Подписка на журнал  |  Подписка на рассылки | По вопросам подписки: 8 800 222-15-37
Секретариат

Национальные особенности делового этикета

  • 22 июля 2019
  • 277

В статье расскажем об этнокультурных различиях, которые определяют деловой этикет в разных странах. Наши памятки помогут сориентироваться при общении с деловыми партнерами из-за границы.

Этнокультурные особенности делового этикета представителей разных стран

Вы столкнетесь с межнациональной разницей в правилах делового общения, если ваша компания ведет бизнес в других странах или ищет зарубежных инвесторов. Необходимо изучать и строго соблюдать неписаные правила делового этикета, чтобы не сорвать выгодную сделку и не навредить имиджу руководителя и всей компании. 

Мелочей в этом вопросе не бывает. Ошибиться легко, потому что в каждой стране есть неписаный код. Но бизнес-партнеры могут истолковать вашу ошибку не как случайность, а как грубость. Расскажем о некоторых основных принципах социального взаимодействия в многонациональном бизнес-контексте, которые помогут вас избежать ловушек делового этикета. 

Национальные особенности делового этикета представителей европейских стран

Правила общения в странах ЕЭС не отличаются от российского делового протокола. Но в любом случае разницу менталитетов и темпераментов народов разных стран учитывать нужно. Эти особенности мы собрали в таблицу ниже. Они учитывают в том числе, как:

  • приветствовать партнеров;
  • общаться с ними;
  • вручать визитные карточки;
  • учитывать стиль общения. 

Памятка: этнокультурные особенности делового этикета в европейских странах

Национальные особенности делового этикета

Скачать памятку полностью

Когда общаетесь с деловыми партнерами из Европы, учитывайте, что национальные особенности этикета делового общения предполагают разные требования к соблюдению личного пространства. Англичане и немцы предпочитают соблюдать дистанцию, французы и итальянцы допускают тактильные контакты при общении. 

Стандартное приветствие — рукопожатие — вроде бы не позволяет допускать грубых ошибок. Но полезно проявлять сдержанность, если есть сомнения. Наблюдайте за поведением партнеров, чтобы увидеть, где для них проходит граница между сердечностью и навязчивостью. Ваша задача — не пересекать эту черту. Вы можете заметить, что в некоторых культурах принято приветствовать деловых партнеров и коллег объятиями. Но часто это распространяется только на общение между мужчинами. Приветствовать так женщин не рекомендуется. 

Национальные особенности делового этикета стран Азии и Америки

Общаться с представителями стран Азии сложнее — их нормы делового этикета часто сильно отличаются от тех, к которым мы привыкли. Об основных различиях, читайте в таблице ниже. 

Памятка: особенности делового общения с партнерами из стран Азии и Америки

Национальные особенности делового этикета

Скачать памятку полностью

Когда общаетесь с представителями азиатских стран, например, с китайцами или японцами, учитывайте, что у них существует такое понятие, как «потеря лица». Это ситуации, которые могут вызвать смущение, поведение, которое может быть расценено, как грубость или неделикатность. Во что бы то ни стало, избегайте того, чтобы ваши потенциальные деловые партнеры «теряли лицо». 

Например, если европейцы относятся к вручению визиток как к рутинной процедуре, могут тут же сделать на ней надпись или согнуть пополам, то китайцам ее вручают с уважительным поклоном, держа карточку обеими руками. Лучше всего, если визитка будет красиво оформлена. 

Индийцы и арабы считают, что левую руку можно использовать только для личной гигиены. Поэтому этнокультурные особенности делового этикета представителей этих стран накладывают табу на использование левой руки в деловом общении — и визитные карточки, и документы им нужно подавать только правой рукой. 

Какие национальные особенности делового этикета нужно знать секретарю

Если вы ждете иностранную делегацию или готовитесь сами посетить бизнес-партнеров, руководитель может попросить вас приобрести для них сувениры и подарки. 

Когда выбираете подарок, учитывайте религиозный и социальный контекст страны пребывания. Бутылка хорошего вина или шампанского — приемлемый подарок не во всех странах. Мусульмане расценят такой презент как нарушение религиозных законов и посчитают его оскорбительным. То же самое относится к определенным типам пищи, таким как свинина в преимущественно мусульманских или еврейских странах, или говядина в странах с большим населением индуистов, таких как Индия. 

Помимо религиозных законов, существуют и другие подводные камни, которые необходимо учесть при выборе подарков. Некоторые вещи и цветовые сочетания могут иметь отрицательное значение. Поэтому их следует избегать. В Китае, например, белый цвет ассоциируется со смертью. Вместо этого выберите красный — этот цвет символизирует удачу. Какой бы тип подарка вы ни выбрали, убедитесь, что он имеет определенную ценность. Избегайте подарков с логотипом вашей компании. 

Напомните шефу, что национальные особенности этикета делового общения во многих странах квалифицируют деловые обеды как подарки. Если во время визита за рубеж он получил такое приглашение, то делегацию гостей, прибывших с ответным визитом, обязательно нужно также пригласить в ресторан. Это позволит руководителю не только продемонстрировать свою признательность, но и проявить себя как опытного человека, разбирающегося в правилах международной деловой культуры. 

Итог

Хотя в результате глобализации во всем мире установились стандартные ритуалы делового общения, необходимо учитывать некоторые нюансы национальных особенностей делового этикета. Знание этих особенностей позволит избежать грубых ошибок, которые могут быть восприняты как неуважение и стать причиной срыва выгодной сделки.

logo
×
Не ищите этот документ в Яндексе и Гугле!

Хороший секретарь и помощник руководителя не ищет шаблоны документов в поисковиках, а использует проверенные образцы, которые разработали эксперты. Вы в одном шаге от базы документов для зарегистрированных пользователей нашего сайта. Скорее регистрируйтесь, чтобы скачать документ и получить доступ к образцам, за которые не стыдно перед руководителем. Это бесплатно и займет одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.