Акт о списании основных средств

113
Бухгалтерский учет требует щепетильности и доскональности. Если предмет ценности утрачен, он должен быть списан с учета. Оформляется это с помощью специальных форм документов. Их и рассмотрим.

Законодательные основы

Любые материальные ценности имеют определенный срок службы. Они могут прийти в негодность по причине естественной эксплуатации и в результате длительного использования, а могут быть уничтожены внезапно, например, при аварии, наводнении, пожаре и т.д. Акт о списании основных средствЭто обстоятельство – повод составить акт о списании объекта основных средств.

Отсутствие фактически объекта учета влечет необходимость внесения изменений в этот учет. Выявляется отсутствие объекта учета, как правило, через инвентаризацию. Ее проведение предусмотрено ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете",  п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

Согласно требованиям Закона о бухгалтерском учете, организация отражает выбытие объекта ОС, то есть в данном случае списывает его остаточную стоимость на счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

Процедура списания ОС

Списанию объекта с учета предшествует составление приказа о создании комиссии  по списанию. В приказе закрепляется факт создания комиссии, ее поименный состав, обязанности комиссии. Приказ подписывает руководитель организации.

Процесс списания основных средств с бухгалтерского учета регламентирован разделом VI Приказа Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.11.2003 N 5252). В п. 76 перечислены основания, при которых объект основных средств выбывает из учета. Для оформления данного факта создается комиссия,  в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Состав и порядок работы комиссии определен в приказе руководителя.

Пунктом 78 Приказа определено, что принятое комиссией решение о списании объекта основных средств оформляется в определенном акте, где указываются данные, характеризующие объект основных средств:

  • дата принятия объекта к бухгалтерскому учету;
  • год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию;
  • срок полезного использования;
  • первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации;
  • проведенные переоценки, ремонты;
  • причины выбытия с их обоснованием;
  • состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов.

Данный акт о списании основных средств является основанием для бухгалтерской службы произвести отметку в инвентарной карточке. Карточки хранятся не менее пяти лет. Таким образом, акт о списании объекта необходим как основание для внесения изменений в бухгалтерский учет. Помимо записи в инвентарную карточку, на основании данного документа формируются проводки бух. учета по списанию основных средств, отражаются внереализационные доходы (расходы) в налоговом учете.

Читайте также:

Формы актов

Форма акта списания основных средств утверждена. Постановление Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств" содержит три формы акта:

Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма N ОС-4);

Акт о списании автотранспортных средств (форма N ОС-4а);

Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма N ОС-4б).

Как видим, такой объект основных средств, как автомобиль, вынесен в отдельный вид документирования. Как и группа объектов основных средств.

Здесь следует помнить, что формы первичных учетных документов уже не обязательны к применению (за исключением некоторых случаев), следовательно, компания частной формы собственности вправе разработать и утвердить собственную форму данного документа. Как утвердить форму, компания также решает самостоятельно – сделать ее приложением к порядку ведения бухгалтерского учета, утвердить приказом или распоряжением. Главное условие - акт на списание ОС должен содержать все данные, которые перечислены в п. 78 Приказа.

Документ составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждается руководителем или уполномоченным им лицом. Один экземпляр документа передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для передачи на место складирования и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате разборки объекта (если такая проводилась). Форма акта на списание основных средств 2017 года не отличается от такой формы прошлых лет, образец вполне годный для использования в работе. Унифицированная форма применяется с 22 марта 2003 года и с тех пор не изменялась.

Составляя акт списания основных средств, образец заполнения можно увидеть в любой справочно-правовой системе – главное определиться, заполнять ли документ по унифицированной форме или в компании применяется собственная утвержденная форма. Внимательность при заполнении всех полей – залог успеха.

Заполнение акта о списании основных средств сотрудник, ответственный за учет ОС в организации, на основании приказа руководителя о списании (ликвидации) основного средства и заключения комиссии о невозможности его дальнейшей эксплуатации.

Скачать акт на списание основных средств можно в правовых системах.  А заполненный акт списания основных средств может быть в организации в качестве образца.

Постановление Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7 содержит описание граф и разъясняет, как оформляется пошагово акт списания основных средств, образец заполнения же легко доступен на ресурсах интернета.      

Титульный лист документа выглядит так:

Акт о списании основных средств

Структура акта

Документ состоит из трех разделов. В первом разделе отражается общая информация об объекте списания, во втором – краткая индивидуальная характеристика, его особенности, заключение и выводы комиссии о его состоянии, в третьем разделе расписываются затраты, связанные со списанием.

Ответственность за правильное и четкое оформление документации о снятии с учета объекта лежит на сотруднике, в обязанности которого вменена сохранность ОС, а также на сотрудниках бухгалтерии.

Читайте также:

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
      Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»




      Вопрос - ответ

      Отвечаем на Ваши вопросы

      Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
      Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
      Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
      Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
      Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера» -
      портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Справочник секретаря и офис менеджера».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64197 от 25.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

      Регистрация бесплатная и займет всего минуту!

      После регистрации вы сможете:

      • читать любые статьи по Делопроизводству и Документообороту на нашем сайте
      • бесплатно подписаться на ежедневные новости для секретарей и офис-менеджеров
      • участие в онлайн вебинарах и возможность задавать вопросы экспертам

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Всего один шаг - и документ Ваш!

      Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль