

      Отвечаем на Ваши вопросы

      Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
      Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
      Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
      Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
      Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

      PRO Делопроизводство
      Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64197 от 25.12.2015


      E-mail: document@sekretariat.ru

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

      Регистрация бесплатная и займет всего минуту!

      После регистрации вы сможете:

      • читать любые статьи по Делопроизводству и Документообороту на нашем сайте
      • бесплатно подписаться на ежедневные новости для секретарей и офис-менеджеров
      • участие в онлайн вебинарах и возможность задавать вопросы экспертам

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Всего один шаг - и документ Ваш!

      Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль