Подарок деловому партнеру: советы психолога

418
В настоящей статье речь пойдет о психологической составляющей подарка деловому партнеру: будет приведена классификация подарков на основе их восприятия и рассказано, какие подарки не нравятся деловым партнерам.

С какой целью делают подарок деловому партнеру

Когда заходит речь о выборе подарков деловому партнеру, следует точно сформулировать цель данного акта. Большую часть действий мы совершаем не ради самого действия,  а для достижения какого результата. Что мы ждем от партнера, преподнося ему дар? Сначала нужно прояснить, какие варианты подарков вообще существуют.Подарок деловому партнеру: советы психолога

  • Бескорыстный дар. Такой вариант встречается чрезвычайно редко. Суть его заключается в том, что человеку приносит радость сам факт того, что он доставляет кому-то удовольствие.
     
  • Дар-благодарность. Суть этого действия прозрачна и понята уже из самого названия. Этим актом мы хотим приятно удивить и обрадовать партнера. Проблема в том, что не всегда сюрпризы бывают приятными. Подчас они могут привести к обратному результату.

Чаще всего мы преподносим дар в ответ на уже оказанный нам знак внимания, либо в надежде получить некие преференции в будущем. Если ваш подарок действительно принес радость вашему визави, то вероятность того, что его ответная реакция будет соответствовать вашим ожиданиям.

Традиционно принято выражать благодарность деловым партнерам, которые оказали вам поддержку.

Можно выделить несколько поводов для совершения акта дарения:

Традиция. Дни рождения фирмы, календарные праздники, юбилеи руководителей и другие корпоративные события является теми мероприятиями, на которые нельзя прийти без подарка. В данном случае мы поступаем "как все".

Подарок-взятка. В комедии Гоголя «Ревизор» упоминается о взятках борзыми щенками. В наше время обычай ездить на охоту уже отошел в прошлое, но необходимость сделать приятное «нужным» людям, безусловно, осталась.

«Ненужные» презенты. Такой вид даров — самый неэффективный (тем не менее часто встречающийся). Если вам подарили что-то ненужное, не стоит передаривать эту вещь. Исключение составляют редкие случаи, когда кто-то коллекционирует подобные изделия.

«Календарные» подарки. Дарятся на особые даты — общепринятые праздники. Обычно они привязываются по тематике к тому событию, к которому относятся, — к Международному женскому дню, Дню защитника Отечества, Новому году и т. д.

Что подарить деловым партнерам на новый год можно узнать из статьи "Какой новогодний подарок выбрать для коллег и деловых партнеров?"

При выборе сувенира нельзя забывать про позитивное намерение. Зачем мы делаем презент в том или ином случае? Какую реакцию ожидаем получить от того, кому мы делаем хорошо?

  • Корпоративные подаркиДарятся компанией своим сотрудникам для повышения лояльности. Нередко их вручают на день основания компании либо по другим особым случаям.
     
  • Подарки руководителю. Именно от этого человека зависит, в частности, ваше материальное и моральное благополучие. Неудивительно, что подчиненные часто дарят руководителю подарки. А между помощником руководителя и начальником тем более отношения особые — и это обязывает.
     
  • Подарки деловым партнерам компании. Это когда руководитель попросил вас выбрать презент «нужному» человеку.

О психологических нюансах подарков деловому партнеру можно узнать из материалов статьи "Психология подарка. Дарить или не дарить? (Школа практической психологии)".

Чем вызвано восприятие подарка как «хорошего» или «плохого»? 

В детстве нас все радует. Простой воздушный шарик ребенок может воспринимать с восторгом. Но с возрастом меняется шкала ценностей. Не думайте, что одариваемые не задумываются о стоимости вещи, которую они получили.

Первый вопрос, на который надо честно себе ответить: какой бюджет вы устанавливаете для конкретного презента? Не нужно быть безумно щедрыми. Каждый случай предусматривает определенную сумму. Как говорится, услуга за услугу. Иными словами, презент предполагает определенную благодарность за него в будущем (либо в материальном выражении, либо в виде ответной услуги). Вот почему не все рады получать очень дорогие дары. За такие "презенты" потом приходится «расплачиваться».

ПРИМЕР

Секретарю Кире посетитель подарил ее любимые комнатные розы в красивом горшке. Однако не прошло и недели, как Кира пожалела о том, что приняла презент. Посетитель периодически просил ее о некоторых услугах, на выполнение которых пришлось выделить немало времени и сил.

Читайте также:

Классификация подарков деловому партнеру

Вот классификация подарков по их восприятию:

1. «Эмоциональные» . Такие презенты вызывают у одариваемого приятные эмоции (при этом эмоции важнее, чем стоимость презента).

Для женщины это могут быть цветы, конфеты, торт, совместное посещение театра, кино и т. д. Для мужчины — подарочный сертификат на получение определенных впечатлений (прыжок с парашютом, урок по пилотированию самолета, катание на квадроцикле и т. д.).

2. «Материальные» презенты.

Это ценный презент, который стоит дорого. К этому разряду относятся бытовая техника (телефоны, планшеты, фотоаппараты и т. д.), косметика и парфюмерия. В последнем случае, чтобы не ошибиться с выбором, часто дарят подарочные сертификаты на определенную сумму. Стоимость подобного подарка неограниченна.

