Голос в работе секретаря

202
“Голос секретаря – это визитная карточка компании” – избитая фраза, не правда ли? Но так естественно во время телефонного разговора обращать особое внимание на голос собеседника. Каким требованиям должен отвечать голос секретаря? Типичные голосо-речевые недостатки. Как раскрыть дополнительные возможности собственного голоса?

Набирая телефонный номер компании, в большинстве случаев мы попадаем именно к секретарю и уже в первые секунды беседы составляем впечатление о нем, а значит, и о корпоративной культуре фирмы, с представителем которой мы общаемся. Естественно, что во время телефонного разговора, когда зрительные каналы восприятия не задействованы, голос секретаря приобретает особое значение. Он – визитная карточка компании.

  Каким же должен быть голос секретаря, достойно представляющего компанию?

 Вот как ответили на этот вопрос участники одного из тренингов:

  • “Теплым, приятным. Чтобы не появилось желание сразу повесить трубку…” (Аня, менеджер по персоналу).
  • “В нем должна присутствовать деловитость, но при этом он не должен быть сухим” (Антон, аспирант).
  • “Мне нравится, когда в голосе ощущается темперамент. Когда хочется слышать и слушать человека. Но это относится не только к секретарю” (Иван, начальник отдела).
  • “Голос секретаря должен соответствовать ее обязанностям. Во-первых, я не должна переспрашивать ее о сказанном; во-вторых, в ее голосе должно чувствоваться уважение к тому, кто обращается, независимо от должности или статуса; в-третьих, голос должен иметь приятный тембр. Для меня голос очень важен, потому что я получаю часть информации о собеседнике, исходя именно из его голоса. По нему можно определить, как человек относится к себе и окружающим” (Александра, директор).

 Рассуждая о качествах голоса, наши участники прежде всего имели в виду телефонное общение.

 Если мы слышим на другом конце провода голос, обладающий красивым тембром, богатством интонационных красок, широким диапазоном звучания, то испытываем чувство удовлетворения от разговора с приятным собеседником. По закону обратной связи в нас возникает чувство уважения и благодарности к нему. И совершенно противоположную реакцию вызывает голос человека, пронизанный нотами раздражения (потрескивающий, словно старый радиоприемник, или повизгивающий, как несмазанные петли форточки).

 При встрече с секретарем в офисе наше внимание переключается на зрительное восприятие, и голос как будто отходит на второй план, но не теряет при этом своего значения в оценке собеседника и восприятии необходимой информации.

Каким требованиям должен отвечать голос секретаря?

 Психологи утверждают, что эффективность коммуникации обеспечивают на 55% визуальные представления, связанные с внеш¬ним видом, выразительностью поз, мимики, жестов говорящего, 38% – качество голоса с его модулированностью, использованием пауз, четкостью и акцентностью речи, и лишь 7% определяется семантикой слов, которые произносятся. Увеличивая или уменьшая силу голоса, изменяя темп речи и краски тембра, мы выражаем мысль, отделяя звучанием главное от второстепенного и создавая мелодические рисунки предложений и других словесных конструкций.

 Голос секретаря – это инструмент, помогающий донести мысль и чувство до собеседника. И не только донести, но и “заразить” его “эмоциональной мыслью”. Чтобы легко выполнять свои функции, данный инструмент должен отвечать определенным требованиям.

 Голос, прежде всего, должен обладать выносливостью. Ведь голосо-речевой аппарат секретаря подвержен серьезным нагрузкам. Два-три часа непрерывного разговора могут привести к першению в горле, откашливанию. Голос становится глуше, он уже не способен выразить мысль и чувство говорящего. Как стираются без масла части двигателя, так и голосовые связки при интенсивном использовании у нетренированного человека “изнашиваются”, и дело может дойти до операционного вмешательства.

 Голос должен быть гибким. При этом он охватывает максимальный объем звучания от привычных средних до возможных низких и высоких тонов. Монотонный голос слаб и невыразителен. Из-за этого сокращается его информационный ресурс. Слушая “прямой как палка” голос, собеседник быстро утомляется и отключает свое внимание от происходящего.

 Он должен быть сильным. Что есть “сила звука”? Это мощь звуковой волны, возникающей от амплитуды колебания голосовых связок. Нужен ли секретарю сильный голос? Конечно, ведь современный секретарь выполняет многие административные функции, и далеко не всегда в тиши офиса. Кроме того, сила звука неверно ассоциируется исключительно с громкостью. Сила звука – это сила убеждения, помноженная на силу звучания, при обязательном мягком, ненадрывном и ненапряженном звучании.

Голосо-речевые недостатки

 Голос человека очень хрупок. Если вам приходится ежедневно говорить по нескольку часов и при этом звучание вашего голоса не освобождено от мышечных зажимов (сдавленный голос), начинает болеть шея, появляется “першинка” в горле – это означает, что с вашим профессиональным инструментом не все в порядке и им следует заняться срочно и всерьез.

 Вот самые распространенные голосо-речевые недостатки:

  • Однотонность речи чаще всего связана с неумением различать высотные изменения голоса и пользоваться ими. Она может быть вызвана и природной тембральной бедностью голоса.
  • Голос вялый, прерывается (“падает”). Причиной может быть нетренированное дыхание, а также вялость голосовых связок.
  • Голос не выходит из ротовой полости, как бы “гудит” за зубами, что часто зависит от плохой артикуляции (нечеткого произношения), вялого речевого аппарата и зажатой нижней челюсти.
  • Голос звучит высоко или низко, и как бы “проваливается” в середине, в нем нет плавных переходов от нижних нот к верхним, и наоборот. Это может зависеть от неумения пользоваться средним регистром, а иногда и от возрастных особенностей.
  • В голосе отсутствует сила, человек напрягается, кричит, но звук не летит, в нем нет объема. Как правило, это вызвано нетренированным дыханием и неумением пользоваться резонаторами. Это, пожалуй, самый распространенный недостаток. Особенно у женщин.
  • Голос гнусавый и “горлит”. Часто объясняется вялостью небной занавески и малоподвижным языком.

Раскройте возможности своего голоса

 Есть ряд специальных упражнений, которые помогут вам привести звучание в порядок – “освободить” и “поставить” голос (“поставить” – это не значит “изменить его до неузнаваемости”, ваша задача – раскрыть возможности природного голоса). Конечно,

работать над голосом желательно под руководством специалиста. Но и в отсутствие такового, выполняя простейшие упражнения, можно существенно улучшить качество звучания.

 Вот одно из таких упражнений: Вообразите, что вы пришли уставшие после работы домой, чуть побаливает горло. Ваши действия: тело мягкое, спину держите прямо, голову не запрокидывайте. Возникла потребность “постонать” (не “помычать”!), и вы стонете. Легко, будто зовете кого-то. Например, стонете на звуках “М” или “Н”. Не надо кряхтеть! Звук свободно проходит горло (там “водосточная труба”), поднимается вверх, в макушку и пробивает лоб, нос, зубы. Щекотно губам. Волна звука свободно улетает от вас. Стон – свободный, тянущийся, монотонный. Подключайте к согласному “М” гласные звуки “А, О, У, Э, И, Ы”. МамммМомммМэмммм… Произносите гласные мягко, без толчков, слегка приоткрывая рот

и сейчас же закрывая для продолжения стона…

 Это упражнение позволит добиться звучания на так называемой “мягкой атаке”. Чтобы пояснить этот термин, вспомним, как образуется звук.

 Механизм голосообразования весьма сложен. Каждая из частей голосового аппарата играет в нем особую роль. Дыхательный аппарат “поставляет” воздух, струя которого приводит в движение голосовые складки. Гортань с голосовыми связками является источником звука. Надставная часть выполняет резонаторную функцию. Основной звук, образующийся в гортани, формируется здесь, приобретая силу и тембр. Артикуляционная часть голосового аппарата окончательно оформляет звук.

 Атака, или начало звучания, – это момент установки голосовых связок на определенный тон и характер звучания речи при различных видах их смыкания и прохождения воздушной струи. Принято различать три типа голосовых атак: “твердую”, “мягкую” и “придыхательную”.

  • При “твердой атаке” голосовые связки смыкаются до начала звука, затем осуществляется выдох. Выдыхаемый воздух с усилием прорывается через замкнутую голосовую щель и приводит в колебание голосовые связки. При этом в самом начале звучания ясно слышится призвук. Примером может служить звучание голоса Высоцкого – яркий образец “твердой атаки”.
  • Во время “придыхательной атаки” сначала идет легкий вздох, затем смыкаются и начинают колебаться связки.

 При этом способе голосоподачи слышится неиспользованный в звучании “дикий” воздух, своеобразное придыхание.

  • При “мягкой атаке” момент смыкания связок и начало выдоха совпадают. Этот способ голосоподачи наиболее благоприятно отражается на качестве звучания голоса.

 Процесс общения людей подчиняется закону обратной связи и является слухо-мышечным. То есть речь воспринимается не только на слух, но и c помощью дублирования микродвижениями мышц своего голосо-речевого аппарата голоса говорящего. Поэтому если ваш собеседник не обладает “мягкой атакой” – говорит напряженно или непривычно высоко и тонко, – то и вы неизбежно будете ощущать дискомфорт, потому что ваши мышцы будут непроизвольно повторять его движения. Вспомним, как хочется откашляться, когда мы беседуем с заболевшим и сипящим человеком.

 Секретарю, заботящемуся о своих знаниях, компетентности, крайне важно их использовать! Поэтому сегодня, когда от него требуются и качества профессионального коммуникатора, голос становится важнейшим фактором его статуса (или – квалификации).

 Разумеется, обойтись одним-единственным упражнением на постановку “мягкой атаки” невозможно. Голос требует бережного к себе отношения и развития своих качеств в целом комплексе упражнений – голосо-речевом тренинге.

 Для тех, кто пока не имеет возможности пройти такое обучение, ряд советов.

  • Голос просыпается позже всего организма. Не стоит подвергать его нагрузкам с раннего утра.
  • На звучание отрицательно влияют такие заболевания, как тонзиллит, болезнь носоглотки, гайморит, воспаление щитовидной железы и т. п. Закаляйтесь!
  • Огромное значение имеет для голоса режим питания. Звучание меняется кардинально после обильного стола с жирной пищей. Затрудняется дыхание и автоматически меняется звук. Голос становится усталым и невыразительным.
  • На качество звучания голоса отрицательно влияет наша раздражительность. Будьте доброжелательны!

 

Относитесь внимательнее к своему голосу – чудесному дару, который дан человеку!

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
      Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»




      Вопрос - ответ

      Отвечаем на Ваши вопросы

      Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
      Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
      Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
      Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
      Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

      PRO Делопроизводство
      Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64197 от 25.12.2015


      E-mail: document@sekretariat.ru

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

      Регистрация бесплатная и займет всего минуту!

      После регистрации вы сможете:

      • читать любые статьи по Делопроизводству и Документообороту на нашем сайте
      • бесплатно подписаться на ежедневные новости для секретарей и офис-менеджеров
      • участие в онлайн вебинарах и возможность задавать вопросы экспертам

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Всего один шаг - и документ Ваш!

      Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль