Доверительные отношения с руководителем: психологические тонкости и нюансы

430
Доверительные отношения между секретарем и руководителем возникают на условии психологической совместимости. Как поддержать эти отношения и какие проблемы при этом могу возникнуть, расскажем в статье.

Условия доверительных отношений

Важнейшим условием возникновения доверительных отношений является психологическая совместимость.

Конечно, проще выработать психологическую совместимость с тем человеком, который близок по духу. Буквально это означает, что вам нравятся примерно одни и те же книги, музыка, фильмы и т. д. Однако в отличие от личных отношений для работы значимее не это, а совместные ценности — что вам кажется важным, а что нет, если вам приходится принимать сложное решение; как вы поступите, если придется чем-то пожертвовать, и т. д.Доверительные отношения с руководителем: психологические тонкости и нюансы

Иногда случается так, что люди прекрасно сочетаются по принципу взаимного дополнения. Тогда ваши сильные стороны прикрывают слабости руководителя, и наоборот. Чаще всего помощниками руководителя работают женщины, а начальниками — мужчины.

Поэтому понятно, что выглядите вы по-разному и не стоит понимать «совместимость» как буквальное копирование, например, элементов одежды или жестов.

В большинстве случаев начальник ожидает от своего помощника, что последний будет буквально читать его мысли. И конфликты возникают как раз на уровне поведения, когда секретарь не замечает тех сигналов, которые словами и жестами подает руководитель.

Шефу может что-то не нравиться, а вы раз за разом делаете это снова и снова. Чем чаще повторяется действие — тем хуже, если это вызывает раздражение руководителя.

Функционально-ролевая совместимость ‒ это соответствие человека тому месту, которое он по должности занимает в рабочем коллективе.

Даже если вы с руководителем нравитесь другу в личностном плане, но ведете себя не так, как предполагает ваша должность, это негативно сказывается на том, как вас воспринимают окружающие. Поэтому многие помощники называют своих руководителей на «ты», когда их не видят другие люди, и на «вы», когда есть наблюдатели.

Сработанность — когда для выполнения работы, подразумевающей взаимодействие с другим человеком (шефом), требуется минимум усилий. В противном случае даже простая работа может стать чрезвычайно сложной.

Эмоциональная удовлетворенность — это удовольствие от результатов своей работы. В случае неудовлетворенности человек испытывает целый букет негативных эмоций, направленных на то, чтобы усовершенствовать свою деятельность и отношения с другими людьми.

Многие помощники крупных руководителей страдают перфекционизмом, когда кажется, что любую работу можно было сделать лучше. Это очень плохое качество, от которого надо избавляться, если вы его в себе заметили.

Справка

На заметку:

Для работы важно, чтобы она была сделана не идеально, а к определенному времени и с достаточным (а не максимально возможным) качеством.

Самое плохое, что можно сделать, — это заниматься самоедством, ругая себя за ошибки.

Не ошибается тот, кто не работает. Каждый раз, совершив ошибку, прощайте себя и думайте о том, какие уроки на будущее вам надо извлечь, чтобы больше никогда не повторять подобную ошибку.

Читайте также:

Создание доверительных отношений

Самое первое, с чего стоит начать, когда вы устраиваетесь на работу, — думайте не только о том, возьмут ли вас на это место, но и о том, сможете ли вы работать в такой организации и с таким человеком. Переделать взрослого человека и сложившуюся корпоративную культуру и  морально-психологический климат (во многом зависящий от руководителя организации) практически невозможно.

Если вы уже работаете, то вам необходимо ценить то, что вы уже имеете, и думать о том, на что еще вы можете повлиять.

Выберите момент, когда вы можете поговорить наедине с начальником (чтобы у него было свободное время и хорошее настроение). Порой люди не считают нужным давать обратную связь (думают, что вы сами обо всем догадаетесь, а это не всегда возможно).

Справка

Задайте руководителю примерно следующие вопросы:

  1. Что вам нравится в моей работе?
  2. Что бы вы еще хотели, чтобы я научилась делать?
  3. Есть ли что-то, что мне стоит перестать делать?
  4. Есть ли пожелания у других сотрудников, о которых мне необходимо узнать?
  5. Как вы считаете, куда мне следует направить усилия для развития моих способностей в профессиональном плане?

Во время такой беседы старайтесь не переусердствовать. В компании могут быть сотрудники, которые могут втайне вам завидовать и всегда готовы рассказать вашему начальнику что-то плохое о вас. Не стоит придавать этому слишком большое значение. Однако без обратной связи с руководителем у него могут накапливаться негативные эмоции в отношении вас и вашей работы, которые однажды могут выплеснуться через край. Чтобы этого не случилось, лучше исправлять ошибки по мере их совершения, а не спустя год или два.

Справка

На заметку:

Главное в работе помощника руководителя — это доверие. Если вы его потеряете, то потом вам придется искать другую работу и выстраивать доверие заново. Поэтому всегда помните о том, какой кредит доверия у вас есть и как его оправдать.

Некоторые помощники руководителя думают, что есть какой-то волшебный способ, позволяющий мгновенно добиться ошеломляющих результатов — стать «любимой» сотрудницей, повысить себе зарплату в десять и более раз и т. д. Увы! Такого способа нет. Успех приходит после длительной и кропотливой ежедневной работы, а не с помощью волшебной палочки и произнесенного заклинания, вычитанного в журнале или на форуме.

Многие секретари не становятся помощниками руководителя, т. к. не доверяют ему сами: пытаются скрыть свои ошибки, сделать виноватыми других людей (вместо себя). Такой подход обречен на провал (в долгосрочной перспективе). Если вы хотите доверия — вам нужно научиться самой доверять другому человеку, понимая, что иногда эмоции партнера могут быть бурными и негативными.

Проблемы доверительных отношений

Доверительные отношения между помощником и руководителем могут быть легко разрушены негативными эмоциями, особенно когда в отношениях возникает петля обратной связи. Сегодня ты меня «обидел» ‒ я теперь «обиженная». И делаю что-то, что дальше обижает тебя, а ты в ответ делаешь то, что обижает меня. Это называется «цикл усиливающейся обратной связи». Иногда изначальная причина подобного поведения просто ничтожна, а последствия — катастрофичны. Чтобы этого не происходило, отслеживайте свои реакции и меняйте их сознательно.

Коллектив или руководитель?

Принято считать, что «шеф самый умный, принимает самые верные решения, знает все наперед» и т. д. Но это не всегда так. И, как любому человеку, ему иногда требуется стена, на которую можно опереться и быть уверенным, что она не сдвинется с места. Это особенно важно в случае возникновения крупного конфликта в рабочем коллективе, внешних угроз ( из-за финансовых кризисов, действий конкурентов, новых законов и т. д.).

Такой «стеной» для руководителя должен быть личный помощник. Вам стоит сделать выбор между руководителем и коллективом. Этот выбор бывает нелегким. Вроде все вокруг «приятные люди», «друзья». Тем не менее зарплату вам платит начальник. И если вы им недовольны до такой степени, что готовы сменить работу, то, может быть, вам так и стоит поступить? Или меняйте свое отношение к происходящему. Посмотрите на ситуацию под другим углом. Спросите (при возможности) руководителя, почему он думает так, а не иначе. И вероятно, вы увидите то, чего раньше не замечали.

Попробуйте стать «тенью» своего руководителя (это надо делать дома, когда вас не видят остальные сотрудники). Представьте мысленно его, сидящего на стуле. Сядьте сами на этот стул, попытайтесь скопировать его жесты, голос, слова. Подумайте, что вас отличает от него? Какие у него привычки, как он живет, где привык отдыхать, как? С какими людьми он обычно общается? Почему он принимает те или иные решения? Как это отличается от вашего видения ситуации?

Порой бывает сложно представить себе, как живут люди из других слоев общества, более обеспеченных. Точно так же, если вы работаете в должности помощника или секретаря руководителя, вам не всегда может быть понятно, какие психологические перегрузки испытывает руководитель, какие горизонты ему видны и куда он ведет компанию.

Немецкий психолог Курт Левин, работавший в США, в  1930-х гг. провел серию экспериментов и выявил три «классических» стиля руководства: авторитарный, демократический и попустительский (нейтральный). Нужно понимать, какой стиль руководства ближе вашему руководителю, знать сильные и слабые стороны этого стиля.

Справка

На заметку:

Если вы хотите быть настоящим помощником руководителя — вам необходимо научиться видеть мир его глазами.

  1. Авторитарный стиль. Такие руководители принимают решения сами, от подчиненных ждут повиновения, жестко контролируют все до мелочей.
    Недостатки: у руководителя часто не хватает времени. Руководитель не любит «другое» мнение, отличное от его собственного.
     
  2. Демократический стиль. Руководитель стремится к тому, чтобы решения принимались коллективно (например, на совещаниях). Критерии оценки работы сотрудников понятны и объективны (измеримы).
    Недостатки: иногда этот стиль руководства приводит к значительным потерям времени. Некоторым сотрудникам нужна более «жесткая» рука.
     
  3. Попустительский стиль. Руководитель стремится уклониться от принятия решений или переложить эту задачу на других. Такой тип руководства встречается в творческих организациях.
    Недостатки: отсутствует четкое распределение обязанностей и ответственности.

В большинстве случаев предпочтительным является демократический стиль руководства. Однако в армии более уместен авторитарный стиль, а для работников творческих организаций, как мы уже сказали, стиль может быть до определенной степени попустительским.

Читайте также:

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
      Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»




      Вопрос - ответ

      Отвечаем на Ваши вопросы

      Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
      Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
      Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
      Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
      Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

      PRO Делопроизводство
      Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64197 от 25.12.2015


      E-mail: document@sekretariat.ru

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

      Регистрация бесплатная и займет всего минуту!

      После регистрации вы сможете:

      • читать любые статьи по Делопроизводству и Документообороту на нашем сайте
      • бесплатно подписаться на ежедневные новости для секретарей и офис-менеджеров
      • участие в онлайн вебинарах и возможность задавать вопросы экспертам

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Всего один шаг - и документ Ваш!

      Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль