Ситуация на рынке труда

23
Риск потери работы сегодня очень велик. Что можно посоветовать человеку, который попал под сокращение штатов? Правила поиска новой работы читайте в статье из №2 2010 журнала "Справочник секретаря и офис-менеджера"

Рынок труда – неотъемлемая часть общеэкономического процесса. В отношении нынешнего глобального кризиса и ученые,и политики признают свое бессилие,заявляя, что еще предстоит осознать новую экономическую реальность и описать ее законы. А можно ли делать какие-то уверенные прогнозы в отношении рынка труда?Нет, это также непозволительно. Однако некоторые конкретные проявления и тенденции российского кризиса на рынке труда можно перечислить.

Потеря работы

Риск потери работы сейчас осознало гораздо больше людей, хотя реально гарантии занятости закончились с распадом СССР. Мы живем (как и большинство стран с развитой и развивающейся рыночной экономикой) в условиях, когда ни один наемный работник не может быть уверен в стабильности своего рабочего места, где бы он ни трудился. Однако человеку свойственно отгонять от себя неприятные мысли и думать, что все беды и неприятности, которые даже регулярно происходят вокруг, непосредственно его не коснутся.

Особенно способствовал такой беспечности безумно перегретый рынок труда непосредственно перед кризисом, когда остро ощущалась нехватка хоть сколько-нибудь квалифицированных кадров, а зарплата росла намного быстрее производительности труда. У многих вполне заурядных работников возникла и укоренилась “мания величия”, а скакать с места на место в поисках большей зарплаты стало обычной практикой, распространявшейся все шире и шире. В итоге возникли две проблемы, как стороны одной медали: внутренняя проблема работника – неадекватно завышенная самооценка и завышенные ожидания, ас другой стороны – растущее недовольство работодателя качеством работников, которых было боязно уволить,поскольку существовало опасение, что лучше них все равно не найти (Подробнее о том,как обстояли дела на рынке офисных работников в начале кризиса, см.: Справочник секретаря и офис-менеджера. 2009. №2. С.8–12.).

При этом собственно политикой занятости государство почти не занималось. В начале нынешнего кризиса сравнительно нормально был налажен только процесс постановки на учет безработных граждан. Спасибо, что государство несколько повысило размер пособия, хотя его невозможно сравнить с теми возможностями, которые предоставляет гражданам Западной Европы и Северной Америки страхование от безработицы. Следует признать, что службы занятости, по крайней мере в Москве, оказывают реальную помощь, предоставляя ресурсы для рассылки резюме и поиска работы, давая направления на вакансии по специальности, если они есть в базе данных службы, могут предложить переобучение для приобретения новой специальности, шансы найти работу по которой выше. В самом сложном положении оказались офисные работники, особенно женщины бальзаковского возраста и старше.

Прежде всего, трезво оценить ситуацию. Если вы оказались на улице из-за того, что компания ушла с рынка или избавилась от целого подразделения, то причина не в вас, это важно и при объяснении потенциальному работодателю, почему вы ищете работу. Но здесь есть нюанс: например, если закрывают какой-то отдел, то порой части сотрудников предлагают работу в других подразделениях компании. Если вы не попали в их число, важно ответить себе на вопрос, почему так произошло. Ведь в первую очередь компании избавляются от балласта и увольняют сотрудников, которых оценивают на троечку, чтобы заменить их профессионалами более высокого класса. Постарайтесь максимально честно оценить ситуацию и сделать правильные выводы. Те компании, которые берут новых людей, предлагают им существенно меньшие деньги в нынешней ситуации.

Почитайте обзоры зарплат, поговорите с людьми, воспользуйтесь всеми возможностями, которые дает служба занятости. Правильные ожидания – необходимое условие при поиске новой работы. Практически неизбежную потерю в деньгах можно порой компенсировать какими-то удобствами.

Например,если у вас была высокая зарплата,но приходилось тратить на дорогу по два-три часа в один конец, то можно найти работу рядом с домом. Мне довелось недавно слышать рассказ молодой женщины, которая нашла настолько удачно расположенную компанию, что за 10–15 минут она легко успевает дойти до новой работы пешком. Она с восторгом говорила о том, насколько лучше себя чувствует и как много успевает сделать по дому,что позволяет заметно сократить расходы на ведение хозяйства.Это настолько изменило ее жизнь к лучшему, что она просто с ужасом думает, что могла бы продолжать часами мучиться в набитом транспорте. Есть очень мудрая мысль: когда одна дверь счастья закрывается, то тотчас открывается другая, надо только суметь ее найти.

Вынужденный перерыв в работе нужно суметь правильно использовать: следите за своей внешностью, не распускайтесь, будьте подтянуты, сдержанны, доброжелательны и любезны с окружающими вас людьми. Порой самые незначительные и мимолетные разговоры в очереди, в парикмахерской, во дворе могут подарить неожиданную прекрасную возможность.

Проблемы необходимо проговаривать: пусть как можно больше людей знает о том,что вы ищете работу, не забудьте описать, какую именно. Только делать это нужно непременно в позитивном ключе и с чувством собственного достоинства. Не надо бить на жалость. В данном случае, это – никуда не годный способ. Нужно, чтобы вам помогли найти работу не из жалости и сострадания, а понимая, что компания приобретет в вашем лице ценного работника. Подчеркивайте, чем вы можете быть полезны и интересны.

Одна женщина попала в небольшое ДТП. Машина, которой управлял совсем молодой человек, едва получивший права, зацепила ее скромный автомобиль. Пока ждали дорожную инспекцию, разговорились. Отец этого юноши оказался владельцем строительной компании, офис которой располагался буквально в двух шагах от ее дома, и ему как раз был срочно нужен опытный бухгалтер. Так она нашла отличную работу рядом с домом. Но обратите внимание,что для того, чтобы спокойно и доброжелательно общаться с людьми даже в такой довольно неприятной ситуации, нужно иметь хороший характер или хотя бы умение себя достойно вести.

Обзаведитесь визитками или хотя бы удобными небольшими листками бумаги со своими контактными данными и кратким описанием того, что вы умеете делать. Носите их всегда с собой, особенно в период активного поиска работы. Они могут пригодиться совершенно неожиданно.

Как-то девушка-секретарь, только что получившая уведомление о предстоящем сокращении, делилась в троллейбусе этой проблемой со своей подругой. Она говорила,как огорчена, как ей нравилась работа, где была возможность использовать свои знания(она заочно училась в юридическом институте), как она по выходным ходила на курсы и учила иностранный язык, который был нужен в ее работе. Она не говорила ни о ком дурно,никого не обвиняла. Вдруг женщина средних лет подошла к ним, извинилась, что случайно услышала их разговор, и дала свою визитку,предложив позвонить. Она оказалась владелицей небольшой нотариальной конторы. Конечно, такие встречи – дело случая. Но этот случай не произойдет с вами,даже если рядом окажется человек, имеющий возможность вам помочь,если ваше поведение не побудит его сделать такой шаг.

Полезно проговаривать проблему с каждым, кто к вам искренне расположен.

Например,одна молодая женщина энергично вела поиск работы, потеряв место из-за ликвидации компании, но нашла его не сама, а с помощью дедушки, который рассказал своим друзьям, поздравлявшим его с 85-летием, что главное его желание, чтобы внучка поскорей нашла удачную работу. Вдова его друга попросила своих детей по возможности помочь – и проблема оказалась решена.

Если вы уже работали секретарем, возможно,вам приходилось (особенно в крупных организациях) встречаться с определенными нормами: нужно сделать столько-то звонков, отпечатать столько-то писем. Поиск работы – это тоже работа, причем очень важная и ответственная. Установите себе нормы и неукоснительно их выполняйте.

Посмотреть такое-то количество сайтов с вакансиями в Интернете,прочесть объявления в печатных изданиях, сделать столько-то звонков, отослать резюме, при необходимости изменив его соответственно полученной информации и сопроводив письмом.

Не ленитесь собрать всю возможную информацию о компании, заглянуть на ее сайт, сходить в библиотеку. Сейчас на объявленную вакансию откликов будет немало. Нужно приготовиться к тому, что вам придется доказывать свои преимущества над конкурентами.

Тот, кто внимательно прочел объявление и поработал над своим резюме на предмет соответствия требованиям работодателя, получит явное преимущество,а если в сопроводительном письме внятно показано, что кандидат что-то знает о компании и хочет работать именно в ней,то это еще один плюс. Если он посмотрел на ситуацию найма глазами работодателя и подготовил заранее ответы на вопросы, которые естественно возникнут, то это дополнительные плюсы.

Кое-что о резюме…

Еще раз хочется напомнить, что читать советы по составлению резюме и прохождению собеседований очень полезно при одном условии: непременно“пропускайте их через себя”, выбирайте только те, что соответствуют вашей ситуации. При этом необходимо говорить правду и только правду, но необязательно всю правду. Форма резюме уже практически устоялась. Если у вас нет специальной причины менять ее, напишите свое резюме по стандартной форме, работодателю будет удобнее с ним работать. Однако вы можете и изменить стандартную форму при необходимости. Например, что-то пропустить.

Предположим,вам 40 лет. Вы опасаетесь, что если вы в первых строчках резюме укажете свой возраст, дальше его даже читать не будут.Тогда не указывайте. Только будьте последовательны и не указывайте тогда и годы обучения в институте. Напишите название учебного заведения,свою специальность по диплому и форму обучения.

Кстати, в других случаях человеку выгодно не писать специальность. Например, если основная специальность очень далека от его нынешней работы.

Так, молодая женщина с университетским,но не филологическим образованием, претендуя на работу переводчика, написала только годы учебы и название университета. Она действительно прекрасно знала язык и имела опубликованные переводы.Неправды она не написала, хотя кадровик, конечно, подумал,что она филолог. На собеседовании ей предложили работу.

Ее умолчание помогло лишь получить приглашение на это собеседование. Возможно, геолога кадровик бы и не пригласил, отчего пострадали бы обе стороны.

Если у вас были перерывы в работе, можно не проставлять годы работы.

Например,если в настоящий момент вы работаете,то укажите место работы и обозначьте даты ее начала,а далее в обратном хронологическом порядке предыдущие места работы, но без дат.

Если у вас очень маленький опыт работы, то после раздела с описанием образования можно вставить раздел: “навыки и умения”, где желательно перечислить все то, что может быть полезно для работы, а уже потом написать об опыте работы.

О нюансах поведения на собеседовании для тех, кто находится в поиске работы, и о влиянии ситуации на рынке труда на работников организаций читайте в следующем номере журнала.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Рассылка




Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Вы - делопроизводитель? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи по делопроизводству на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по делопроизводству
  • участвовать в вебинарах
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал PRO - делопроизводство

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль