text
Секретариат

Я – начальник, ты – …

  • 20 сентября 2010
  • 1291

Субординация является одной из основ делового этикета и крайне важна при выстраивании отношений на работе. Предлагаем сообществу PRO-Секретариат рассмотреть сложные случаи субординации: когда подчинения требует подруга-секретарь, получившая повышение, чересчур агрессивный шеф или два шефа сразу.

Субординация, которую словарь определяет как «ментальное дистанцирование между людьми с разными лидерскими способностями», а на деле оборачивающаяся подчинением коллегам, занимающим должность непосредственного начальника, является одной из основ делового этикета и крайне важна при выстраивании отношений на работе.

«Ты» или «вы»?

Конечно, в каждой компании свои правила, и нормы субординации везде разные. Где-то, чаще в крупных солидных компаниях, корпоративный кодекс предписывает называть руководителя исключительно по имени-отчеству и на «вы», а в «молодых» фирмах творческой направленности с демократическим стилем руководства в ходу «тыканье» и совместные походы в пивные рестораны по пятницам. Скорее всего, если вы, придя в такую компанию, попытаетесь назвать начальника по имени-отчеству, то встретите непонимание: такое обращение будет слишком официозным на общем демократичном фоне.

Однако не всегда обращение начальника к подчиненным на «ты» служит сигналом к такому же обращению с их стороны – возможно, в компании принят «патриархальный» стиль общения, где глава фирмы ассоциирует себя с главой семьи, а подчиненных с неразумными родственниками, которых следует вразумлять. В таких компаниях субординация соблюдается достаточно строго, и панибратства руководители не терпят.

Коллега стал начальником…

Знакома ли вам такая ситуация: ваша коллега, с которой вы давно работаете, поддерживаете дружеские отношения, бывает, разговариваете и на нерабочие темы, получает повышение и становится выше вас в служебной иерархии. Ее манера общения меняется: она может одернуть вас, попросив соблюдать субординацию. Правильно ли новоиспеченная начальница понимает субординацию? Пожалуй, нет, но для сохранения хороших отношений стоит «подыграть» ей: признание коллегами в новой должности очень важно для тех, кто недавно получил повышение. Впрочем, выполнять все требования недавних «товарищей по офису» тоже не стоит, если, конечно, вы не находитесь у них в прямом подчинении.

А служба – службой!

А если вашим начальником становится ваша подруга? Ситуации, когда друзья занимают рабочие позиции «начальник-подчиненный», чреваты сложностями: в рабочие отношения вплетаются личные симпатии и антипатии каждой из сторон, попытки отлынивать от работы или наоборот, заставить подчиненного работать больше «по старой дружбе». Идеальный вариант рабочих отношений в таком случае строятся при соблюдении дистанции. Договоритесь заранее о том, как вести себя на работе, ну, а дружеские разговоры можно перенести на встречи вне стен офиса.

Когда начальников несколько…

Несуразности штатного расписания привели к тому, что шефов у вас два. Каждый считает, что он – «важнее» и что именно его задания нужно выполнять в первую очередь. Особенно неприятно, когда человек, у которого вы не состоите в подчинении, считает нужным кричать на вас, если вы не готовы выполнять его просьбы. Конечно, никто не имеет права так делать. Но как объяснить это, предположим, директору другого филиала? Субординация предписывает быть вежливыми…

Однако «быть вежливым» вовсе не значит «страдать молча». Если вы поведете себя, как в стандартной стрессовой ситуации – абстрагируетесь, посмотрите на ситуацию со стороны, не будете оправдываться и кричать в ответ – то агрессор быстро успокоится. Даже если он – директор!

Ника Миролюбова

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

Регистрация бесплатная и займет всего минуту!

После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи по Делопроизводству и Документообороту на нашем сайте
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости для секретарей и офис-менеджеров
  • участие в онлайн вебинарах и возможность задавать вопросы экспертам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.