3. «Вкусные» презенты — все, что можно съесть или выпить.

Если такие подарки оформляют в виде подарочных корзин или в подарочную упаковку, то их эмоциональная составляющая возрастает.

4. «Необычные» презенты — нечто неординарное.

Например, фотоизображение вашего начальника в стиле исторического портрета или настоящий портрет, написанный маслом. Или поделки, сделанные своими руками. Но, прежде чем это вручать, подумайте, насколько уместен ваш презент. Какое впечатление он произведет на одариваемого? Сюда же можно отнести поздравление приглашенными актерами (например, Дедом Морозом и Снегурочкой) или вокальный номер для именинника, исполненный приглашенной певицей.

5. «Тематические» презенты.

Компания может подарить своим сотрудникам подарки в стилистике общеизвестного фильма, например «Звездные войны». Здесь важно, чтобы сотрудники правильно оценили презент и ему порадовались. Об этом стоит деликатно узнать заранее, незаметно собирая информацию.

Варианты того, что подарить деловому партнеру, предложены в статье "Как правильно выбрать деловой букет"

6. «Туристические» презенты — выезд за границу или в пригородный отель.

7. «Канцелярские» презенты и сувенирная продукция. Это самый традиционный и распространенный вид подарков. Разнообразие их велико! Стоимость таких сувениров может колебаться от очень низкой до вполне высокой.

Если ожидания от дара велики, а получили вы то, что оцениваете гораздо ниже, то общая оценка подарка будет отрицательной. Если вы ничего особенного не ожидали, а получили то, что оценивается вами как очень желаемое, то суммарная оценка презента будет высокой. Поэтому не создавайте у людей завышенных ожиданий. Не «балуйте» их дарами, которые не укладываются в ваш бюджет! В будущем это приведет к тому, что следующий презент от вас будут ожидать примерно в той же ценовой категории.

Об эксклюзивных подарках деловому партнеру рассказывается в статье "Как составить и оформить новогоднее поздравление для партнеров и клиентов".

Какие подарки не нравятся? 

В фильме «Дневник Бриджит Джонс» был эпизод, когда одному из главных героев на Новый год подарили свитер с изображением оленя.

Увы, порой мы получаем такие сувениры, которые (если признаться в этом честно) нас не радуют.

Избегайте делать людям презенты, которые им неприятны! Помните о том, что у вас есть определенная цель и вряд ли эта цель — огорчить человека.

Какие дары могут огорчить:

  • Не соответствующие эстетическому вкусу (или не подходящие по размеру, цвету, материалу и т. д.). Например: одежда, картина, часы, статуэтки, хрусталь, фарфор, постельное белье и т. д.
     
  • Наводящие на неприятные ассоциации. Крем от морщин, мазь от мозолей, ипликатор от боли в спине и т. д. (если об этом не договаривались заранее).
     
  • Не соответствующие ожиданиям по цене (слишком дешевые или дорогие). Слишком дешевые воспринимаются как «Неужели меня так низко ценят?», слишком дорогие: «И что за это я должна буду сделать?».
     
  • Захламляющие квартиру (или рабочий стол). Еще один органайзер (хуже по качеству, чем тот, который уже есть), ненужная ручка, статуэтка, визитница, «прикольная» табличка и т. д.
     
  • Подарки-впечатления, ни один из которых вам не нравится. Например, вам подарили сертификат на получение впечатлений, но ни одно из них не стоит тех денег, которые даритель заплатил за эту услугу. Да и вы предпочитаете что-то другое (чего в списке выбора нет).
     
  • Юмористические презенты. Юмор — штука тонкая. То, что одного порадует, другого может огорчить. Так, шуточная табличка об отношении к работе одному человеку поднимет настроение, а другому снизит.
     
  • Живые дары. Не принято дарить без предварительной договоренности котят, щенков и т. д. Даже если человеку нравятся эти животные, возможно, он не готов держать их у себя дома.
     
  • Сувениры, бывшие в употреблении. За редким исключением такие презенты не стоит делать, разве что вас об этом прямо попросили (например, вашей подруге нравится какая-то вещь, которая вам абсолютно не нужна.)
     
  • Дары, связанные с предрассудками. Носовые платки «привлекают» слезы, гвоздики «приводят» к разлуке, цветы желтого цвета ассоциируются с изменой и т. д.

Узнать о том, что нравится, а что не нравится другому человеку, можно либо внимательно слушая его разговоры, либо наводя справки у его друзей, родственников и коллег. Помощник руководителя должен не просто угадать правильный презент. Он должен сделать так, чтобы подарок был единственным в своем роде.

Читайте также:

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
      Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»




      Вопрос - ответ

      Отвечаем на Ваши вопросы

      Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
      Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
      Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
      Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
      Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

      PRO Делопроизводство
      Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64197 от 25.12.2015


      E-mail: document@sekretariat.ru

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

      Регистрация бесплатная и займет всего минуту!

      После регистрации вы сможете:

      • читать любые статьи по Делопроизводству и Документообороту на нашем сайте
      • бесплатно подписаться на ежедневные новости для секретарей и офис-менеджеров
      • участие в онлайн вебинарах и возможность задавать вопросы экспертам

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Всего один шаг - и документ Ваш!

      Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль